Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Об антихристианской мерзости капитализма
Содействием Божиим в скором времени любители православного богословия смогут получить новую книгу, составленную из выступлений современных русских мыслителей, сторонников всё более набирающего силу в нашей Церкви учения — православного социализма. Именно этот термин — ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ — и будет вынесен в заглавие книги. Открывает сборник статья собственного корреспондента нашей газеты Алексея Бакулина. Редактором книги выступил известный публицист, теоретик православного социализма Николай Сомин. Его статью, вошедшую в сборник, мы и публикуем сегодня (с небольшими сокращениями).
Сейчас происходит то, о чем мы, казалось бы, даже уже перестали мечтать, — страна избавляется от западной зависимости. Во всяком случае, что касается политики, то это несомненно. Наконец-то руководство поняло, что Запад — не «партнеры», а враги России, причём враги злые и непримиримые, враги вёрткие и удивительно подлые. Но путь к независимости России ещё только начат. Остаётся главное — социально-экономическая удавка, душащая нас. Остаётся капитализм.
Капитализм разрушает Россию на всех уровнях — материальном, душевном и духовном.
Разгром на чисто материально-экономическом уровне просто ужасен. Страна покрыта развалинами заводов, фабрик, колхозов, совхозов, брошенных с советских времен. Люди иронизируют, что это развалины прошлой цивилизации, более высокой, чем нынешняя. Масса необходимых в стране производств ликвидированы начисто. Большинство населения просто выживает, получая нищенскую пенсию или зарплату. Разрушены не только производительный сектор, но и наука вкупе с медициной.
Правда, тяжело далеко не всем: процентов десять населения России живёт нормально — покупает квартиры, строит дачки, ездит на тачках. А ещё полпроцента живёт, вообще не зная никаких ограничений, — это продавшаяся западным завоевателям компрадорская буржуазия. Справедливость — одна из архетипических черт русских — попрана полностью.
Капитализм несёт с собой чудовищную культуру — даже не обезьянью, а подлинно сатанинскую, циничную, антиэстетическую, фантастически пошлую. И музыка, и литература, и изобразительное искусство, и кино с театром ориентированы на то, чтобы выбить из человека последнее чувство прекрасного и совестливого и подготовить его к рынку, шопингу, игре на бирже, деланию бабок. И кто пройдёт через эту культуру (скорее это нужно называть индустрией развлечений, ибо называть это культурой язык не поворачивается) и не поперхнётся — тот, считай, готов для капитализма. А кого вырвет — лох, не вписался в современную цивилизацию и далее жить недостоин.
Но самое страшное капитализм готовит человечеству в духовной сфере. Это мамонизм. Под мамонизмом понимается общественный грех, выражающийся в стремлении к деньгам, к обогащению, в подвластности мамоне. Этот страшный грех при помощи капитализма полностью накрыл всё человечество. И более того, он рядится в достоинство, чуть ли не главную добродетель человечества. Мамона выставляет перед человеком огромный соблазн, который при капитализме вырастает в умопомрачительные богатства, которые человек якобы легко и в рамках закона может обрести. И все современные СМИ из кожи лезут вон, чтобы толкнуть человека на этот гибельный путь. Только в результате подавляющее большинство побежавших за большими деньгами разоряется и теряет всё, а немногие достигшие становятся просто зверьми, теряют человеческий облик и навсегда лишаются Царства. Тех же, кто по этому пути не идёт, мамона окунает в лишения бедности, для которых, по слову Златоуста, «непроизвольная бедность страшнее огня».
Как же бороться против мамонизма? Тут личная победа над сребролюбием мало помогает, ибо это грех общественный, и эффективно бороться с ним можно только уничтожением того социального строя, который мамонизм порождает, и построением нового. А какой социальный строй может противостоять мамоне? Тот, который выбивает главную подпору мамонизма — частный интерес. Такой строй давно предложен, причём предложен в Новом Завете, — этот строй реализовали апостолы Христовы в иерусалимской общине. Это евхаристический коммунизм, в котором личные интересы пресекались, как в случае с Ананией и Сапфирой. Тот же принцип отсечения причины мамонизма был реализован и в СССР через общественную собственность. Именно поэтому, говоря о советском строе, многие деятели (включая Святейшего Патриарха) отмечают его евангельскую основу. Слом советского строя прежде всего снова открывал дорогу мамонизму и безудержному грабежу России. Без уничтожения капитализма на Руси ни о каком освобождении от западного ига и речи быть не может.
