Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

…УКАЗАЛ ПЕРСТОМ НА ФРАНЦИЮ

В редакцию пришло письмо.
Автор его пишет: «Этим летом собираюсь съездить во Францию. Хочется и там найти святыню, связанную с великим Мирликийским Чудотворцем. Скажите, пожалуйста, есть ли во Франции места особого почитания Святителя Николая?»
Да, есть. Сегодня мы рассказываем вам об этой французской святыне.

Из интервью с директором паломнического центра Корсунской епархии иереем Николаем Никишиным.
— Отец Николай, вы уже несколько лет занимаетесь изу-чением православных святынь Запада, о которых верующие в России имеют весьма смутное представление...
— Так получилось, что я живу во Франции, в Париже. Чем долее я здесь находился, тем острее испытывал безотчётную грусть. Стал разбираться, почему же мне многое не по душе, хотя и духовное, и материальное положение к этому времени уже налаживалось. Наконец дошёл до понимания того, что, в сущности, Запад нам чужд: образ жизни, культура — всё здесь другое, и обязательно наступает момент, когда хочется своего, родного. Но если уехать невозможно, где же найти своё? Здесь я окончил Свято-Сергиевский институт. Я стал знакомиться с историей Запада и, к своему удивлению, обнаружил много материальных следов от его некогда святого прошлого. Православные святыни Запада и явились предметом моих изысканий.
— Отец Николай, я думаю, мало кому из российских читателей известно, что во Франции находится второй после Бари центр почитания Святителя Николая.
— Действительно, это малоизвестно по естественным причинам: мы от Запада были всегда отделены, прежде всего инославным пространством. Польша — католическая, Германия — протестантская, дальше — тоже католики. А мы знаем, что наши отношения с поляками являлись всегда непростыми и информация доходила оттуда редко. Русские путешественники на Запад, конечно, ездили, но всё-таки у них были иные цели. Паломники наши ходили к святыням Востока и во Святую Землю, но до Иерусалима плыли морем, никто не ехал через Европу, поэтому западные святыни (которые хранились там уже в те времена, когда Россия ещё только духовно формировалась) оставались неизвестными русским поклонникам. Вот и знакомство со вторым по значению и самым известным в Западной Европе центром поклонения Святителю Николаю — в небольшом (около восьми тысяч жителей) городке Сент-Николя-де-Пор — для нас сейчас вдвойне радостно и утешительно, потому что из Парижа до этого местечка, находящегося в Лотарингии, надо ехать всего три часа, а до Бари — сутки. Значит, сюда проще добраться — это во-первых; а во-вторых, мы сами понимаем, что хотя и мал золотник, да дорог: действительно, Бари является основным местом поклонения Чудотворцу, но та часть мощей, которая через десять-пятнадцать лет после того, как они были перенесены в Италию, попала оттуда в местечко Сент-Николя-де-Пор, проявилась необычайными чудесами и силой. История, благодаря которой мощи Святителя оказались в Западной Европе, такова.
В конце XI века благочестивый рыцарь по имени Альбер, уроженец поселения Варанжевиль, возвращался из паломничества во Святую Землю. Путь его проходил через Бари, куда в 1087 году из Мир Ликийских перенесли мощи Святителя. Среди клириков, служивших в этом святом месте, был земляк Альбера, имя которого осталось неизвестным. Этот клирик решил воспользоваться случаем и вернуться вместе с Альбером в родные места. Во время сборов и приготовлений к дальней дороге ему явился Святитель Николай и сказал, чтобы без частицы его мощей он не возвращался на родину. Клирик дождался удобного момента, когда остался один перед ракой с мощами, и, засунув внутрь раки тростинку с расщеплённым концом, зацепил и вытащил частицу пальца святого. Упрятав мощи, он отправился в дорогу, ни с кем не делясь своей тайной. Так случилось, что сам обладатель святыни, исполнивший повеление Святителя, заболел в дороге и умер. Но перед смертью передал бережно хранимую частицу пальца Святителя Альберу.
Рыцарь продолжил путь в одиночестве. Предание сохранило память о нескольких чудесах, случившихся с ним. Однажды он остановился на ночлег в лесу. Проснулся от жара — вокруг полыхал огонь, и он еле-еле успел выскочить из кольца пламени. Все вещи его сгорели дотла, а пакет с мощами остался цел и невредим.
