![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
Не
по шоссейным дорогам на Муром,
не пересохшим Днепром
в Кременчуг, — грузные гуси летят на Мурман.
Нынче за ними и я полечу.
Так писал ныне напрочь забытый, но от этого не менее замечательный советский поэт Николай Ушаков. Его стихотворение называется «На Полюс», и я уверен, что возникло оно под впечатлением от картины Аркадия Александровича Рыло€ва «В голубом просторе».
Звёзды зимуют в снежном севе,
острым лучом ударяя в люк.
Бледным сияньем встречает север,
шведская шхуна спешит на юг.
Кстати, я и про самого Рылова слышал такое: «забытый советский классик».
Не знаю, не представляю, как можно забыть картину «В голубом просторе», если хотя бы раз увидеть её — пусть не в Третьяковке, пусть на обтрёпанной открытке, на бледной, смазанной репродукции, — но этот холст имеет удивительное свойство: он великолепно смотрится в любом воспроизведении. И он не забывается.
С полотна ли, с бумаги ли, но всегда на зрителя будет веять чистым холодным воздухом Севера, ибо картина эта — как поэма о кристальной чистоте: о чистом воздухе, о чистой, незамутнённой морской воде, о чистой белизне гусиных перьев, корабельных парусов, лёгких облаков в весеннем небе. Да, это, несомненно, весна — это её мощное дыхание, это её стремление, её свет, её восторг.
Разумеется, у ленинградского живописца, ученика Куинджи, этот шедевр не единственный. Его «Закат», который, кажется, повесь в тёмной комнате — он и там будет светиться, — тоже производит ошеломительное впечатление; его «Зелёный шум», в котором явственно слышен весёлый голос весеннего ветра, завораживает; его «Полевая рябинка» сочится летней жарой и запахом диких трав… И всё-таки Рылов для меня — это «В голубом просторе» и только «В голубом просторе». Потому что прочие его картины — просто пейзажи, — хорошие пейзажи, великолепные пейзажи, редкостные даже для великой русской живописи, — а «В голубом просторе» — это песня, это поэма. Это… Я слова не подберу… Это псалом!
Помните 103-й псалом Давида: «Благослови, душе моя, Господа…»
«Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея. Сие море великое и пространное, тамо гади, имже несть числа, животная малая с великими, тамо корабли преплавают…» (Пс.103,24—26).
Да,
именно: если бы кто-то решил проиллюстрировать этот псалом, ему не нужно было бы
дотошно изображать всех перечисленных в нём животных: птиц небесных, гадов
морских, онагров, оленей, зайцев и т.д.; ему достаточно было бы выставить этот
рыловский холст, потому что художник сумел отразить весь восторг Псалмопевца
перед Божиим творением едва ли не двумя красками — синей и белой, — всего двумя,
из них из двух создав мощную симфонию в бело-голубых тонах.
Ещё можно сказать, что художник изобразил на своём полотне счастье, — счастье в чистом, незамутнённом виде, счастье, разрывающее сердце, — такое оно безграничное, такое оно необъятное…
Вот. А написана картина в 1918 году.
1918 год — один из самых трагических годов в истории России. Одна власть уже пала, другая не установилась толком, страну разрывают на части враждующие силы, и каждый тянет на себя, каждый думает о себе, никто не считается с тем, что Россия страдает… Именно в этом году святой патриарх Тихон изрёк своё знаменитое: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню гееннскому в жизни будущей — загробной — и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной». (Кстати, в этих словах именно большевики нигде не названы. Ибо патриарх обращается ко всем враждующим сторонам — и к белым, и к красным, и к зелёным, и к прочим жовто-блакитным, — ибо в 1918 году определённой власти не было, а была только ожесточённая борьба за власть. Впрочем, это просто замечание вскользь.)
Итак, в год, когда само существование России казалось сомнительным, когда мрак всеобщей грызни объял всю страну от востока до запада, Аркадий Александрович Рылов создаёт свою песню счастья, песню веры в светлое будущее Родины, песню начала великого пути. Он знал, он чувствовал, он верил, что благодать Господня от Руси не отошла, что новый поворот русской истории не уведёт страну в адские бездны. Рыловские гуси — точно отсветы крыл Голубя, Духа Святого.
Естественно, что с такой великой верой в Россию художник не покинул Родину в трудный час, но остался с нею, со своим народом. И появление на его мольберте таких картин, как «Ленин в Разливе», — это естественное продолжение того порыва, что был явлен в том бело-голубом полотне. Это тоже картина потрясающая, тоже близкая к симфонии. Попробуйте взглянуть на неё, так сказать, вне политики — это такой русский образ: человек идёт против бури, человек идёт от заката к востоку, человек — часть природы, но он и возвышается над нею, он вдохновляется бурей и преодолевает её, он спокоен, полон уверенности, но он же и пламенеет духом…
Они как диптих, эти два полотна.
И всё-таки «В голубом просторе» выше, потому что она ближе к небесам.
Не хочу здесь повторять факты биографии А.А.Рылова, потому что их можно легко
найти в интернете. Хочу вспомнить только одно обстоятельство —
так сказать, родителям на заметку. В детстве Аркаша Рылов не отличался любовью к
наукам, учился из рук вон плохо, —
так плохо, что его попросту выперли из вятской гимназии. Тогда Аркадия перевели
в реальное училище, где требования к ученикам были помягче. Но несчастный
двоечник и тут не сумел удержаться. Тогда отчим, не зная, что ещё придумать,
вспомнил, что мальчик, кажется, неплохо рисует, и отвёз его в Петербург, в
училище рисования барона Штиглица. И тут Аркадий сразу встал в число лучших!
Он изначально был рождён для живописи, — только для неё и ни для чего больше!
Так что, уважаемые родители, если ваше чадо не радует вас школьными успехами, просто подумайте: а что если вы просто не сумели разглядеть его истинное призвание?
29 января Аркадию Александровичу Рылову исполняется 155 лет. Честное слово, если эта дата забудется, если такой великан духа, как этот художник, отойдёт в разряд «забытых классиков», то для нашей культуры начнутся поистине чёрные времена. Но не хочется верить в такое. Белоснежные гуси Рылова по-прежнему несутся в голубом просторе, и море плещет, и корабль плывёт. Россию по-прежнему продувает весёлый весенний ветер!
Алексей БАКУЛИН