Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

КАКИМ ВОЗДУХОМ ДЫШАТ АНГЕЛЫ?

Св.прав. Иоанн Кронштадтский:

— Теперь побеседуем о духовном бесчисленном мире ангельском, о их свойствах, о их чиноначалии и о безмерной благости Божией, причислившей нас, христиан православных, к этому ангельскому Собору и составившей одну Церковь из ангелов и человеков, а затем о нашей обязанности чтить их по достоинству и подражать им по силе, как будущим нашим согражданам в Небесном Отечестве.

Свт.Феофан Затворник:

— В день, посвящённый Архангелу Божию Михаилу и прочим Бесплотным Силам, о чём нам больше и рассуждать, как не об ангелах. К чему же именно направить нам слово своё? Давайте укорять себя. За что? За то, что есть ещё у нас грехи, заблуждения, ошибки, горести и беды, ибо всему этому не следовало бы быть между нами, когда окружает нас сонм бесплотных и есть у каждого ангел-хранитель. Своим противодействием и противонастроением уничтожаем и отвращаем мы все усилия ангелов содействовать нам в добре. Как же теперь быть? Надо себя так настроить, чтобы не отвращать, а привлекать ангельское содействие.

Итак, хочешь ли пользоваться ангельским руководством и содействием — укроти ты свою внутреннюю беспорядочность, собери ты своё внимание внутрь и стань у сердца своего. Ангел Господень тотчас заметит сие, подойдёт и начнёт влагать тебе помышления, клонящиеся к возбуждению желания спасения. Склонись на сие внушение и возьмись ревновать о спасении, тогда ангел Господень не только за руку тебя возьмёт, а на свои руки тебя подымет, и не поведёт только, а понесёт по пути спасительному.

Св.прп. Феодор Студит:

— Ангелы являлись и в образе прекрасных юношей, чуждых болезней, старости и тленности, знаменуя юношеской красотой своей твёрдую и добродетельную любовь свою к Богу. Потому-то они являются также в светлых одеждах, чтобы через это показать чистоту, бесстрастие и безгрешность, в силу присущей им благодати Божией, своей природы. В них нет ни краски, ни тела: нет у них ни крыльев, ни рук с локтями, ни головы с волосами, ни прямого стана и вообще ничего такого, что относится к созерцаемому или движущемуся в материальной природе. Если же говорится, что они являются в Божественных видениях человекообразно, то мы не считаем усвояемых им названий показателями их природы; эти названия они получили от Бога и от богословствующих мужей, для обозначения их собственного действования. Так и должно быть.

Сщмч.Фаддей (Успенский):

— Мы живём в дольней стране страстей земных, житейских, вдыхаем их зловредные, ядовитые испарения, обращаясь постоянно в низинах и безднах греха, как же необходимо нам почаще вдыхать как бы горный, небесный воздух беспримесной святости, которым непрестанно дышат ангелы! Мало того, ведь мы, обложенные тяжёлою, ленивою, немощною и многострастною плотью, так слабы, так побеждаемся страстями плотскими, уступаем без борьбы едва не всякому натиску или приступу страстей к душам нашим. Ангелы же такою большою обладают духовною крепостию, так они удобоподвижны на добро, так легко прилетают туда, где ожидают их помощи!.. Поэтому-то святые угодники Божии всегда представляли в уме своём образ жизни ангелов как совершенный образец для подражания и действительно уподоблялись им, делались «ангелами во плоти». А как необходима нам помощь ангелов в борьбе с духом злобы!

Митр.Макарий (Булгаков):

— Где находится духовный мир? «На небеси» — ответствует Слово Божие. Какое же это небо? Разумеется, не то, которое мы видим. Пусть учёные предполагают, что на телах небесных, образующих собою огромные миры, должны быть жители. Если и есть такие жители, то это, без сомнения, не ангелы. На телах могут обитать только существа, облечённые плотью; а ангелы суть духи бесплотные. Нет, есть небо иное, высшее, вне мира вещественного и за пределами его есть небо чисто-духовное, которого мы ныне, по ограниченности своей, и представить себе не можем. Там-то обитает Господь Бог, «Отец духов» (Евр. 12, 9) во всей славе своей, там обитают бесплотные ангелы, туда возносятся и все праведные человеческие души. Но мы веруем, что Господь Бог, как беспредельный, присутствует и во всём мире вещественном, присутствует и на земле, особенно во святых храмах своих; веруем, что Он многократно посылал и посылает ангелов своих на землю, что многие из них как бы постоянно, неотлучно живут на земле, при людях, которым служат ангелами-хранителями. Следовательно, существуют и посреди мира вещественного какие-то духовные пространства, в которых пребывает Господь Бог, чрез которые переносятся к нам и в которых обитают вокруг нас бесплотные духи.

Архим.Иоанн (Крестьянкин):

— Ангелы, оставшиеся верными своему Творцу и составившие воинство Архистратига Михаила, с течением времени настолько утвердились в добре, что грех для них сделался невозможным. Не потому, что они, имея свободную волю, не могут преступить воли Божией, а просто потому, что они не захотят этого делать, не захотят грешить. Обратите внимание, други мои, на эти слова. Не захотят грешить! Как это для нас с вами назидательно. Не захотеть грешить — значит получить возможность приблизиться к Богу и видеть Его, как видят Его ангелы. Служить Ему и только Ему, исполняя Его повеления.

Святые отцы Церкви называют их вторыми светами, как бы отблеском Божественного света. Они — светы вторые! Как это нам понять?! С чем сравнить, чтобы было доступно нашему уму? Находясь в непосредственной близи к Богу, ангелы наполняются восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и величайшей любовью Творца Вселенной к Своей твари. Некий Божественный свет широкой рекой свободно льётся через них. Но не просто протекает через них, как по свободному жёлобу, и, не задерживаясь, истекает и пропадает. А льётся так, как льётся, искрясь и сияя, свет, когда он попадает на драгоценный камень. Дойдёт свет до его середины и оттуда отразится ответным сиянием, и распространяется, и, множась, бьёт во все стороны, преломляясь на гранях, окрашивается в изумительные цвета, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой. В этом образ подлинной святости. Небесные силы восприняли в себя свет Божий. Преломили его в себе и, отразив и раздробив на множество прекрасных лучей, распространили вокруг себя, отдав людям, способным к его восприятию… Если бы не ангелы, мы никогда даже в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и воспринимать Божественный свет. Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию — нам нужны посредники, которые так преобразуют её, что она становится доступной и нам. И вот ангелы являются для нас этими посредниками.

предыдущая    следующая