Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

НИКОЛЬСКОЕ ВОЙСКО

ПРМЧ. НИКОЛАЙ НОВЫЙ

Память 9 мая

Вунена — поселок в Фессалии, в северо-восточной Греции. Здесь стоит храм, где находится место упокоения святого Николая Нового. А честные мощи — глава мученика — пребывает на острове Андрос, в монастыре Святителя Николая Чудотворца.

В наши дни в Вунене, на месте казни святого Николая Нового, происходит чудо, подобного которому нет больше нигде на земле. Как написано в житии, Николая бичевали на этом месте до тех пор, пока земля не стала багровой от крови, а потом привязали мученика к дереву и метали в него стрелы и копья, пока он не истёк кровью. И каждый год в день мученической кончины святого здесь «кровоточат» деревья, источая тёмную жидкость, которая имеет целебные свойства.

Прославленный в Греции, но мало известный в России преподобномученик Николай Новый жил на рубеже VII—VIII веков. Он обладал большой физической силой, несокрушимой волей и мужеством, благодаря чему сделал блестящую военную карьеру. Христианин по рождению и воспитанию, Николай, став военачальником, обучал своих подчинённых не только военному искусству, но и вере в Бога и надежде на Него. Поэтому его воины, хоть и одержали множество побед, никогда не обижали побеждённых, не причиняли зла ни пленным, ни мирным жителям.

Дороги войны привели Николая с его войском в город Ларису, в окрестностях которой и находится Вунена. Лариса в то время была величественной крепостью, которую охраняло хорошо обученное войско. Мужественные защитники города сражались столь отважно, что войско Николая не смогло взять город. Многие воины были убиты в жестоком бою.

Безсмысленная гибель вверенных ему людей заставила Николая глубоко задуматься о смысле жизни. В его душе родилось горячее желание окончить свои дни в молитве и покаянии.

Николай узнал, что недалеко от Ларисы, в Вунене, в лесах на горе, в пустынных кельях живут отшельники. Николай поселился с ними, чтобы научиться духовной жизни. Он настолько преуспел в добродетели, что вызывал восхищение даже у своих наставников — отцов-пустынников.

Святой Николай жил в Вуненском скиту вместе с монахами, имена которых сохранились. Это были Григорий, Иоанн, Димитрий, Михаил, Акиндин, Феодор, Панкратий, Христофор, Пантелей, Емилиан и Навудий. Однажды, когда они все вместе молились, явился Ангел от Бога: «Будьте готовы, — сказал он, — и стойте твёрдо, ибо через несколько дней примете мученическую кончину, дабы получить награды и венцы подвижников и унаследовать Царствие Небесное».

Несколько дней спустя в Вунену пришли варвары-язычники и хотели заставить иноков отречься от Христа. Теперь пришло время Николаю проявить своё мужество уже как воину Христову. «Да не устрашимся, братья, временной смерти и ничуть не убоимся, ибо настал час про-явить мужество», — такими словами укреплял святой Николай Новый вуненских подвижников.

Звероподобные варвары подвергли иноков страшным пыткам. Особенно терзали они святого Николая, твёрдо и дерзновенно защищавшего свою веру во Христа. Столько крови пролил мученик на Вуненской земле, что здесь до сих пор кровоточат деревья. В результате мучители отсекли святому голову. Это произошло 9 мая, которое теперь почитается как день памяти святого Николая Нового.

Тело святого было брошено на месте казни и оставалось там много лет непогребённым, пока один богатый человек, страдавший проказой, не получил во сне откровение самого святого Николая. Мученик пообещал, что когда этот человек найдёт в местечке Вунена, у источника, его нетленное тело, то исцелится от проказы. Так и произошло.

В благодарность за исцеление очистившийся от проказы человек построил в Вунене на месте упокоения святого церковь, в которой по сей день происходит множество чудес.

Например, в 2011 году Георгия Феохаропулу из Кесарьяни засвидетельствовала, что была исцелена от тяжелейшей неоперабельной формы рака. В лёгких у неё обнаружили жидкость, была затронута сердечная мышца. Георгии предстояла химиотерапия, для которой следовало пройти обследование. Страдалица молилась святому Николаю Новому и помазывалась «кровью», источаемой деревом. По «случайности» обследование было назначено на 9 мая — день памяти святого Николая. И к огромному удивлению врачей, Георгия оказалась здоровой.

Константин Папафанасиос из Афин так описывает чудо истечения святой «крови», свидетелем которого он был 9 мая 2011 года: «Первый раз я услышал о чуде Николая Нового от глубоко верующего друга, который по молитвам святого через помазание «кровью» исцелился от рака. Именно он и рассказал мне о чуде, происходящем в день праздника святого Николая, 9 мая. Я стал молиться о том, чтобы стать участником этого замечательного события. И святой Николай претворил мое желание в реальность. В составе небольшой группы паломников я приехал на место мученичества святого, которое находится в Вунене, в Фессалии. Мы молились за утреней и Божественной литургией в храме, а затем направились к деревьям, стоящим неподалёку. Мы совершили молебен, и когда пели тропарь, к моему большому удивлению, я увидел, как «кровь» выходит из дерева. То, что я испытал, описать невозможно, я потерял дар речи. Чудны дела Твои, Господи! Несмотря на мои грехи Господь сподобил меня пережить чудо. Примечательно, что когда множество стеклянных бутылок (маленьких и больших — до литра), которые мы взяли с собой, наполнились «кровью», она перестала течь. Ни больше, ни меньше».

