Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Библейская история

НЕПОСЛУШНЫЙ ПРОРОК

Иона пророк (4Цар. 14, 25; Мф. 12, 39—41; Лк. 11, 29—30) — имя еврейского пророка, который, очевидно, жил в царствование Иеровоама, сына Иоаса, царя израильского. Он называется сыном Амафия из Гафхефера; потому-то он и жительствовал в Завулоне и, несомненно, принадлежал к означенному колену. Иона проповедовал об усилении и победах израильтян при царе Иеровоаме (4Цар. 14, 25—27), вступление которого на престол обыкновенно полагается в 825 г. до Р.X. Одно из иудейских преданий говорит, что Иона был сын вдовы сарептской, которого чудесно воскресил прор.Илия (3 Цар. 17,8—24), но это предание недостаточно основательно. Бесспорно же, что мы знаем касательно личности пророка Ионы из самой же его книги, состоит в следующем: Иона, сын Амафиев, получил однажды от Бога повеление идти в Ниневию с проповедью покаяния и предсказанием о гибели города за его нечестие, если жители оного не раскаются. Но пророк, вместо того чтобы повиноваться велению Божию, отправился в Иоппию (ныне Яффа), сел на корабль и отправился в Фарсис, финикийскую колонию в Испании. Во время морского пути корабль был застигнут страшной бурей, и мореплаватели в страхе бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они навлекли на себя гнев Божий. Жребий пал на Иону, который сознался в своём грехе неповиновения Богу и просил мореплавателей бросить его в море, что те немедленно и исполнили, и буря утихла.

Между тем по Божественному Промыслу Иону в море поглотила большая рыба. Пробыв во чреве китовом три дня и три ночи, Иона молился Господу и затем был выброшен рыбой на берег. После своего избавления пророк Иона получил вторично Божие приказание идти в Ниневию, и он отправился. Ниневия же, говорится в пророческой книге, был город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: ещё сорок дней, и Ниневия будет разрушена (Ион.3, 3— 4). Его проповедь поразила ужасом сердца ниневийского царя и народа; они раскаялись в своём нечестии, и вследствие их раскаяния Господь пощадил Ниневию.

Иона огорчился тем, что Божественный суд не совершился над городом, и скорбел о том пред Господом: «О, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Ион.4, 2).

Впрочем, всё-таки ожидая исполнения своего пророчества, он, вышедши из города, сделал себе шалаш и укрывался в нём от солнечного зноя. Для вразумления пророка по повелению Божию в одну ночь выросло из земли тенистое дерево (вероятно, из породы тыквенных), защищавшее его от лучей палящего солнца и дававшее ему прохладу. Иона был очень рад укрыться под тенью этого растения; но на другой день вместе с зарёй червь подточил корень растения, оно засохло, и солнце снова начало палить зноем своим голову Ионы. Сильно опечаленный этим, пророк просил себе смерти. Тогда Господь сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Ион.4, 10— 11). Вразумлённая и помилованная Богом Ниневия существовала после того ещё более 200 лет, пока не была разрушена в 610 году Набополассаром, царём вавилонским, и Циаскаром, царём мидийским. В последней — 4-й главе книги прор.Ионы повествование о нём отрывисто заканчивается.

На прор.Иону указывает Сам Господь наш Иисус Христос в следующих словах: «…ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 40). «Род лукавый и прелюбодейный, — говорил Он в другом месте, — знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф.16, 4; Лк. 11, 29—32).

Замечательно, что в первой из этих цитат слова Господа «во чреве кита» в подлиннике употреблены именно те же самые, которые соответствуют словам греческого перевода Книги Ионы (Ион.2, 1—2), в которых на еврейском стоит: «кит», а не большая какая рыба, как думают некоторые. Повторяем, это важно в том отношении, что даёт нам видеть в этих словах не только подтверждение Самим Господом исторического характера повествования о прор.Ионе, но и подтверждение, выраженное святыми устами Его, греческого перевода Библии. Приведённые нами тексты в Новом Завете и в IV Книге Царств (4Цар.14, 25) свидетельствуют о том, что Иона был действительно лицо и что книга, носящая его имя, передаёт нам действительно исторические факты.

Блаженный Иероним, кратко обнимая события, изложенные в означенной пророческой книге, говорит: «Иона своим кораблекрушением предызображает страдания Господа, призывает мир к покаянию, и под именем Ниневии возвещает язычникам спасение» (50-е письмо к Павлину).

Память св.пророка Ионы празднуется Церковью 22 сентября.

Библейская энциклопедия. Труд и издание архимандрита Никифора. М., 1891

предыдущая    следующая