![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
Чтобы
целиком понять, почувствовать поэта, достаточно порою прочесть одно-единственное
его стихотворение. Чтобы понять поэзию Михаила Васильевича Исаковского,
достаточно прочесть его «Вишню». Стихотворение это было когда-то хрестоматийным,
его каждый школьник знал, а теперь не грех будет его напомнить:
В ясный полдень, на исходе лета,
Шёл старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нёс её домой.
Он глядел весёлыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
Пусть растёт большая-пребольшая,
Пусть идёт и вширь, и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени её прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят — экая досада, —
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,
Всё равно я вишню посажу!»
Здесь весь Исаковский: стихотворение очень простое, очень певучее, очень доброе, тёплое, задушевное. Язык его настолько ясный и чистый, что кажется, будто поэт не сочинял эти стихи, трудясь и потея над рифмами, а разом спел, как выдохнул, в едином порыве вдохновения. Эта-то простота нередко сбивает с толку неискушённого читателя: такому читателю кажется, будто писать, как Исаковский, просто, проще некуда — вот сейчас сяду и напишу! Но не тут-то было… Кроме простоты, есть ведь ещё и красота, и стройный, песенный лад, и глубокий, человечный смысл — попробуйте-ка соедините всё это в одном коротком стихотворении!
И кстати, о смысле. Никто, кажется, не называет М.В.Исаковского — старого советского поэта, лауреата нескольких Сталинских премий — поэтом православным. Но попробуйте найти в великой и богатой русской поэзии второе такое православное по духу стихотворение, как эта «Вишня»! Оно просто светится любовью к ближним, — любовью самозабвенной и жертвенной… Хоть здесь и о малой жертве говорится — подумаешь, отдать свою вишню на общую радость, — но ведь тут впечатляет не грандиозность дара, а чистый любовный порыв дарящего!
Вот так вот: не зарифмовывая евангельские строчки, не упоминая ни храмов, ни икон, говоря только о самой сути христианства — о любви! — и надо бы писать нашим православным стихотворцам. Впрочем, такое не каждому дано.
И если бы «Вишня» была единственным подобным стихотворением у Михаила Васильевича! Нет, у него в каждом стихе звучит православная праведность. «Катюшу» вспомните: «Пусть он землю бережёт родную, а любовь Катюша сбережёт». Или это: «Так что ж, друзья, коль наш черёд — да будет сталь крепка! Пусть наше сердце не замрёт, не задрожит рука; пусть свет и радость прежних встреч нам светят в трудный час, а коль придётся в землю лечь, так это ж только раз…» Или это: «За всё ты бралася без страха, и, как в поговорке какой, была ты и пряхой, и ткахой, умела — иглой и пилой. Рубила, возила, копала — да разве же всё перечтёшь? А в письмах на фронт уверяла, что будто б отлично живёшь…» Да, всего не перечислишь…
Великое явление в русской культуре — песни советского времени. Никакие романсы XIX века, страстные до озноба, никакие бардовские творения с их дурным диссидентским душком не сравнятся с этим чистым голосом русской души — то нежным, то радостным, то гневным («Священную войну» вспомните!). И среди поэтов-песенников того времени первое место, несомненно, принадлежит Исаковскому — наверное, потому, что он был не поэтом-песенником, а просто поэтом, — стихи его живут и без музыки, что редко-редко случается в песенном цехе. (Обратите внимание: хороший стих не часто ложится на музыку, а слова хорошей песни далеко не всегда можно назвать хорошим стихом.)
А может быть, вы не помните, какие песни поются на стихи Исаковского? Вот, оцените:
«И
кто его знает»
— песня о простодушной и чистой любви. Кто ещё мог писать о любви так горячо и
так безгрешно?
«Катюша» — хоть песня и не про войну, но она стала как бы народным гимном Великой Отечественной.
«Враги сожгли родную хату» — трагичная, пронзающая сердце, и притом не слезливая, не бьющая на жалость, но поднимающая дух песня.
«В лесу прифронтовом» — тут всё: и любовь, и печаль, и раздумья о близкой смерти, и могучий порыв к подвигу… Михаил Васильевич, отправляя этот текст композитору Матвею Блантеру, так сказал: «Матвей, я написал стихи. Может, этим обеспечу хоть какое-то участие в войне». И обеспечил…
«Под звёздами балканскими» — песня-предчувствие близкой Победы.
«Летят перелётные птицы» — гимн Победы, гимн солдата, возвращающегося на Родину, которую он только что отстоял, спас…
«Одинокая гармонь» — и снова чистая, как небо, любовь, но и что-то ещё, невыразимое словами…
«Каким ты был, таким остался» — широкая, как степь, полная надежды и счастья.
«Ой, цветёт калина» — по-девичьи трепетная, нежная…
И ещё с десяток можно вспомнить…
Можно вспомнить — и нельзя забыть. Пусть всякое время рождает свои песни — очень хорошо, что рождает, плохо будет, когда прекратит рождать; но песни Исаковского уже перешли ту грань, когда песня прочно связана с эпохой, её родившей. Они уже вне времени, они уже стали частью России.
Какая разница, когда были написаны «Коробейники», «Ой, мороз, мороз», «Славное море, священный Байкал» и так далее? Они просто живут в русской судьбе и будут жить, пока живёт Россия. Так и песни Исаковского — великого русского православного поэта.
Алексей БАКУЛИН