Уже вернувшись к себе домой в Варанжевиль, Альбер как-то во время ужина вдруг оказался в полной тьме. Думая, что слуга нечаянно потушил светильник, рыцарь позвал его. Тот сказал, что светильник горит по-прежнему. Однако, пройдя по дому, слуга обнаружил, что потухла лампада перед мощами Святителя Николая. Когда её зажгли, Альбер обрёл зрение. Какое-то время он хранил святыню у себя, считая её своей собственностью. Но однажды некая женщина, тяжело заболев, получила откровение, что ей надо помолиться перед мощами, которые хранятся у рыцаря, и по молитвам Святителю Николаю исцелилась. Это и другие чудеса исцеления привлекли к дому Альбера множество страждущих. Он понял, что святыня должна храниться в месте, доступном для всеобщего поклонения.
В Варанжевиле еще в VIII веке был основан бенедиктинский монастырь, который посещали множество паломников, желающих поклониться мощам св.мч. Горгония. В этот монастырь Альбер и передал мощи Святителя Николая, но аббат Генрих (†1093), мысля человеческими мерками, предпочёл поместить их в другом месте, с тем чтобы не было ущерба почитанию св.мч. Горгония (его мощи являлись главной святыней монастыря). Поэтому в соседней небольшой деревушке Пор (от латинского слова portus — проход, так как здесь река Мёрта сужалась до удобного брода) он построил часовню, куда и перенесли в 1098 году мощи Святителя. Часовня с тех пор стала местом всеобщего поклонения Мирликийскому Чудотворцу христиан Германии, Эльзаса и Лотарингии. Особенно почитали его как покровителя детей, благодаря множеству чудесных благодеяний, совершённых по молитвам этому великому угоднику Божию о детях. В подражание милосердию Чудотворца родился трогательный обычай дарить детям подарки в день его памяти.
Количество паломников быстро росло, и в 1101 году была построена и освящена первая церковь в честь Святителя. Для приюта и отдыха поклонников потребовалось открыть несколько постоялых дворов. В 1153 году помолиться Николаю Угоднику пришел Бернар Клервоский, первый из известных знаменитых паломников. В 1193 году церковь была перестроена и значительно увеличена.
Одним из самых известных чудес, совершённых по молитвам Чудотворцу, стало освобождение из плена сира Конона де Ришкура. Этот дворянин из Лотарингии участвовал в крестовом походе, попал в плен в районе Газы (в Палестине) и несколько лет томился в темнице, закованный в цепи. Он неустанно молился Святителю, помня о его помощи несчастным и обездоленным. Вдруг вечером 5 декабря 1244 года, накануне праздника святого угодника, двери темницы растворились — и узник оказался на паперти церкви в Сент-Николя-де-Пор. Каково же было удивление богомольцев, увидевших грязного, закованного в цепи человека! Цепи сира де Ришкура до сих пор хранятся в базилике в Сент-Николя-де-Пор. В благодарность за чудесное избавление сир де Ришкур оставил средства, чтобы в воспоминание дня и часа совершившегося чуда каждый год 5 декабря в 8–9 часов вечера по городу совершался крестный ход.
И в последующие времена Святитель Николай вызволял христиан из плена. В 1599 году в Сент-Николя-де-Пор пришел солдат: одна нога в цепях, другая свободна, так что передвигаться он мог. Именно в таком виде воин был освобождён из турецкого плена по молитвам Чудотворцу Николаю и прежде всего пришёл благодарить своего избавителя.
В 1481 году герцог Лотарингии Рене II начал строительство той церкви, которую мы видим и сейчас, в благодарность Святителю Николаю за помощь в освобождении Нанси от войск Карла Смелого, герцога Бургундского. Новую церковь освятили в 1560 году.
В XVI веке неизвестная деревушка Сент-Николя-де-Пор превратилась в процветающий город, где проживало около десяти тысяч человек. Жители города — католики — пострадали во время Реформации и вызванных ею религиозных войн. Во время Тридцатилетней войны, 11 ноября 1635 года, Сент-Николя-де-Пор был разграблен, жители перебиты, церковь сожжена. Из двух тысяч домов осталось только сорок пять. Позже храм восстановили, но город так и не оправился от разрушительных последствий протестантской бури. Паломничество с тех пор уже не имело такого масштаба.
Во время Первой мировой войны линия фронта проходила всего в нескольких километрах от Сент-Николя-де-Пор, но церковь не пострадала. Зато во Вторую мировую войну бомбардировки 18 июня 1940 года были так разрушительны, что восстановление храма закончилось только в 1950 году. Как последний отголосок бывшего величия, 25 июня 1950 года церковь получает по решению папы Пия XII статус базилики.
