Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПУТЕШЕСТВИЕ В БАРИ

Колонна с могилы Святителя, приплывшая в Бари вслед за кораблем, везущим мощи Николая ЧудотворцаНа рассвете мы с сыном Митей едем в Бари. Наконец-то! Автобус едет из Рима в 6 утра. Время в пути - пять часов. Автобус двухэтажный, красный. Мы занимаем свои места. Рядом - девушка. Читает Достоевского, "Братья Карамазовы". На итальянском. За окном - невысокие холмы. По обе стороны дороги - виноградники, поля кукурузы, деревья.

Въезд в Бари разочаровывает. Заводы, заводы с обеих сторон. Автобус остановился на привокзальной площади. Вокзал - длинное одноэтажное белое здание. Вот и арка - вход в Старый город: действительно старый. Улицы так узки, что троим не пройти рядом. Но вот, наконец, мы вышли на другой край города. Огромный, красивый открылся нам храм на его границе, выходя на набережную Адриатического моря. Мы - у цели. Это храм Святителя Николая Чудотворца, епископа Мирликийского. Но почему просторный двор пуст, никто не входит и не выходит из церкви? Смиряя волнение, подхожу к массивным дверям. Они заперты. Справа в прямоугольной рамке надпись о том, что 22 июня 1197 года в присутствии Коррадо, епископа Гильдесгейма, храм этот был освящен.

Мы не спешим уходить. Нам обязательно нужно попасть в эту базилику. Мы столько ехали! Солнечно, тихо и пусто в этом большом дворе. И кажется странным, что здесь когда-то была римская претория, а потом - резиденция византийского губернатора Катапано, что когда-то по этому двору ходили древние римляне, а потом - греки.

Позже мы узнаем историю строительства этого храма, перед которым сейчас стоим. Когда барийские купцы 9 мая 1087 года перенесли мощи Святителя Николая из города Миры в Бари, спасая их от сарацинов, этого храма не было. Были здесь развалины дворца изгнанного византийского императора. Не оказалось тогда в городе и архиепископа Урсона. Священный гроб принял аббат монастыря святого Венедикта, Элия, и поместил его в монастырской церкви. Вернувшийся архиепископ стал требовать мощи в свой собор. Спор удалось погасить благодаря герцогу Руджеро, который и отдал эту, самую древнюю часть города под строительство нового храма - храма Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, специально для его святых мощей. И уже в июле 1087 года это место, до тех пор разграбляемое, стало считаться неприкосновенным. И вот, по прошествии двух лет, 30 сентября 1089 года, папа Урбан II собственноручно положил святые мощи Николая Чудотворца в храме под алтарем.

Обратно мы идем по набережной вдоль моря. Идем искать православную русскую церковь, чтобы потом, после четырех, вернуться сюда. Уже через десять минут мы стояли перед церковью с зеленым чешуйчатым куполом и золоченым крестом. На фасаде кирпичного храма, высоко над землей, защищенная сеткой, - большая икона Святителя. Железные ворота, калитка. Заперта. Что же делать?

- А вы позвоните, - говорит женщина-киоскер, увидев наши огорченные лица, - здесь священник очень хороший.

- Русский?

- Нет, итальянский. Отец Марк.

Мы так и сделали. Во дворе, на уровне второго этажа, открылось окошко и выглянул человек с седеющей бородкой и смуглым лицом.

- Здравствуйте, - сказал Митя по-русски.

Вот калитка открывается, и перед нами стоит священник лет пятидесяти, в черной рясе. Улыбается и говорит по-русски:

- Пожалуйста.

Едва мы переступили порог и успели сказать, что из Москвы, услышали:

- Вы можете отдохнуть, можете остаться ночевать, как хотите.

Это было так неожиданно, и мы так устали… Отец Марк тут же дал ключи от домика во дворе.

- Отдохните и приходите на службу, - пригласил он нас.

Мы идем в наш домик - положить вещи, умыться. Домик одноэтажный, каменный. Перед входом - железная табличка: "Прислуги нет, все делайте сами". Открываем. Уютная квартирка. Потом мы узнали, что вся мебель дореволюционная - подарки русских эмигрантов. Но пора на службу.

