Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

В ДОМЕ ЗОИ

Несколько лет назад на самарском телеканале «Терра» показали замечательный фильм режиссёра Владимира Осипова «Стояние Зои». Я был одним из авторов этого проекта и потому не стану рассказывать про сам фильм. Необычность его замысла заключалась в том, что в этой ленте были засняты как реальные персонажи (в основном косвенные участники событий 50-летней давности), так и профессиональные актёры. Их пригласили из местного драмтеатра. Задача у режиссёра и актёров была непростой — максимально достоверно показать события той исторической новогодней вечеринки 1956 года, когда девушка Зоя окаменела во время танца с иконой Николая Угодника в руках…

Опытный режиссёр Осипов с этой задачей справился. В кадре звучала трофейная мелодия «Линда». Даже огурцы были положены в банку с крышкой из того времени. Не говоря уже об интерьере комнаты на Чкаловской (надо ли говорить, что съёмки происходили в том самом доме!) Особенно запомнилась роль поседевшего от ужаса милиционера…

В работе над фильмом принимало участие много людей. Все были верующие, но духовный опыт у всех был разный. Некоторые участники проекта (их называть не буду, так как это мои добрые приятели) ещё только-только вставали на путь воцерковления. Другие, например, Осипов и Изъятский, давно уже пришли к вере. И вот в один из горячих съёмочных дней (я в это время почему-то отсутствовал) режиссёр Осипов и директор ленты Юрий Изъятский пришли в дом Зои на улице Чкаловской, 86 и застали там съёмочную группу за оживлённым спором. Они как раз решали, как лучше снимать… танцующую с иконой Зою! Оказалось, молоденькая девушка-актриса (немногим старше реальной 18-летней Зои с самарского трубочного завода) под напором аргументов продюсеров согласилась перед камерой протанцевать с иконой. Уже и икона для этого была снята с божницы и принесена в комнату. Никому почему-то и в голову не пришло, что съёмки этого кощунства лишь умножат грех и ответственность за страшное надругательство над святыней. Не оправдать, но хотя бы чуть-чуть извинить легкомысленную девушку, примерявшую на себя «лавры» Зои, увы, как-то ещё можно. Труднее понять зрелых, талантливых и серьёзных людей, предложивших ей эту страшную роль. Но их, похоже, влекла за собой поразительная мистическая логика тех событий… Хотелось быть максимально достоверными, максимально смелыми… Хотелось, наконец, создать шедевр! «Феллини отдыхает…» — что-то в этом роде.

Но вмешались старшие товарищи. Изъятский и Осипов грудью встали на защиту иконы. Кричали, что просто физически не дадут снимать, спорили, убеждали, ругались. А в конце концов привели один — но убойный! — аргумент. Страшное знамение может ведь… повториться. И тогда кто ответит за судьбу уже не киноленты, нет, а вот этой молоденькой актрисы? А если её во время танца прикуёт к полу нездешняя сила? Если не вспышками фотокамер, а всполохами молний осветится комната? Та самая, между прочим, комната, которая однажды уже была молчаливой свидетельницей чуда! И не крики «Мотор!», а крики ужаса оглушат всех присутствующих?..

Подействовало. Актрисе стало страшно, и она промолвила: «Нет, не могу…» Да и антрепренёры этого жуткого танца наконец-то пришли в себя и отступили. Поняли: это уже не искусство, а что-то другое получится. Люди, ещё раз повторю, они верующие и очень хорошие. Просто на какое-то короткое творческое мгновение их на «сугубом профессионализме» закрутил лукавый. Тот самый, наверное, бес, который шепнул на ушко настоящей Зое: «А ты спляши…» Ведь полвека для бесов не срок.

Решили ограничиться эпизодом, где Зоя взбирается возле божницы на стул и тянется руками к большой иконе Николая Угодника. И при этом девушка метнула нездоровый, с озорным блеском взгляд в телекамеру — как настоящая Зоя…

Молоденькая актриса довольно-таки вошла в роль. А сколько таких вот Зой живёт рядом с нами, в любую минуту то ли по глупости, то ли по какому-то дикому расчёту готовых на всё…

Но эта убеждённость в том, что чудо бы непременно повторилось, если бы дело дошло до кощунства, осталась у всех участников этого спора. Не знаю уж, счёл ли бы нужным Николай Чудотворец вновь, как и 50 лет назад, явным своим вмешательством остановить беззаконие или каким-то иным способом остановил бы съёмки. Но что-то бы непременно стряслось… Потолок бы рухнул…

…А преподаватель самарского филфака Софья А., которая не раз шокировала студентов рассказом о том, что «в память о Зое» плевала у себя дома на икону, умерла от рака полгода назад. Грузная, одинокая, очень больная женщина эта памятна мне ещё со школы юного филолога. Как бы хотелось мне, чтобы там она оказалась рядом с той самой Зоей — раскаявшейся и прощённой.

Но что-то подсказывает мне, что встреча у них так и не состоялась.

Антон ЖОГОЛЕВ, «Благовест», г. Самара

 

предыдущая    следующая