Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

НЕ СПЕШИТЕ КОЛЕБАТЬСЯ УМОМ!..

Мысли святителя Николая Японского (†1912) о Православии, инославии и о кончине мира

†††

Никто так не ненавидит Россию и не желает ей зла, как протестантские миссионеры. Почему? Да потому, что Россия не даёт им развращать себя. Во всех подряд протестантских изданиях если встречается что про Россию, так непременно злое и хульное. О, лицемеры и пройдохи!

†††

…Расчётный за месяц скучный день, с грустными, горькими мыслями, навеваемыми неудачной для России войной и тем, что уже её поносят все, особенно протестантские миссионеры.

†††

Рассуждая о православном богослужении, святитель пишет: «Это не протестантская церковная беднота, пробавляющаяся несколькими ветхозаветными псалмами, своими слезливыми стишками и самодельной каждого пастыря проповедью — «чем богаты, тем и рады», — и не католическая богомольная тарабарщина с органными завываниями.

†††

За Литургией было так много христиан, что о.Андроник удивился: «Праздник Богородицы чтут так же, как в России». Между прочим, был один патер; сначала стоял в дверях, потом с д-ром Кёбером — в правом крыле церкви, и проявил себя очень скверно… ни на каждение, ни на благословение не преклонял хоть бы мало главу, а стоял совершенно истуканом; наш бы, православный, непременно отдал поклон католическому епископу; ведь таинство епископства взаимно нами признаётся и уважается. Но в этом-то и выражается, что католичество — яд мира и что ему предстоит то же, что было с ересью Ария, т.е. исчезновение из мира. Протестантство не менее — гностицизм, отливающий всеми цветами красивой ящерицы, и его участь та же. Будущее чревато ещё какими-то превращениями и извращениями до антихриста включительно, — но всех удел — погибель. Только нашему Христову учению суждена несокрушимость.

†††

Ко мне иногда приходят японцы-протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. «Да у вас же есть свои учителя-миссионеры — их спросите, — говорю я им. — Что они отвечают?» — «Мы у них спрашивали, говорят: понимай как знаешь; но мне нужно знать подлинную мысль Божию, а не моё личное мнение…» У нас не так, всё светло и надежно, ясно и прочно — потому что мы кроме Священного Писания принимаем ещё Священное Предание, а Священное Предание — это живой, не прерывающийся голос нашей Церкви со времён Христа и Его апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нём-то утверждается всё в целом Священное Писание».

†††

Жизнь и отдельного человека, тем более каждого народа и, несомненно, всего человечества, проходит периоды, назначенные ей Творцом. В каком же возрасте теперь человечество со времени рождения его в новую жизнь? О, конечно, ещё в юном! Две тысячи лет для такого большого организма совсем небольшие годы. Пройдут ещё многие тысячи лет, пока истинное Христово учение и оживотворяющая Благодать Святого Духа проникнут во все члены этого организма, пока все народы и в них все отдельные личности усвоят Христово учение и подвергнутся благодатному действию его: правда Божия сего требует. Истина Христова и Благодать Святого Духа всею своею силою должны войти в человечество и произвести полное своё действие. Тогда только настанет зрелый возраст человечества: этот великий организм станет во весь свой рост и станет столько добра творить, насколько способна созданная Богом Творцом и оплодотворённая Богом Спасителем природа человеческая…

†††

Грозные тучи ходят над бедною Россией. Не без причины многие думают, что «близок конец мира» и т.д. Но не устояла во всей силе печаль моя против дальнейших размышлений. В пылу битвы воин видит кровь, много крови; но не прав будет он, если скажет: «Вот только и есть кровь, нет больше мира, рушится мир!». Но окиньте взором пространство мировой истории от Адама доныне: когда же были времена вполне утешительные? Дохристианский мир задыхался в безпросветной атмосфере зла до того, что лучшие тогдашние люди прибегали как к последнему утешению к самоубийству. Лишь только блеснул на земле Небесный свет, подана людям чаша утешения, люди, вошедшие в полосу этого света и принявшие чашу, тем не менее, видя окружавший их внешний мрак, страдали до того, что своё время считали концом мира. Вспомните, как апостол Павел убеждал солунян «о пришествии Господа не спешить колебаться умом», что хотя тайна беззакония уже деется, но кончина не теперь. А когда? «Проповестся сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем языком, и тогда придет кончина». На что яснее и вернее, а также и утешительнее сего указания! Ещё большая половина языков вселенной не слышала Евангелия Царствия…

†††

Разве у европейских народов Евангелие проникло до глубины сердца? Нет, оно ещё на поверхности их душ. И это потому, что западные народы слушают Евангелие, затемнённое извращениями католичества и протестантства; Россия слушает всесветлое Евангелие непросветлённым, невежественным, неразвитым умом и неуглублённым сердцем. Разве для того Бог сходил на землю и Сам изрёк людям учение?..

†††

Душевная жизнь слагается из ежедневных, ежечасных, ежеминутных мыслей, чувств, желаний; всё это — как малые капли, сливаясь, образуют ручей, реку и море — составляет целостные жизни. И как река, озеро светлы или мутны оттого, что капли в них светлы или мутны, так и жизнь — радостна или печальна, чиста или грязна оттого, что таковы ежеминутные и ежедневные мысли и чувства. Такова и безконечная будущность будет — счастливая или мучительная, славная или позорная, — каковы наши обыденные мысли и чувства, которые дали тот или иной вид, характер, свойство нашей душе. В высшей степени важно беречь себя ежедневно, ежеминутно от всякого загрязнения.

†††

21 января 1901. Воскресенье.

В церкви было гораздо больше русских матросов, чем японских христиан. И свечей же наставили! Всех и расставить не могли — места не хватило; оставшиеся будут поставлены при дальнейших богослужениях — так и матросикам объяснено. После Литургии многие из них пожелали отслужить молебен Спасителю. Я спросил:

— Есть ли между вами могущие петь молебен?

— Нет, — ответили.

— В таком случае и священник, и пение будут японские.

— Для нас это всё равно, Господь Бог не положил различие в языке для молитвы.

Да наградит Господь Своею Благодатию такое истинно православное суждение!

предыдущая    следующая