Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Саранские епархиальные ведомости»

О ВЗЫСКАНИИ БОГА

Из проповедей архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия

Мы живем в удивительное время, когда одна часть населения что-то продает, другая покупает. Но среди этого нашего населения, среди городского шума, веселия и радования бывает очень трудно найти духовных купцов, тех, которые ищут драгоценную жемчужину, которой является наш Господь и Спаситель, непохищаемое и вечное сокровище. Все куда-то спешат и суетятся. По внешнему поведению, по одежде, по занятиям можно определить, к чему привязаны сердца этих людей. Печать этого мира, как и печать дара Духа Святаго, всегда видна на челе людей. Люди, помеченные Богом, стараются благоугождать Ему день и ночь, прося Его милости и прощения. В конце каждого дня они отчитываются о своих делах и поступках, ибо знают, что их ждет впереди. Поэтому стараются послать на небо свою чистую молитву, стараются посетить храм Божий, заказать Божественную литургию за себя, за родных и близких, за живых и умерших, подать милостыню нищим, в воздержании и смиренномудрии проводя отведенное Богом время, при этом оказывая нелицемерную любовь к ближним и ко Христу.

Жизнь человеческая коротка, и каждый день кто-то из наших собратьев покидает этот земной мир, чтобы предстать пред Христом и отчитаться, что же приобрели в этом мире для жизни вечной.

Прп. Ефрем Сирин в своих поучениях сетует: "Нет разумевающего; никто не прилагает старания; леность и забота века подобно цепи связали ум. Божественное Писание и списываем мы правильно, и читаем правильно, а правильно выслушивать не хотим; потому что не угодно нам исполнять то, что в нем повелевается".

Одной из многих причин нашего нежелания угодить Богу является наша леность. Святые отцы всегда говорили, что если в духовной жизни человека начнет преобладать леность, то он стоит на грани погибели. Можно сказать, что с лености начинается погибель, когда человеку безразлично, что с ним будет потом, главное сейчас себе ни в чем не отказывать и не вести никакой борьбы со своей многострастной плотью.

Двери греха открываются сами, и они на каждом углу, а двери Царства Небесного надо искать, и кто их ищет, тот и обретает, кто в них стучится, тому они и отверзаются (Мф.7,7). Благодать Божия для всех, но получают ее только те, кто не ленится.

Ленивому человеку враг не даст проводить время просто в праздности, он обязательно вложит в него множество помыслов, например, поспать. Этот помысел он принимает с радостью. Или, например, помысел высокоумия и осуждения других, который не соответствует христианскому званию и тем самым расслабляет его. Ленивому человеку никогда не стяжать благодати Божией, а без благодати Божией человек беден и скуден, это вместилище мерзких и нечистых помыслов. Поэтому в молитве к Царю Небесному мы просим, чтобы Он Сам, Дух Святой, помог нам очиститься и подать сил к преуспеянию во всяких добродетелях.

Беда нашего времени, что нет у нас опытных наставников, а еще лучше прозорливых, которые, взирая на нас, говорили бы нам следующее: "Скажи мне: для чего умываешь лице свое водою? Не для того ли, чтобы понравиться ближнему своему? А из этого видно, что ты не возгнушался страстями плоти своей, но порабощен им. Если же хочешь умыть лице свое, то умой его слезами и убели его плачем, чтобы оно со славою сияло перед Богом и перед святыми Ангелами; потому что лице, омываемое слезами, - не увядающая красота".

Видя, как мы постоянно смеемся, святые люди на это наше безрассудство сказали бы, что у нас нет страха Божия и нет стремления к достижению брачного чертога, где будут чистое веселие и радость.

