Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПРАВДА О СВЯТИТЕЛЕ НИКОЛАЕ

Агиографическое расследование

В последние годы исследователи узнали много нового о Святителе Николае Мирликийском. Об этих открытиях нам рассказал председатель православного общества «Скиния», писатель-агиограф, организатор ежегодных международных конференций николаеведов, автор недавно вышедшего исправленного жития Святителя Николая Александр Владимирович БУГАЕВСКИЙ.

Почти семнадцать веков прошло со времени блаженной кончины Святителя Николая. Тысячи новых статей и книг о великом Мирликийском епископе опубликовано только за последние сто лет. Что же изменилось в нашем знании о Николае Чудотворце?

Изучение древних памятников позволило значительно дополнить жизнеописание Святителя. И наоборот, некоторые подробности пришлось признать недостоверными или искаженными. Например, было доказано, что некоторые сведения в житии Николая Угодника в Четьей Минее заимствованны из жития другого святого — Николая Пинарского.

В ХIХ—ХХ веках появилось ошибочное представление, что сведений о Святителе Николае сохранилось очень мало и они исторически недостоверны. К сожалению, эта точка зрения во второй половине ХХ века стала получать все большее распространение не только среди католиков, но и у православного духовенства. На самом деле события, описываемые в древних рукописных памятниках о Святителе Николае, не противоречат известным историческим источникам, а подчас дополняют их важными сведениями о времени царствования императора Константина Великого.

Охота за мощами

Город Бари в течение трёх столетий принадлежал Византии. Там до сих пор много греков, славян. Сохранились древние пещерные храмы. Гробница Святителя Николая находится в том месте, где были резиденция византийского императора и православный храм. В дни памяти Святителя Николая барийцы устраивают крестные ходы с чудотворным скульптурным изображением Святителя.Жизнь в Мирах, на окраине Византийской империи (Миры — ныне город Дембре на юге Турции), в XI веке была неспокойной. Ликия подвергалась бесчисленным нападениям сельджуков. Жителям Мир то и дело приходилось скрываться в горной части области.

У латинян шла настоящая охота за святынями. Считалось: как бы ты мощи ни достал — они тебя всё равно будут спасать. Бари был очень крупным портовым городом. Венеция — полукупеческой-полупиратской морской державой. Оба города хотели завладеть мощами Святителя Николая как покровителя мореплавателей.

В 1087 году барийцы везли хлеб в Антиохию, то есть в Западную Сирию. Проплывали мимо Мир, отправили разведку, но она быстро вернулась: город был заполнен сельджуками, они хоронили своего полководца. Высадиться было нельзя, и барийцы поспешно отплыли…

В Антиохии они продали зерно, а на обратном пути опять заехали в Миры. На этот раз никого из сельджуков они не встретили, да и жителей Мир в городе было немного: большинство под угрозой набегов предпочли переселиться в горы. В храме Святителя оставались четыре монаха. Барийский отряд вошел в храм, и под угрозами один из монахов показал, где находится святыня.

Надо сказать, что те гробницы, которые демонстрируют сейчас турки (а в храме два саркофага), не имеют отношения к святым мощам. Трудно сказать, где первоначально был захоронен Святитель, но к моменту прибытия барийцев его мощи покоились под спудом в одном из приделов, под полом, украшенным мозаикой.

Барийцы разбили эту мозаику ломом, один из моряков спустился в гробницу и, увы, встал прямо на благоухающие миром святые останки, повредил их. Мощи по частям поднимали и укладывали в священнические одежды. Главу святого и многие другие фрагменты скелета перенесли на корабль. Но полностью забрать мощи не удалось, так как мореплаватели торопились: опасались, что ликийцы спустятся в город. Всё же несколько десятков жителей Мир успели добежать до кораблей барийцев. Сил у византийцев было недостаточно, чтобы вступить борьбу с вооружённым отрядом моряков, но плач стоял великий. В результате барийцы оставили икону Святителя, которую тоже было прихватили, и пожертвовали весьма значительную сумму денег храму. Всё происшедшее очень трудно описать как благочестивое событие с участием людей, благоговейно радеющих о святыне. На самом деле это было похищение.

Хотя к тому, что мощи оказались в Бари, следует отнестись как к милости Божией. Если бы не набег барийцев, бесценная христианская святыня, вероятнее всего, была бы утрачена в ходе завоевания Византии Османской империей.

А через десять лет армада Первого крестового похода двинулась на Иерусалим. Крестоносцы грабили даже друг друга: на Родосе произошла стычка между пизанцами и венецианцами.