Чудо истечения «крови» святого Николая Нового совершилось и в нынешнем, 2013 году. Слава Милостивому Господу, дивному во святых Своих!

МЧ. НИКОЛАЙ ПАНТОПОЛ

Память 6 октября

Святой Николай Пантопол был замучен магометанами более 300 лет назад. Отец его, христианин, был торговцем в Константинополе, давно уже захваченном турками, и он захотел обучить своего пятнадцатилетнего сына турецкому языку. Для этого он отдал Николая в учение к одному знакомому турку, и юноша очень скоро стал читать и говорить по-турецки.

Но диавол посеял в душе того турка желание совратить Николая в магометанство. А по тогдашним турецким обычаям для того, чтобы стать мусульманином, было достаточно один раз произнести салават — исповедание мусульманской веры, которая состоит только в том, чтобы веровать в Бога, но не верить в Иисуса Христа, а почитать Магомета за пророка. И вот хитрый турок написал исповедание своей веры, салават, на бумаге и велел Николаю прочесть его как упражнение. Но как только Николай это сделал, учитель сказал ему:

— Николай, ты теперь мусульманин, потому что прочитал салават.

Николай не соглашался и говорил, что не исповедовал мусульманство, а только прочитал упражнение. Но турок не слушал его и обвинил Николая, что он стал мусульманином, а теперь отрекается от ислама. За это по турецким законам полагается смерть. Николая посадили в темницу и больше двух месяцев мучили жаждой и голодом, требуя, чтобы он сделался мусульманином. Но мученик отвечал им:

— Я христианин, и что бы вы со мной ни делали, не отрекусь от Христа.

Его снова посадили в темницу и били палками, предлагая спокойную и приятную жизнь, если он примет ислам. Но юный страдалец решительно отказался от ложной веры и исповедал Единого Истинного Бога Христа. За это Николая осудили на смерть и мечом отрубили ему голову.

Тело святого мучители бросили без погребения, но Господь Сам прославил мужественного страстотерпца. Три дня и три ночи небесный свет озарял мощи мученика, пока турки не разрешили похоронить их. Многие христиане мочили свои платки в крови мученика и от этих платков получали исцеления, а от мощей совершались разные чудеса во славу дивного во святых Своих Единого Истинного Бога и Господа Спасителя нашего Иисуса Христа.

МЧ. НИКОЛАЙ ДВАЛИ

Память 19 октября

Святой мученик Николай жил в XIV веке в Осетии, в высокогорном селении Цей, которое находится в области, именуемой грузинами Двали, а осетинами — Туал, и был сыном православных родителей, уповающих на святого Иоанна Крестителя, которому они от утробы же посвятили своего ребёнка. 12-летний отрок Николай пошёл в Кларджетскую пустыню, где принял монашеский постриг и начал служить Богу. Затем он прибыл в Иерусалим на поклонение святым местам и там обосновался в грузинском монастыре Креста. У наделённого апостольским рвением монаха возгорелось желание мученической кончины за Христа.

За публичную проповедь св.Николай был заключен неверными в темницу и предан многим страданиям, но христиане вызволили исповедника из неё.

По благословению духовника св.Николай уехал на Кипр, в грузинский монастырь, где он предался великому подвижничеству: дал обет написать образ св.Иоанна Крестителя. Стоя перед готовым образом, Николай возносил Богу свои молитвы. Здесь в сердце Николая зародилось желание отправиться на Св.Гору Афон и поселиться там. Однажды во время молитвы, когда он лежал пред образом Предтечи, павши ниц, от образа исшел голос: «Николай! Тебе нечего делать на Св.Горе! Восстань и иди в Иерусалим; там есть монах-грузин, он наставит тебя на путь спасения и в стезях веры утвердит тебя, ибо ему объявлено, что надлежит тебе делать». Николай Двали вернулся в Иерусалим, нашел старца и сообщил о происшедшем. Тому после длительной молитвы от Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя было видение: святого Николая надо было отправить в Дамаск. Это было время владычества в Сирии и Палестине исламских фанатиков, ознаменованное гонениями на всех христиан.

По прибытии в Дамаск святой вошёл в магометанскую мечеть и перед неверными исповедал Христа и обличил их невежество. Разгневанные магометане арестовали святого исповедника, жестоко избили и заключили в темницу. Митрополит и христиане с большим трудом сумели его вызволить из заточения. Освобождённый подвижник вновь вошёл в мечеть и вновь обличил неправильную веру, за что его опять жестоко избили, нанеся ему 500 ударов кнутом, и заточили. Святой мученик после чудесного явления ему Иоанна Крестителя исцелел от жестоких ран, пробыл два месяца в темнице и был освобождён.