Они нас призывают, чтобы мы не ленились и не боялись искушений. "Крепкий пусть помогает немощным, усердный утешает малодушного, трезвенный возбуждает объятого сном, постоянный подает советы непостоянному, воздержанный вразумляет безпечного и безчинного. Так, единодушно поощряя друг друга и побеждая друг за друга, постыдим супротивного нашего врага, прославим нашего Бога и возвеселим святых Ангелов и тех, которые видят нас и слышат о нас, и послужим великим назиданием о Христе Спасителе нашем". Только подражая в добродетелях Самому Христу Спасителю, мы можем спастись. Подражая Господу в смирении, в послушании, в любви, терпении, мы спасем свои безсмертные души. Господь Сам говорил, что Он пришел на землю не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить роду человеческому, что Он пришел на землю творить не Свою волю, но волю пославшего Его Отца, и еще Он говорил, что всякий, кто себя возносит, - смирится, кто себя смиряет - вознесется. Сейчас мы живем в ужасном развратном мире. Нам нужно быть сугубо строгими и внимательными. Если мы посмотрим на отцов - подвижников первых веков христианства, то увидим, сколько в них было строгости, сколько воздержания, небрежения о себе и самоуничижения, сколько от них потребовалось подвигов и сколько трудов, чтобы они спаслись и просияли, как звезды на небе.

Прп. Ефрем Сирин говорит: "Изучи в точности, что такое похоть. Без тела она мертва; но когда стремление похоти приблизится к телу, тогда оживотворится похоть, ум занимается сладостью похоти, и тело, которое живо, окутывается умершим мертвенности похоти. Посему тщательно блюди себя от сего мертвеца. При вос- пламенении в теле похоти приводи себе на мысль неугасимый огонь и нескончаемого червя, и тотчас угаснет разжение членов; иначе, расслабев, будешь побежден и станешь раскаиваться и объимет тебя огонь скорбью раскаяния, и привыкнешь грешить, хотя будешь и раскаиваться. Вначале постарайся быть строгим ко всякому пожеланию, чтобы не преодолеваться им, и не привыкнешь уступать над собой победу во брани. Ибо привычка - вторая природа. Привычка к послаблению никогда не приобретает строгости. Она всегда созидает и разоряет, грешит и раскаивается. Кто привык уступать над собой победу какому-либо пожеланию, того всегда обличает совесть его, он во всякое время печален, и хотя при других показывает благоговейное и веселое лицо, но внутренне уныл, по причине обличения совести своей. Ибо обыкновенное достояние похоти сообщает мучительную печаль исполняющим ее. Поэтому внимай всей душой, всегда имея в себе Бога. Ибо Христос есть безсмертный Жених души. Итак, не оставляй истинного своего Жениха, чтобы и Он тебя не оставил и чтоб тебе оставленному не возлюбить чуждого, то есть коварного врага. Он, коварный, любит на короткое время и вскоре оставляет. Эта - нечистая блудница, когда истощит у кого имение и силы, тогда он делается ей ненавистен. Кто не будет плакать, что враг, истощив наши силы и время на нечистоты свои и на скверные похоти, потом отступает от нас по ненависти, которую имеет к нам? Потому что никогда не любил нас этот нечистый и скверный".

Постараемся, дорогие братья и сестры, избегать сетей врага, постараемся в совершенных грехах принести покаяние, не будем ждать, пока тяжкие болезни прикуют нас к постели, когда мы уже сами ничего доброго не сможем сделать. Но пока в силе, будем всегда помнить, что любой грех - это страшная опасность на нашем пути в вечность, будем помнить, что только по нашей лености и по нашему нерадению владычествуют над нами страсти, и никто не виновен, что мы такие, кроме нас самих, потому что сами хотим жить без подвигов, без борьбы. Хоть напоследок изменим свою жизнь, станем благоугождать Богу, а не лукавому. Страхом Божиим будем ограждать дни свои и при содействии Божием будем приобретать добрые навыки. Пусть наши мысли будут заняты только думой о добром и хорошем, ибо незанятый ум и суетный рождает и дела подобающие ему. Ежедневно пребывая в получениях Господних, в молитвах и добродетели, будем искать Господа и, обретая Его, как великое сокровище, спасемся с Ним и будем пребывать с Ним во веки веков. Аминь.

О ГНЕВЕ

Душу убивают многие страсти, и одна из них - это гнев. Христианство - это религия любви. Основатель христианства Сам Бог. А Бог, как мы знаем, есть Любовь. Однажды ученики Иисуса Христа обратились к Нему, чтобы Он наказал жителей одного селения. Но Господь им ответил: "Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать" (Лк.9, 54-56).

