Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

КОГДА КРАЖА — ДОБРОДЕТЕЛЬ

Будучи в течение многих лет прихожанкой храма, освящённого в честь перенесения мощей Святителя Николая, я всегда любила праздник Николы Вешнего. Но песнопения праздника, да и сам его смысл казались мне всегда этаким изящным лукавством: в самом деле, флорентийские купцы, обманув византийцев, под покровом ночи выкрали мощи Святителя и быстренько умчались с ними восвояси, а лакированная церковная история изобразила это всё очень благочестиво — кражу назвала перенесением мощей и даже праздник устроила. В общем, почитая Святителя Николая, к словам «Град Барский радуется и с ним вселенная вся ликовствует» я относилась очень настороженно и скептически.

Так продолжалось до того дня, когда мне посчастливилось побывать в родном городе Чудотоворца — Мирах Ликийских, где он был похоронен и откуда барийцы и выкрали мощи. И именно в Мирах-то мне и стало понятно, как хранились бы мощи Святителя, если бы их не успели вывезти из Византии. В XI веке Византия уже едва сдерживала турецкий натиск. В VIII веке начальник турецкого флота Хумейд собирался взломать гробницу Чудотворца и только по ошибке военачальника мощи Святителя уцелели. Именно тогда барийцы (а предание рассказывает, что одному священнику был сон, призывавший спасти мощи Угодника Божия) отправились за мощами, одевшись купцами и нагрузив корабли товарами.

Сегодня Миры Ликийские, город Демре, — одна из главных турецких туристических точек. На подходах к городу (а добираться сюда — по страшному серпантину высоких гор) пестреют магазины с иконами Святителя Николая. Иконы — даже на игральных картах — чередуются со всевозможными изображениями Санта-Клауса, а услужливые русскоязычные продавцы сразу рекомендуют, какая икона «от чего и для чего» — настоящая ярмарка оккультизма и суеверий.

На входе в храм, где некогда служил Святитель, — турникет. Пропускают по одному.

Храм полуразрушен. Мозаики, приделы — в плачевном состоянии.

Туристов детально инструктируют о том, как следовать местным приметам: постоять на Вифлеемской звезде и пройти за алтарём, чтобы простились грехи. Гиды рекомендуют проделать этот путь «во оставление грехов». «Ох, я пойду, такая я грешница», — шепчет женщина рядом. На жертвенник кто-то кладёт вещи, кто-то присаживается передохнуть.

Литургия здесь служится раз в год…

Что больше удручает — масштабный бизнес, безграмотность христиан-туристов или плакат у храма, где написано, что Святитель Николай — «полурелигиозное-полумифическое существо», — трудно сказать. В пяти минутах от храма вывески зазывают в «Табачный магазин Святителя Николая».

Хочется надеяться, что с расширением религиозного туризма в Турцию мы сможем увидеть более уважительное отношение к христианским святыням — и от стороны принимающей, и от туристов-паломников…

Анна ДАНИЛОВА

предыдущая    следующая