Эмир города неожиданно встретил приготовленного к отправке в Иерусалим святого Николая, арестовал его и отослал к эмиру эмиров Денгизу. Денгиз решил лестью склонить святого и предложил ему принять ислам, но Николай Двали безстрашно исповедал Христа.

Тогда эмир эмиров приказал казнить его. Блаженный мученик повернулся на восток, с радостью подставил шею под меч и сказал: «Слава Тебе, Христе Боже, Который сподобил меня умереть за Тебя!» Меч отсёк голову святому Николаю. Отсечённая голова семижды восславила Бога гласом: «Слава Тебе, Христе Боже!» Видевшие это чудо мусльмане сожгли святое тело. На месте его мученичества три дня стоял столп света. Когда духовник услышал о мученической кончине своего духовного сына, то восславил Господа и попросил открыть ему, причислен ли Николай к сонму мучеников. И однажды при чтении книги он в чудном видении увидел полную света и благоухания гору и дивным светом осенённый сонм святых мучеников, среди которых особо светился великомученик Георгий Победоносец. Святой Георгий призвал Николая: «Николай! Выйди и зри монаха этого, твоего духовника, ибо много слёз пролил за тебя!» Николай приветствовал старца. «Вот увидел меня и место моё и больше не скорби обо мне», — успокоил он его.

Святой Николай Двали был замучен 19 октября 1314 года, во вторник.

БЛЖ. НИКОЛАЙ САЛОС

Память 13 марта

Блаженный Николай был родом из Псковской земли. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Салос, что в переводе с греческого означает «блаженный, юродивый», и ещё при жизни почитали как святого, называя также Микула Свят.

Святой особенно прославился тем, что своим вмешательством спас город Псков от кровавой расправы царя Грозного. Дело происходило так. Царь Иоанн Грозный в феврале 1570 года, разгромив по подозрению в измене Великий Новгород, приблизился к Пскову. Царь ночевал в Николаевском Любятове монастыре. Последняя ночь осенила трепещущий город, все жители города предались молитве. Они знали, что Грозный царь пришёл, по выражению летописца, с великой яростью, как лев, рыкая, «хотя растерзати неповинныя люди и пролить кровь многую». Вот ударили в колокол к воскресной утрени (была первая неделя Великого поста), и тихий звон смягчил жестокое сердце кровожадного царя: он умилился душою, пришёл в чувство и приказал воинам притупить мечи свои о камень — запретил убийства.

Но Господь, по милосердию Своему к людям, вложил в сердце блаженному Своему угоднику Николаю Салосу и христолюбивому князю Юрию Токмакову, воеводе псковскому, мысль, как совершенно преложить царский гнев на милость. Согласно их приказанию жители города, каждый перед своим домом, поставили столы с хлебом и солью; когда же царь шёл по городу, то жители с жёнами и детьми стали на колени. Это зрелище тронуло сердце царя. Пройдя в соборную церковь Живоначальной Троицы, он слушал молебен, а из собора зашёл в келью к блаженному Николаю. Блаженный поучал царя с угрозами — не проливать человеческой крови, не грабить святых Божиих церквей. Есть известие, что блаженный предложил при этом своему державному посетителю в виде угощения кусок сырого мяса.

«Я христианин и не ем мяса в пост», — сказал ему Грозный. «Ты пьёшь кровь человеческую», — ответил ему блаженный Николай. По другим известиям, блаженный изрёк при этом: «Не трогай нас, проходящий, ступай от нас — не на чем тебе будет бежать».

Не обращая внимания на его слова, Грозный велел снять колокол с Троицкого собора, но в ту же минуту пал, по пророчеству святого, лучший царский конь. В ужасе ушёл Грозный царь от Пскова. Однако по царскому приказу войско грабило имение граждан, кроме церковного причта, а также церкви и монастыри. Награб­ленные кресты, иконы, пелены, сосуды, книги, колокола и деньги царь в виде трофея повёз в Москву.

Блаженный Николай преставился 28 февраля 1576 года и в силу особенного уважения псковичей был погребён под соборным храмом спасённого им города. Этой почести удостаивались тогда только князья, а впоследствии архипастыри псковские.

По видению, бывшему в 1581 году Дорофею, старцу Псковского монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы, во время нападения польского короля Батория на Псков преподобный Корнилий и блаженный Николай с другими святыми ходатайствовали пред Пречистой, чтобы Она умолила Сына Своего за людей согрешивших, и Богоматерь исполнила молитву их. Благодарные псковичи тогда же написали икону Богоматери с предстоящими преподобными Антонием и Корнилием, с князьями Владимиром Киевским, Гавриилом и Тимофеем Псковским и с блаженным Николаем.

Эта икона прославилась чудесами; она была поставлена и доныне находится в Покровской церкви; празднование ей совершается 1/14 октября. Местное празднование блаженному Николаю началось с того же 1581 года, всего пять лет спустя после его кончины.

предыдущая    следующая