Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

Святитель Николай Сербский.

О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ

Из книги «Сто слов о Божественной любви»

1. Поскольку все вещи во вселенной с их сущностями и действиями есть только символы духовных вещей, точно так же и земная любовь. То, что люди на земле именуют любовью, на самом деле лишь слабый символ истинной Небесной любви.

5. В языческом мире существовала вера в троицу, но не во святую и не в единую. Индусы верили и теперь верят в Тримурти, т.е. в три верховных божества, из которых один, Шива, — дьявол и разрушитель того, что создают первые два, Вишну и Брама. В Египте также верили в троичное божество, но как в семью, соединённую плотской любовью Озириса и Изиды, родивших сына Хоруса, которого Озирис убил, из-за чего этот чудовищный брак распался. До Христа люди могли своим умом и энергией создать великие цивилизации по всему миру, но не могли дойти до правильного понятия о Боге как о Святой Троице, соединённой в единстве, следовательно, и о Боге как о Любви.

6. Ислам, несмотря на то что он является одной из относительно высших религий, совершенно не терпит учения о Боге как о Святой Троице. В Коране такое понятие высмеивается. На мечети Омара в Иерусалиме высечена на стене такая заповедь: «Правоверные, знайте, что Аллах не имеет Сына». И именно потому, что по этой вере Бог не имеет Сына, в Коране нигде не говорится о любви Божией, но только о правде Божией и милосердии. Несмотря на то что свои понятия Мухаммед почерпнул из Ветхого Завета, он не заметил слов Всевышнего: «Ужели Я, Который отворяет утробы, не могу родить? Ужели Я, Который дарует жизнь, останусь без наследия?» (Ис.66,9). И этого не заметили не только Мухаммед, но и древние ариане и современные унитарии.

15. Любовь в одном лице — не любовь, а самолюбие и себялюбие. Потому Мухаммед и не упоминает о любви в связи с богом-Аллахом, но только о праведности и милосердии. Любовь между двумя людьми охладевает и превращается в печаль. Потому бездетность в Ветхом Завете считалась проклятием. Так это и доныне остаётся на Балканах, в России и на всём Востоке. Любовь становится полной при появлении третьего. И на земле это так, ибо так это и на Небе. Неудивительно, что число три играет такую большую роль во всех творениях Триединого Бога.

26. В повестях и балладах о рыцарях мы читаем, как они за любовь своих избранниц шли на страдания, иной раз и на смерть. Но те избранницы были достойны их любви и жертвы, как о том пишут поэты. А Безгрешный и Пречистый Христос понёс уничижения, муки и страшную смерть не за какую-то невинную, верную и добрую девушку, но за грешников и развратниц, за убийц, лгунов, воров, разбойников, клятвопреступников и безбожников, за испоганенные и смердящие души человеческие, которые источали зловоние в смертельном разложении и прежде смерти были уже мертвы. «…Едва ли кто умрёт за праведника… Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим.5,7—8). Не есть ли это любовь, которая превышает всякий разум?

31. Любовь — это радость, а цена любви — жертва. Любовь — это жизнь, а цена любви — смерть.

34. Адам и Ева были богами, малыми богами. Подобные Ангелам небесным. Не бойся этих громких слов, дочь моя, которые часто повторяются в святых православных книгах. Да, Адам и Ева были богами, это уже в словах Святой Троицы: «Сотворим человека по образу Нашему». Об этом позже ясно говорит пророк: «Вы боги и сыны Божии» (Пс.81,6). Эти слова подтвердил Спаситель мира Своими Божественными устами: «Вы боги» (Ин.10,34). На основании этого мудрый Максим Исповедник поучает: «Предадимся всецело Господу, дабы принять Его всецело (в себя) и через Него стать богами». Так говорили и многие другие православные богословы.

51. Тело не может ни любить, ни ненавидеть. Не может тело любить тело. Способность любить принадлежит душе. Когда душа любит тело, — это не любовь, но желание, страсть. Когда душа любит душу не в Боге, то это либо восторг, либо жалость. Когда же душа в Боге любит душу, невзирая на внешность (красоту, уродство), это и есть любовь. Это — истинная любовь, дочь моя. А в любви — жизнь.

56. То, что для животных не предосудительно, людям ставится в вину. Всё наше знание о животных не может нам объяснить их внутренних ощущений. Мы не знаем их внутреннего устроения, но только наружное. Но определённо можно сказать, что они живут согласно своей природе, по дару и определению Творца, всегда неизменны, всякий по своему роду, и без греха. Применительно к животным нельзя говорить о грехе. Но человек, если он живет животными похотьми, соделывает грех. И как же можно эти страсти называть святым именем любви! Человек может опуститься до состояния животного, может стать хуже скотины.

57. Но когда кто-либо говорит, что и человек должен жить согласно законам природы, мы спрашиваем: какой природы? Той ли первоначальной, безгрешной, райской природы, по которой Бог сотворил человека, или другой, болезненной, приниженной, извращённой демонами, изуродованной пороками, умерщвлённой страстями? Ибо не сотворил Бог человека подобно всей остальной твари, но особым образом. И сверх всего дал ему власть над остальной тварью. Поэтому человек отделён от всякой другой физической природы: от рыб, от птиц, от животных —
и вознесён над всякой зоологией и «обезьяно-логией». Христос пришёл, чтобы обновить эту первую подлинную природу человека. И только тот, кто живёт согласно этой обновлённой природе, живёт действительно по природе человеческой. Место зоологии — у ног антропологии.

62. «Огонь пришел Я низвести на землю…» (Лк.12,49), — сказал Господь. Это Небесный огонь любви, в котором нет дыма, нет ничего ни телесного, ни материального, ничего страстного или несвятого. Этой любовью были напоены и упоены все апостолы, все святые мужи и жены. Их сердца были свободны от желаний телесных и проходящих и направлены только к Нему, единому Возлюбленному, не ожидая ничего от мира и давая миру всё ради Него.

79. Монашество не правило, а исключение из правила, но исключение, без которого Церковь Христова никогда не была бы тем, чем она является. Подобно неправильным глаголам (как глагол «быть»), без которых язык был бы несовершенен.

85. Существует одно преступление против любви, тяжкое, как блуд и прелюбодеяние, даже ещё тяжелее. Это богоборчество лицемерных старейшин народных, у которых на языке любовь к народу, а в душе презрение к нему. Под видом закона они грабят и угнетают народ и отвергают «правду, милость и веру». Это те, которым Бог мешает, а Христос досаждает, и они действуют лукаво, чтобы увести народ от Бога, а Христа они распинают. Это самые большие враги народа, которые гонят и убивают его истинных друзей. Их-то Христос ставил ниже блудниц и мытарей, говоря фарисеям: «Истину говорю вам, что мытари и блудницы прежде вас войдут в Царствие Божие».

89. На Востоке люди умеют различать запах души крещёной и души некрещёной. Пчёлы по запаху распознают злого человека и сразу на него нападают. Дикие звери приходили к святым мужам и женам и ласкались к ним. Они чувствовали благоухание любви. Конечно, и апостолы ощущали этот неземной аромат любви (Флп.4,18). Бог не выносит ни запаха жертв беззаконников и лицемеров, ни жертвы неправедной (Ис.1,13). Жертвы сами по себе имеют запах, свойственный их природе, но души приносящих жертвы источали зловоние.

предыдущая    следующая