Где гневаются люди, там Бог отсутствует. Святитель Григорий Богослов спрашивает: "Скажи, какое другое зло хуже преступивших меру гневливости? И есть ли от этого исцеление? В иных болезнях прекрасное исцеление - мысль о Боге. А гневливость, как только однажды мы преступим меру, прежде всего за- граждает двери Богу. Само воспоминание о Боге увеличивает зло, потому что разгневанный готов оскорбить и Бога. Апостол Иаков писал: "Гнев человека не творит правды Божией" (Иак. 1,19-20).

Кто из нас не гневается и не раздражается? Иногда это мы сваливаем на свои нервы, которые у нас расшатаны от тяжелой жизни. Возможно, это и так, и у всех жизнь складывается по-разному. На чью-то долю выпала война, на чью-то - напряженность современной жизни, кто-то живет в окружении родных, у которых трудный характер, у кого-то на работе нервозная обстановка. Но все это не может служить оправданием глубоко укоренившейся в нас привычки вымещать свое раздражение, злость, дурное настроение на наших родных и близких или сотоварищах по работе.

Нередко приходится встречать в наших семьях и раздражительность, и вспыльчивость, и куда большую грубость, от которой в первую очередь разрушается семейная жизнь. Часто у нас ссоры возникают из-за каких-нибудь пустяков, но это вызывает ответную ненависть, желание отомстить, ожесточаются в конечном итоге сердца в целом добрых и любящих друг друга людей. Очень часто причиной гнева бывает высокомерие, гордыня, желание показать свою власть над другими, обличить его пороки, забывая, естественно, о своих грехах.

Святитель Василий Великий говорит: "Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого и не думай, что другой человек много ниже тебя по достоинству. В таком случае наносимые нам обиды никогда не приведут нас в раздражение".

Когда человек гневный, ничего у него не клеится, все из рук валится. Толком не разобравшись в ситуации, мы нападаем на невинного и тогда совсем выглядим глупо, и напрасно оскорбляем человека. Иногда начальствующие оправдывают свой гнев, говорят, что без твердого словца работа не клеится, но это как раз свидетельствует, что в этом коллективе нездоровая обстановка, и что Бога там точно нет.

Великий русский старец Нил Сорский говорит: "Молитва за брата - это есть любовь и прощение, а призывание в помощь его молитвы - это уже есть смирение. По возможности нужно и добро ему делать, и так исполнится заповедь Господа: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф.5,44). За то и награду Господь обещает тому высшую, нежели другим. Обещает не только Царство Небесное, не только утешение и радование, как прочим, но усыновление: "да будете, сказал Он, как сынами Отца вашего Небесного" (Мф.5,45).

Сам Господь наш Иисус Христос, положивший нам сию заповедь и обещавший такое великое, за исполнение ее, воздаяние, - как научил, так и Сам исполнил это, подавая нам пример, чтобы и мы, по возможности, подражали Ему. Сколько зла претерпел Он от иудеев за нас грешников! И не только не гневался на них, но и молился за них к Отцу Своему, говоря: "Отче, отпусти им" (грех сей) (Лк.23,24). И все святые, шествовавшие таким же путем, получили от Бога благодать не только не воздавать злом за зло своим оскорбителям, но делали им добро, молились за них, прикрывали их недостатки, радовались об их исправлении, и когда те приходили в сознание своих зол, поучали их любовью своей и прощением.

Итак, дорогие братья и сестры, зная, что гнев является началом того пламени, которое ожидает нас, если мы эту страсть не искореним в своей жизни, будем применять все те средства, которые указало нам Слово Божие и опыт святых отцов. Будем просить лучше друг у друга прощения, чем ходить и серчать постоянно, раздражаясь по всякому поводу и без повода. Не должно быть в нас никаких пороков и такого особенно, как человекоубийственная страсть - гнев. Будем молиться Господу Богу, чтобы Он помог изгнать нам всех бесов гнева, которые поселились в наших душах, как у себя дома, и сделали нас своими рабами.

Мы рабы Христовы, и Христос готов нас сделать Своими сынами по благодати.

    следующая