Частная собственность несправедлива. Многие верующие скептически относятся к теории прибавочной стоимости Маркса. И напрасно — вся буржуазия активно получает прибавочную стоимость, причём не только из-за недоплаты наёмным работникам. Один из самых распространённых способов получения прибыли — умение поставить себя в положение монополиста (пусть частично или временно). Тогда прибыль получается за счёт ограбления покупателя. А здесь очень много зависит от совести по отношению к конкурентам — как внутренним, так и внешним. Санкции по отношению к России являются прекрасным примером. А ещё больше возможностей у банков — выжимать прибыль. Ведь они дают частные кредиты, без которых развитие промышленности при капитализме просто невозможно.
Но, может быть, самое страшное, что частная собственность провоцирует, развивает и утверждает в общественном пространстве эгоизм — отца всех без исключения пороков. Говоря о собственности, Златоуст с неутешным горем восклицает: «это холодное слово — моё и твоё!» Нет, не на этом гнилом фундаменте должна быть основана жизнь христиан. И Златоуст вновь и вновь с восторгом говорит о первоапостольской иерусалимской общине, где радикально был изгнан частный, эгоистичный интерес и евхаристия как соединение со Христом сочеталась с чистой повседневной общинной жизнью в условиях общей собственности. «Это было ангельское общество, — пишет Златоуст, — потому что они ничего не называли своим… Видел ли ты успех благочестия? Они отказывались от имущества и радовались, и велика была радость, потому что приобретённые блага были больше. Никто не поносил, никто не завидовал, никто не враждовал, не было гордости, не было презрения, все как дети принимали наставления, все были настроены как новорождённые… Не было холодного слова: моё и твоё; потому радость была на трапезе. Никто не думал, что ест своё; никто (не думал), что ест чужое, хотя это и кажется загадкою. Не считали чужим того, что принадлежало братьям, — так как то было Господне; не считали и своим, но — принадлежащим братьям». Сейчас такое цитировать как-то неудобно, потому что ничего подобного в нашей Церкви нет.
В социализме не заложено и отрицание религии. Часто можно от верующих услышать, что социализм, коммунизм — атеистические учения. Мол, смотрите, например, с какой злобой большевики относились к Церкви. Это совершенно искажённый взгляд на проблему — судить о социализме только по одной реализации. В действительности коммунизм в его новозаветном виде возник сразу после принятия Духа Святого в иерусалимской общине. Только в связи с Просвещением в учении коммунизма (и социализма) стали появляться атеистические нотки. Естественно, что церковным людям атеизм очень не нравился, и они стали резко отбрасывать любые коммунистические учения, в том числе и те, которые залетали в Россию. При этом критика коммунизма и социализма сочеталась с апологией частной собственности и предпринимательства. Возникло жёсткое противостояние, выходом из которого мог быть только православный социализм. Но обе стороны его не захотели, и история пошла другим путём.
Еще много можно сказать, но завершаем, ибо ясен вывод: капитализм — беда, принёсшая Россию две чудовищные мерзости.
Первая: капитализм несёт с собой антихристианство. Нет, он не запрещает христианство, — но он уничтожает его ценности, нагло подменяя их наиматериальнейшей прибылью. Не нужен Христос, не нужна нравственность — взамен предлагается целый веер грехов: сребролюбие, эгоизм, нажива, разврат. Причём, как мы видели, всё это надо разогреть до кипения — только тогда вас ждёт успех. Капитализм собирается буквально всё купить, включая любовь, веру и надежду, прямо по Пушкину: «Всё куплю, сказало злато».
Совершенно ясно, что капитализм — антихристианская гадость. И мне всё-таки непонятно, как большинство наших православных, конечно же осведомлённых об отвратительной, антихристианской сущности капиталистических отношений, тем не менее спокойно и даже благоговейно принимают их.
И вторая мерзость: капитализм убивает русского человека. Прежде всего, убивает нравственно — развращает грехом потребительства, убивает семью, распространяя немыслимый разврат. Убивает эстетически, предлагая чудовищно низкопробную, делающую из человека зверя, культуру. Наконец, убивает физически. Сколько русских людей, не вписавшихся в рынок, лежит на кладбищах после перестройки! Помните, как мадам Олбрайт хотела уменьшить население России до 15 млн — ведь для обслуживания трубы больше не надо. А нынешние буржуи вообще считают, что человечеству не выжить без сокращения населения шарика до 1 млрд. И конечно, русские — первые в чёрном списке.
Либерализм ещё очень крепок и вовсе не собирается сдаваться. Предстоит жестокий бой.
Николай СОМИН