Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Сегодня у нас в гостях известная петербургская поэтесса, публицист, общественный деятель Н.В.Советная. Судьба Натальи Викторовны сложилась так, что жизнь свою она делит между Россией и Беларусью, и поэтому мы решили расспросить её, вопервых, о Беларуси, а вовторых, о славянстве вообще.
— Наталья Викторовна, ваша юность прошла в Беларуси. Как вам кажется, это действительно часть России или всё-таки особая земля?
— Так случилось, что в школу я пошла в г.Городке Витебской области, там же окончила десятилетку, хотя за это время успела пожить с родителями и в Минске, и в Мурманской области. Как видите, моё детство прошло на русско-белорусской земле, которая для меня была и осталась единой, никакой разницы я не ощущала, кроме особенностей языка. Витебская область граничит с территорией России, история много раз передвигала границы, поэтому взаимовлияние очень велико и отражается, в первую очередь, в речи. Слова, которые на Псковщине, например, считаются местными диалектными, на самом деле не что иное, как слова белорусские. В Беларуси большинство населения общается на русском языке, но в обиходе используется много белорусских, да и произношение изобилует белорусскими особенностями, к примеру, глухим «г». Но за последние годы белорусский язык в стране занял достаточно прочные позиции. Почти все официальные мероприятия, в т.ч. культурные, стали проводиться на белорусской мове. Определённая прослойка общества (писатели, издатели, журналисты, артисты, режиссёры, библиотекари, преподаватели и др.) активно использует в общении и даже в быту только белорусский язык. Это особенно присуще жителям столицы. Это стало модным. Но и в белорусской глубинке язык жив, хотя имеет свои особенности: чем ближе к Польше, тем больше в речи полонизмов, чем ближе к Украине, тем больше украинских слов.
— Вы, конечно, и сейчас часто бываете в Белоруссии. Когда вы возвращаетесь в Россию, в Петербург, вы, наверное, очень остро ощущаете разницу между «там» и «здесь»… В чём эта разница состоит?
— В общении с людьми на бытовом уровне разницы нет. Но она очень заметна в благоустройстве провинции, так как в Беларуси большое внимание уделяется малым городам. Мой Городок, например, сейчас выглядит как курортный город. Но проблема трудоустройства в таких населённых пунктах оставляет желать лучшего. Поэтому, как и прежде, многие белорусы ищут счастья в России. Но ведь это было даже при царе-батюшке: народ шёл в Петербург, Москву на заработки.
Пожалуй, могу отметить ещё одну особенность: до минимума сокращена бюрократическая волокита в государственных учреждениях. Белорусы отличаются обязательностью, чувством ответственности, долга, аккуратностью и доброжелательностью.
— Когда в 2020 г. в Белоруссии шли беспорядки, вы бывали в Минске? Можете что-то рассказать об этих событиях по собственному опыту или по рассказам ваших близких, знакомых?
—
Надо признать, что те события в 2020 году, когда была попытка государственного
переворота, не оставили безразличным, наверное, ни одного человека в Беларуси.
Напряжение было высоким, все разговоры сводились к ситуации в Минске и других
областных городах. Именно там оппозиция устроила взрывные очаги. В небольших
районных городках было тихо, как и должно было бы быть везде, если бы не
подрывная работа, проводимая коллаборационистами —
проще говоря, предателями. В моём Городке маленькая группа людей, поддерживающая
оппозицию, попыталась выйти на площадь якобы «покормить голубей», а заодно
помитинговать, но соответствующие органы вовремя проявили бдительность. (Кстати,
ни голубей, ни каких других птиц на нашей площади не кормят.) Случай этот стал у
нас темой для шуток, однако в столице было не до смеха.
Белорусы — люди жалостливые, чувствительные к несправедливости. На это и рассчитывали телеграм-каналы, действующие из Польши, распространяя слухи о жестоком обращении сотрудников милиции с задержанными (обратите внимание, что неуважительное, презрительное отношение к правоохранительным органам целенаправленно формировалось в наших странах определёнными силами задолго до событий двадцатого года, т.е. шла плановая подготовка). Организаторы бунтов призывали собираться в определённых местах и в определённое время, чтобы выразить своё возмущение и потребовать наказания виновных. Так возникли шествия женщин в белых одеждах, с белыми ленточками и белыми цветами.
К сожалению, среди тех, кто поддался на такие провокации, кто был зомбирован
пропагандой умело действующих разжигателей смуты, оказались многие: рабочие и
служащие, индивидуальные предприниматели, представители творческих союзов,
студенты и учащиеся. Раскол произошёл в семьях, где дети и родители, мужья и
жёны, братья и сёстры в одночасье оказались по разные стороны конфликта. Это
страшное состояние! И до сих пор не везде и не у всех произошло полное
примирение.
И надо понимать, что пусть небольшая, но некая часть общества затаилась,
продолжая придерживаться оппозиционных взглядов — как правило,
националистических. Из таких людей сформировались и группы белорусских боевиков,
воюющих на стороне ВСУ. Их немного, около двух сотен, но они есть.
