Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Обыкновенная русофобия

ГОВОРИТ ЛЕНИНГРАД

Не случись 24 февраля, мы так бы и не узнали, как нас ненавидит Запад.

Читая дневники Ольги Берггольц, встретил её горечь 1942 года. Горечь оттого, что Запад в ближайшее время (зима 1942 года) не откроет второй фронт и блокада Ленинграда и страшный голод в ближайшее время не прекратятся. «Надо рассчитывать только на себя и на свои силы, потому что эти буржуи нас ненавидят», — пишет Ольга Фёдоровна.

В 2009 году Швейцария отмечала 500-летие со дня рождения Жана Кальвина, и университет Берн пригласил профессоров-теологов из Германии и Австрии для чтения лекций по Кальвину. Я учился там в тот год и помню, как почти все эти Gastprofessoren начинали свои лекции со вступления, посвящённого выливанию грязи на Россию. Во время одной из таких лекций я демонстративно ушёл из аудитории. Обратите внимание: это 2009 год. Ольга Берггольц как бы предостерегает меня строками из 1942 года: «они нас ненавидят».

Но то, что мы добрее, об этом я тоже читаю в дневниках нашей ленинградской Мадонны. В голодном Ленинграде 1942 года, где люди съедали прямо в магазине семена репы и моркови, выдаваемые им для посадки, в радиокомитете поют на Новый 1943 год «Ирландскую застольную» Бетховена. Никому и на ум не приходит ненавидеть немецкую музыку, поэзию, культуру. Ленинградцы и вся страна ненавидят только немецкий фашизм.

В сегодняшнем европейском хоре 2022 года считается хорошим тоном ненавидеть всё русское без исключения, включая Достоевского. Есть такой немецкий информационный канал «WELT». Достаточно его посмотреть две-три недели — и вы начнёте ненавидеть Россию и всё русское, включая собственных русских отца и мать. Продумано там абсолютно всё, до мелочей: и тембр голоса ведущих, и количество новостных повторов, чтобы зритель не забывал, как нужно правильно ненавидеть, и тревожная музыка. Ни одного хорошего слова о России вы там, уверяю, не услышите.

Когда я учился в швейцарском университете Берн, я часто ездил на каникулы в Германию. Во многих домах, где я был, на стенах висели пожелтевшие от времени портреты мужчин в форме вермахта или SS.

— Это наш дедушка! — объясняли мне. Произносилось это — увы! — с гордостью. И я понимал, что «они нас ненавидят».

В отличие от западных телеканалов, где сейчас нет места ни для одного доброго слова о моей любимой стране, о России, я не хочу и не буду уподобляться им, разделяя мир на чёрное и белое. На Западе есть немало и хороших и добрых людей. Мой ровесник из Зальцбурга — сейчас он монах-францисканец — несмышлёным мальчишкой спрашивал в детстве у своего отца, раненного зимой 1941 года под Мурманском: «А ты много врагов убил?» Его отец, ставший после войны архитектором, никогда не отвечал ему на этот вопрос и проклинал вслух Гитлера. Другой мой знакомый из Германии, кстати, тоже монах, но в буддистском монастыре, рассказывал, как его дедушка с гордостью ему говорил, что ему, подростку из фольксштурма, ни разу в жизни не пришлось ни в кого стрелять, его призвали в самом конце войны, а значит, ему повезло.

Но таких примеров мало.

В 2010 году я был в Германштадте, это Румыния. В евангелическо-лютеранский дом отдыха приехал хор из Одесской консерватории. Было второе воскресенье мая. Для меня и гостей из Одессы это был наш праздник — 9 мая. И мы, конечно, говорили друг с другом об этом и поздравляли с праздником. Немецкая и румынская молодёжь, стоявшая рядом, не сразу сориентировалась, о каком празднике идёт речь. На этот вопрос им язвительно ответил лютеранский пастор из Румынии: мол, «ОНИ кого-то там победили». И я в очередной раз тогда понял, что «они нас ненавидят».

В Германштадте есть евангелическая академия. Однажды я пришёл туда на обсуждение книги на немецком языке «Между Гитлером, Сталиным и Антонеску: румынские немцы в Ваффен-СС» (автор — Пауль Милата). После этого «литературного» вечера, где выступающие один за другим рассказывали всё новые и новые подробности о «прелестях» службы в Ваффен-СС (например, о различных льготах и о том, что румынским девушкам форма очень нравилась), я снова понял, что «они нас ненавидят».

Самое страшное, мне кажется, — это лишиться родины, лишиться России. И лютеранский архиепископ, убежавший через Дубай в Германию, и антирелигиозный журналист, сменивший нашу питерскую Гельвецию на Израиль, и актриса, поменявшая Россию на Латвию, и просто обманувшие самих себя молодые люди, оказавшиеся навсегда в Польше, — мне их немного по-человечески жаль. Они потеряли в жизни самое главное — Родину. Ведь высшая мера наказания — это не лишение жизни, а лишение РОДИНЫ. Страшно никогда не увидеть больше любимый наш Питер, наши Пять углов, наш дом Раскольникова, Таврический сад и Кирочную, никогда не гулять по Фонтанке, не любоваться Лебяжьей канавкой, не видеть больше сказочную красоту, созданную Монферраном и Парландом, не пройтись по Невскому и не заглянуть во двор дома № 7 на Рубинштейна, где 11 лет прожила наша Ольга Берггольц, не остановиться у радиокомитета на Итальянской, где из репродуктора раздавался в блокаду голос нашей ленинградской питерской Мадонны: «Говорит Ленинград». Вместо всего этого этим несчастным людям теперь нужно обливать грязью Россию. Ну хотя бы изредка, а то услышишь: «Мы что, вас здесь зря кормим?» И теперь вам придётся вздрагивать, если вдруг нечаянно произнесёте там, на Западе, во время интервью «на Украине» вместо положенного «в Украине».

Всем этим несчастным я прочту строки нашего Евгения Евтушенко:

И я думаю, грешный: ну а кем же я был,
что я в жизни поспешной больше жизни любил?
А любил я Россию всею кровью, хребтом —
её реки в разливе и когда подо льдом,

дух её пятистенок, дух её сосняков,
её Пушкина, Стеньку и её стариков.
Если было несладко, я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно — для России я жил.

Александр ТРОФИМОВ

предыдущая    следующая