Через несколько дней после этого венецианцы высадились в Мирах, чтобы также забрать мощи Чудотворца. И всё повторилось. В храме опять было четыре монаха. В поисках святынь венецианцы разорили всё, что только могли. Начали пытать одного из монахов, и в конце концов тот показал, где покоятся остатки мощей Святителя. Так как мощей было мало (примерно одна пятая часть от того, что забрали барийцы), венецианцы добавили к ним другие человеческие останки: чей-то череп, женские и детские косточки. Затем они отправились в Крестовый поход, и вскоре факт фальсификации был забыт. Впоследствии в течение девяти столетий венецианскую гробницу многократно открывали, и, поскольку в ней был череп и много других останков, венецианцы утверждали, что именно они обладают всеми мощами Чудотворца Николая.

Во время Крестового похода святые мощи широко дарились. По миру до сих пор ходит довольно много частиц из венецианского ковчега, достоверность которых вызывает большие сомнения.

А барийцы никому мощи не раздавали. Построили храм Святителя Николая и хранили их там под спудом. Только малую часть десницы оставили над гробницей, но уже в начале XII века она была похищена. А сама гробница не открывалась вплоть до пятидесятых годов прошлого века.

Две гробницы

Вскрытие гробницы в Бари производилось только один раз, в 1953—1957 годах. Но так повезло, что Луиджи Мартино, итальянский антрополог, исследовавший мощи, прожил довольно длинную жизнь. В молодости он исследовал мощи Святителя Николая в Бари, а когда уже был очень пожилым человеком, исследовал его мощи в Венеции.

И вот тогда, в 1992 году, он точно установил, что в Венеции хранится как раз та часть святых останков, которых не хватает в Бари. Так были разрешены почти тысячелетние сомнения в подлинности части мощей Святителя Николая в Венеции.

Я думаю, в скором времени привлечение новых научных методов — например, анализа ДНК — позволит прекратить хождение по миру лжемощей. Но это в будущем. Однако уже сейчас антропология дала ответы на многие вопросы. Например, подтвердила то, что иконы верно передают облик Святителя Николая. Точно измерен его рост — 167 сантиметров.

Кроме того, исследования мощей показали, что Николай Мирликийский был строгий постник. Он питался только растительной пищей, а болел болезнями, характерными для того, кто довольно долго пробыл в заключении. Причем — в тесной и сырой тюрьме (из жития известно, что во времена диоклетианова гонения на христиан Святитель Николай был брошен в темницу). Почил великий Святитель, как определил Луиджи Мартино, в возрасте между 70 и 80 годами. Благодаря этому можно вычислить примерное время его рождения.

«Деяние о стратилатах»

А можно ли восстановить хронологию жизни великого человека по древнейшим греческим текстам? Самые древние редакции рукописей о святом Николае хранятся в библиотеках Оксфорда и Вены. Они посвящены «Деянию о стратилатах».

Я убежден, что эти тексты написаны в IV веке, вскоре после блаженной кончины Святителя Николая: более позднее свидетельство вряд ли могло содержать так много имен, фактов, точных описаний. Через сто лет мелкие подробности забываются.

Итак: император направил воинов усмирять мятеж тайфалов (одного из вестготских племен). По пути из-за шторма войско остановилось в Андриакской гавани, и на рынке разгорелась ссора между солдатами и местными жителями. Архиепископ Николай сумел всех умиротворить, а стратилатов, предводителей воинов, пригласил к себе. В этот момент прибежали жители Мир с известием, что правитель арестовал трёх неповинных горожан и приказал отсечь им головы. Святитель вместе со стратилатами и другими воинами торопится в город. Он уже в преклонном возрасте, ему около 70 лет. А дорога — четыре километра в гору. В древней хронике прямо сообщается, что Святитель Николай боялся не успеть, и тогда стратилаты послали солдат задержать казнь. Солдаты остановили палача, пока не подошёл Святитель со стратилатами и не освободил невинных людей.

На прощание Святитель благословил воинов, предрёк им победу в предстоящем сражении с тайфалами. И они победили… И здесь обнаруживаются важные подробности. Их нет ни в какой другой рукописи — ни в более поздних греческих, ни в латинских и славянских. После победы над мятежниками стратилаты возвратились назад в Ликию и пришли к Святителю во второй раз поблагодарить его за молитвы, которые помогли им победить мятежников. А владыка предупредил их, что они попадут в беду, но не должны отчаиваться, а должны обратиться к Богу, и Господь убережет их. (Все три военачальника — исторические личности. Один из них, Непотиан, стал консулом в 336 году, другой — в 338 году.)

Когда стратилаты вернулись в Константинополь, их встретили с почестями, а потом оклеветали завистники и с помощью подкупленного префекта претория Востока Аблабия, известного интригана, посадили в темницу. Аблабий — ближайший друг и советник императора Константина, он руководил гвардией и должен был по роду службы выявлять мятежи. По его наговору прославленных полководцев собирались казнить. И тут Непотиан вспомнил о том, что говорил Святитель Николай в Ликии, и воины стали сердечно молиться. Чудесное явление Святителя Николая Константину даровало им свободу, и император вручил стратилатам пояса полководцев высшего ранга (по поясу в Римской армии можно было судить о чине воинов, как в современной армии по погонам). И они с подарками от императора (золотым Евангелием, потиром и подсвечниками) отправились к Святителю Николаю в третий раз.

Кроме того, древний текст «Деяния о стратилатах» уточняет, что они месяц жили у Святителя Николая, стали его духовными чадами. И еще одна важнейшая подробность: на следующий год они снова — в четвёртый раз — отправились к Святителю Николаю, но обнаружили его почившим. Год назад их посылал сам император Константин, и тогда Святитель Николай был жив, а Константин умер в мае 337 года. День преставления святого известен точно: 19 декабря, а точный год смерти в текстах его житий не назывался. В наших календарях указывается: Святитель Николай умер около 345 года, а родился в 280 году. Это кажется очень странным. Потому что по житиям и греческой, и латинской, и славянской традиций Святитель Николай стал епископом до диоклетианова гонения. То есть около 300 года. Получается, что он был возведен в столь высокий сан в 20 лет. Это маловероятно. Отчасти по этой причине некоторые западные богословы сомневались в достоверности образа святого Николая.

Значит, Святитель Николай не мог умереть в 345 году. Кроме того, в древней хронике Непотиан ни разу не назван консулом, а значит, он пока не в этом звании. То есть 336 год еще не наступил к моменту их четвёртого посещения Мир. Получается: Святитель Николай умер в 334 или 335 году. Теперь вычитаем 70—80 лет. И выходит, что Святитель Николай родился около 260 года. И архиереем стал в 35—40 лет, а не в 20. Это совершенно нормально. Всё становится на свои места.

Потерянные деяния

В IV веке несправедливой податью Ликия была доведена до разорения. Присланный из столицы сборщик налогов, требуя всё новых и новых денег, постоянно унижал народ. Жители попросили своего архиепископа о заступничестве. Святитель Николай отправился в Константинополь, и после его разговора с императором подать была уменьшена в 100 раз. Это решение было записано в скреплённую золотой печатью грамоту. Но архиепископ знал, что под влиянием сановников Константин может отменить свой указ. Святитель обратился к Богу за помощью, и чудесным образом императорская грамота в тот же день оказалась в Мирах и была обнародована. На следующий день император, поддавшись уговорам, попытался изменить указ. Когда Святитель сказал, что документ уже зачитан в Мирах и, значит, вступил в силу, ему не поверили: до Ликии было шесть дней пути. Чтобы проверить слова Святителя, снарядили самый быстроходный корабль. Посланники подтвердили, что ликийский сборщик налогов получил грамоту императора в тот день, когда она была подписана. Христолюбивый Константин попросил прощения у Святителя, щедро одарив его.

Но «Деяние о подати» императорские агиографы не включили в жизнеописание Святителя Николая, чтобы влиятельные архиереи не смогли использовать этот невыгодный для царской казны пример для снижения налога в своих епархиях. А казна византийского императора в X веке, как и в IV, очень нуждалась в пополнении.

И тысячу лет это деяние не попадает в житие, как и ещё одно — о хлебовозах. В нём рассказывается о том, как Святитель Николай в очередной раз спас Миры от голода. Мимо Ликии на пяти кораблях везли из Египта хлеб в Константинополь. И Святитель уговорил капитана отгрузить часть хлеба в бедствующих Мирах. Поскольку хлебовоз был императорский, Константинополь счел это деяние неприемлемым.

Два святых Николая

Архимандритом Антонином (Капустиным), замечательным исследователем, в XIX веке было сделано открытие. Он доказал, что древние агиографы допустили смешение двух житий. В Ликии было два святителя Николая. Первый — Николай Мирликийский — жил в IV веке, при императоре Константине, а второй — Николай Пинарский — в VI веке и стал архиепископом при императоре Юстиниане I. Он долгое время был настоятелем Сионского монастыря. Сохранились древние тексты его жития, восходящие к VI веку.

Более поздние переписчики ошибочно решили, что упоминаемые в разных текстах святитель Николай Пинарский и Святитель Николай Великий — это один человек.  Архимандрит Антонин (Капустин) писал: «Можно дивиться, каким образом два лица, оба знаменитые, слились в памяти церковной в один досточтимый и святоублажаемый образ; но отрицать факта нельзя…»

Из-за этого в житии великого Чудотворца возникли исторические несоответствия. Например, получалось, что Николай Мирликийский посещал храм Воскресения Господня на Святой Земле задолго до его основания императрицей Еленой. На самом деле Николай Чудотворец на Святой Земле не был, описанное во многих его житиях паломничество совершал Николай Пинарский. Подобным образом произошла путаница и с именами родителей и дяди Николая Мирликийского. Феофан (Епифаний) и Нонна, упоминаемые в его житиях, — это имена родителей Николая Пинарского.

предыдущая    следующая