- Идемте, - говорит отец Марк, и мы следуем за ним в церковь по узкому короткому переходу. На пути большой портрет царя - фотография с серовского полотна.

- Церковь была построена русскими в прошлом веке, - объясняет о. Марк, - хотели поближе к мощам Чудотворца, но власти не разрешили строить церковь в черте города, и тогда выстроили ее в предместье. А теперь, как видите, уже и здесь город.

Летняя церковь (зимняя сейчас закрыта, она на первом этаже) - просторная. О. Марк службу начал торжественно. Весь преобразился. Ни чуточки светского. Ему помогал, как мог, молодой католический священник, итальянец Антонио (ему нравится русская служба, он берет уроки русского языка у о. Марка). Служба велась на церковнославянском. Вдруг о. Марк подходит к Мите и подает ему Евангелие:

- Читай от сих и до сих.

Растерявшийся было Митя моментально собирается и начинает читать церковнославянский текст. Церковь пуста, но как торжественно звучат молитвы, каким радостным эхом отзываются стены и купол храма, как проникает эта радость в сердце, очищая и наполняя его светом! Но вот служба закончена.

- А теперь идите к Святителю Николаю, - говорит о. Марк, - вещей с собой не берите: по Старому городу у нас никто с сумками не ходит. Отберут.

Да, это мы уже знаем. Теперь уже к католическому храму святого Николая мы идем по Новому городу, по центральной его улице, которая вся в магазинах. У знакомого нам уже храма много машин. Пустынный двор ожил.

Мы входим. Полумрак просторной церкви. Пусто. Только в центре на одной из скамеек молодой священник в белом тихо говорит о чем-то с пожилыми женщинами. Мы спросили, как пройти к мощам.

- Вниз по лестнице, - сказал он и показал рукой вперед, вправо, где виднелась широкая лестница.

Мы спустились. Под низкими сводами подземной крипты шла месса. Священник, произносивший проповедь, находился за высокой решеткой, ограждающей мраморную раку. Светло-серое мраморное надгробье в виде стола. В полу мраморной раки - окошечко. Там, под стеклом, - святые мощи великого Чудотворца. А на стене перед ракой очень большие иконы: Спасителя и Святителя Николая во весь рост.

И вот я стою перед решеткой, ожидая окончания мессы, и думаю о том, что вот она, Святыня. Совсем рядом. Сколько людей прошло здесь за многие века! Пение прихожан вернуло меня в настоящее. Они пели стоя. Месса заканчивалась. Вскоре крипта опустела. Священник выходит, и я прошу его позволить подойти к мощам, чтобы поставить свечу, которую мы специально привезли из Петербурга, из Александро-Невской Лавры. Молодой священник разрешил, но сказал, что свечу поставить там негде, что можно поставить здесь, где подсвечники, это то же самое…

Войдя за решетку, я три раза обошла с ней мраморное надгробие; затем опустилась на колени перед нишей в полу, где были мощи, и стала молиться. Я чувствовала, как поднимается и растет во мне радость, и мне показалось, что моя молитва услышана и принята. Я поцеловала серый мрамор возле окошечка и, выйдя, поставила свечу в подсвечник, как привет Святителю Николаю из России. И еще долго молилась перед русскими иконами…

Католики называют этот православный придел в левой апсиде крипты, рядом с ракой Николая Чудотворца, восточной часовней. И, как говорит путеводитель по храму, "впервые в истории после разделения в 1054 году Католической и Православной Церквей в католическом храме позволено быть часовне, в которой православные смогут служить свою Литургию". Иконостас был написан согласно византийской традиции священником Златко Латховичем.

Перед тем, как уйти, снова вхожу в боковую дверцу к мощам, пытаюсь дотянуться до большой, во весь рост, Иконы Чудотворца, чтобы поцеловать ее, но икона высоко, и я лишь касаюсь ее руками, передавая поцелуй через ладонь. Коснулась ладонью края иконы Спаса. Преклонила колени перед святыми мощами Святителя, чувствуя, как трудно мне отсюда уйти, как хочется еще побыть, углубиться в себя, лучше почувствовать святого, которому так молятся на Руси.

Лидия МЕДВЕДНИКОВА, Екатеринбург

предыдущая    следующая