А в 2020 году только твёрдая и сильная позиция президента Александра Григорьевича Лукашенко, не дрогнувшего и сумевшего повести за собой силовиков, а также, несомненно, мощная поддержка России удержали страну на краю пропасти, переломили ситуацию, сохранили государство.
— Вы бывали на Донбассе?
— На Донбассе была в далёком детстве, когда целое лето провела в пионерском лагере в Мариуполе, с экскурсией тогда побывала и в Донецке. Среди моих друзей есть поэты из Донецка и Краснодона, священник из Ясиноватой… За всех донбассцев душа болит все эти годы. Они люди героические. Если поэтесса Алина Баева из Донецка на вопрос: «Как вы там?» — отвечает, что благодарят Бога за каждый прожитый день, то о.Виталий Бакун из Ясиноватой уточняет: «За каждый прожитый час». Алине удалось этим летом вывезти из Донецка более 300 детей. Ну, а батюшка при напряжённом графике умудряется ещё трудиться вместе с отцом Григорием Григорьевым, настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Ленинградской области, над большим богословским трудом.
Мои краснодонские друзья-писатели Людмила Гонтарева и Александр Сигида не только продолжают писать, но ещё издают книги, литературный журнал «Территория слова» и проводят конкурс-фестиваль «Муза Новороссии». В этом году мне выпала честь быть членом жюри конкурса. Я счастлива, что хотя бы таким образом капелька моего труда стала вкладом в общее дело Донбасса.
Ещё в 2010 году я начала работу над повестью «Узлы», которая вошла в мою новую книгу «Кремень», уже подготовленную к изданию. Узлы — это политические проблемы, которые трудно решить дипломатическим путём и которые приходиться разрубать военными действиями. Уже тогда, работая над текстом, я ощущала назревание войны, потому что события, происходящие в глубинах украинского общества, настораживали: существование «церквей сатаны», обострённый национализм, американское влияние, русофобия и т.д. Однако противодействия этому со стороны России не было. Беларусь же выбрала для себя прекрасную роль миротворца, но при этом, ссылаясь на нейтралитет, терпеливо сносила наглые националистические выпады в том числе и в её сторону.
В 2019 году на Международном литературном форуме «Золотой витязь» в Пятигорске я познакомилась с вице-президентом форума Алексеем Колесником, киевлянином, заслуженным артистом Украины. К сожалению, он чуть более года назад ушёл из жизни, и мне так не хватает его звонков, когда он искренне переживал за Беларусь и убеждал меня, что на самом деле предателей-бандеровцев на Украине всего лишь горстка, а все остальные украинцы любят Россию и не хотят ссориться с ней.
Украинец по рождению, белорус по месту жительства Виктор Ковальчук, артист, режиссёр «Беларусьфильма», когда-то доверительно поделился со мной впечатлениями о событиях в Югославии. Когда страну бомбили американцы, он снимал там документальный фильм и видел всё своими глазами. После этого даже разговаривать о США решительно отказывался — только сжимал губы и скрежетал зубами.
Когда-то мой сын решил разыскать по сетям возможных родственников по линии отца. Оказалось, что на Украине, в Черкассах, живёт его полный тёзка, почти ровесник. Изредка мы переписывались. После 24 февраля тёзка спросил, как я отношусь к тому, что случилось, и обрушился с обвинениями на Беларусь, которая якобы бомбит Украину с севера. Попыталась его успокоить, объяснить и умоляла не брать в руки оружие, а лучше уехать, пока не поздно. Обещала молиться за него. Однако наша переписка оборвалась: убедившись, что я твёрдо стою на стороне России, он обматерил и заблокировал меня. Признаться, мне его очень жаль, и я не знаю, жив ли он сейчас.
— Сколько раз славян пытались примирить между собой — и всякий раз ничего не получалось. Как по-вашему, что тут главной причиной? Происки наших врагов или, быть может, славянская неуживчивость?
— Не думаю, что существует какая-то особая славянская неуживчивость. Я, например, помню, как в дни моей юности встречалась с болгарами, югославами, венграми, румынами во время комсомольского туристического путешествия по Дунаю. Общалась с людьми не только на официальных встречах, но и на улице. Хорошие люди. Нас с ними тогда воспитывали на одних примерах, была одна идеология, одни цели и задачи.
А какие отношения у нас с сербами! Кажется, что ощущение родства идёт на генетическом уровне. Я дружу с сербской поэтессой, переводчицей Даяной Лазаревич. Эта молодая девушка ведёт специальной блог о спецоперации России на Украине и так переживает за Донбасс, что в одном из последних наших разговоров на эту тему расплакалась. Она верит в нашу победу.
Происки врагов были всегда, вставить клин между славянскими народами для них великое счастье. Ещё не закончилась Вторая мировая война, а американцы с англосаксами уже вынашивали планы войны ядерной с целью уничтожения России. Её территория и ресурсы не давали и не дают им спокойно спать, потому что глаза завидущие, руки загребущие, а душонка продажная да безбожная. Наши враги не скрывают надежды на разрушение православно-славянской цивилизации. Но Покров Пресвятой Богородицы и Господь с нами.
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН