![]()
Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
В
мае нынешнего года настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный
протоиерей Игорь ФИЛИН посетил Святую Гору Афон. О необыкновенной цели поездки,
о том, что довелось увидеть и услышать, рассказывает о.Игорь.
Я посещаю Святую Гору ежегодно с 1999 года. Но последняя поездка была не паломничеством, а командировкой, поскольку Русское Афонское общество поручило мне принять участие в дарении колоколов по 200—250 кг весом трём афонским обителям: русскому монастырю великомученика и целителя Пантелеимона, который находится в юрисдикции РПЦ; Андреевскому скиту — он ещё до середины прошлого века был русским, хотя земля, на которой скит располагался, принадлежала греческому монастырю Ватопед; монастырю Симонопетра, в восстановлении коего прав.Иоанн Кронштадтский принял такое деятельное участие — собирал средства и передал лично свои, после того как в начале XX века Симонопетров монастырь сгорел. Мы развезли колокола по обителям и торжественно вручили их монахам, и у нас осталось два свободных дня, которые мы и провели в пользой для души — посетили около десятка монастырей, где молились, прикладывались к чудо-творным иконам и св.мощам: в русском монастыре это глава св.Пантелеимона и глава прп.Силуана Афонского; в Андреевском скиту — частица св.мощей ап.Андрея; в Ватопеде — Пояс Пресвятой Богородицы и Её чудотворные иконы, самая известная из них — «Всецарица», пред которой молятся при онкологических заболеваниях. Побывали в скиту прав.Анны — св.матери Пресвятой Богородицы, — которой молятся о чадородии.
Но
особо запомнилось посещение монастыря Ставроникита — самого малого по площади из
двадцати афонских монастырей, — который стоит на площадке скалы у моря,
приблизительно посередине северо-восточного побережья полуострова, между
Иверским и Пантократоровым монастырями. В правом киоте его собора, освящённого в
честь Свт.Николая, хранится мозаичная чудотворная икона этого угодника Божия,
относящаяся к XIII—XIV векам. История её удивительна.
В 1545 году афонские рыбаки, закинув в море
сети, вытащили не рыбу, а икону. При этом чудном улове присутствовал патриарх
Иеремия. Как икона оказалась в море? Существует два предания об этом событии.
Согласно одному, икону бросили в море в
IX
веке иконоборцы. Следовательно, в воде она пролежала более семисот лет и
осталась невредимой! После восстановления монастыря настоятелем Григорием икону
выловил некий рыбак, промышляющий рыбной ловлей у берегов Афона. Если верить
другому преданию, то икону забрали пираты во время грабительского набега на
монастырь, драгоценный оклад сняли, а сам образ швырнули в море.
Несколько столетий пролежала
икона в воде и уцелела, только в лобную часть изображения Святителя вросла
перламутровая устричная ракушка. Сколь аккуратно и благоговейно ни пытались
монахи отделить раковину от лика Николая Чудотворца, на челе Святителя
образовалась рана, из которой потекла кровь, будто из живого тела. Так и
осталась на иконе глубокая язвина до зрачка левого глаза, и будто кровь
запеклась.
Патриарх Иеремия из одной половины раковины велел сделать блюдце для части Богородичной просфоры, из второй половины была изготовлена и впоследствии преподнесена в дар Патриарху всея Руси Иову панагия с изображением Вознесения Господня. Дар этот Иов получил после Собора в Константинополе, на котором было принято решение возвести митрополита Московского в патриаршее достоинство. Панагия передавалась Патриархами всея Руси из поколения в поколение, но в годы революционного лихолетья в России её следы теряются.
А у иконы Николая Чудотворца «Стриедас» — Николы Устричного, как её называют, ибо «стриедас» по-гречески «раковина», — с тех пор происходило немало чудес и исцелений.
На следующий день мы вернулись в Россию, радуясь, что отныне над Святой Горой Афон будет плыть звон русских колоколов.