В течение последующих двадцати пяти лет не проводилось практически никаких реставрационных работ. Паломничество угасало. Городские власти, юридические владельцы базилики, не имели достаточно средств, чтобы содержать огромный храм. У Государственной комиссии по охране памятников всегда и без того много объектов в аварийном состоянии. Храм разрушался прямо на глазах. И тут произошло событие, которое коренным образом повлияло на его судьбу. Первого марта 1980 года в Нью-Йорке скончалась Камилла Круэ-Фридман, родившаяся в 1890 году в Сент-Николя-де-Пор. В шестнадцать лет она уехала в Америку и, как говорят, сделала хорошую карьеру. В 1932 году во время круиза по Средиземному морю её корабль затонул. Камилла оказалась в числе немногих спасшихся после кораблекрушения. Считая, что это произошло по её молитвам Святителю, в знак благодарности она пожертвовала в храм витраж и с тех пор часто передавала щедрые дары. В 1975 году Камилла в последний раз посетила Францию и очень расстроилась, узнав об аварийном состоянии базилики. В 1976 году благотворительница подписала завещание, по которому большая часть её состояния (70 млн долларов) оставлялась архиепископии Нанси, с тем чтобы на эти средства базилика была восстановлена и обрела свою первоначальную красоту.
В конце XX века начался новый период в истории святыни города Сент-Николя-де-Пор. После падения границ Восточного блока во Франции вообще, а в Эльзасе и Лотарингии в частности, непрерывно возрастает количество православных: русских, украинцев, сербов, румын. Святыню не утаить под спудом: базилику стали посещать сначала отдельные православные, а затем и небольшие группы паломников. С 1998 года возродилось регулярное шествие православных крестным ходом 5 декабря, накануне праздника Николаю Чудотворцу. По образу почитания общехристианских святынь на Святой Земле, вдохновляясь примером организации поклонения Святителю Николаю в Бари, в базилике с 2002 года начались регулярные православные богослужения Святителю Николаю: пение акафиста, совершение Литургии. Святитель Николай, как и прежде, собирает своих чад из Франции, Германии, Бельгии, а также из России, Сербии, Румынии.
Это неожиданное для нас появление ещё одного центра поклонения Святителю воодушевляет. И к пушкинскому «счастье было так возможно» я добавлю, что на самом деле счастье часто бывает гораздо ближе, чем мы думаем, только надо открыть глаза. Здесь, за границей, оказываясь в инославном окружении, мы, православные, порой начинаем грустить, потому что, получается, ни вернуться обратно не можем, ни жизнь повернуться к нам другой стороной не спешит, а тут ещё дети, да и материальные обстоятельства складываются не лучшим образом… И когда воочию осознаёшь всю эту безысходность, вдруг рядом оказываются друзья, я подчеркиваю, именно друзья — православные святые и святыни, наши самые близкие и действенные помощники.
— Отец Николай, расскажите, пожалуйста, об отношении католиков к православным: легко ли католические власти идут на контакт с православным духовенством и охотно ли они допускают к святыням, находящимся в их храмах, наших поклонников?
— В общем-то отношение католиков к нам здесь благожелательное. Сейчас, поскольку русских во Франции много, хочется помочь им организоваться духовно, и встаёт вопрос: где служить? Ни снимать помещение, ни строить — ни на что нет денег из-за разрозненности, бедности прихожан. И не только в Париже, но и во многих местах Франции католики идут нам навстречу и просто помогают по мере необходимости — это первое.
Второе: в отношении поклонения святыням они не ставят никаких условий и, зная о том, что мы можем служить только по-православному, подчиняясь требованиям нашей канонической дисциплины, открывают для нас свои часовни, если те закрыты.
Так что пока нет препятствий со стороны католиков, а есть только просьба соблюдать некоторые правила и предупреждать их о времени службы: оказывается, они сами не всегда свободны в своей стране. Например, некоторые храмы являются одновременно и музеями и, как музеи, должны закрываться, скажем, в двенадцать часов. Мы же этого не знали, отслужили Литургию, затем началось поклонение, а между тем уже не двенадцать часов, а половина первого. Возникает напряжение, но не потому, что католические клирики волнуются, — возмущается администрация музея. Достаётся соответственно и католической стороне, потому что руководству музея всё равно, православные там или нет, оно во всем винит «этих клерикалов». Вот какого рода недоразумения имели место.
— Уже начали совершаться паломнические поездки из России во Францию. Вы ожидаете приток соотечественников?
— Да, я думаю, что сейчас, когда русским открываются православные святыни Франции, по мере осознания их истории и значения, естественно, у всё большего количества верующих в России возникнет желание совершить паломничество. Надеюсь, что этому в немалой степени поспособствует и наша беседа.
Вопросы задавала Наталья МАКЕЕВА

предыдущая    следующая