Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ВОПРОС — ОТВЕТ

Мы приходим в храм, отстаиваем службу, причащаемся Тела и Крови Христовых и расходимся по домам. Но нередко случается так, что мы уносим с собой сомнения, которые нас терзают, вопросы, которые не осмелились или постеснялись задать. Иное дело, когда вопрос насущный можно задать известному батюшке по телефону, во время радио­ или телепередачи или отправить записку во время встречи с пастырем на очередной Православной выставке. И десятки записок, как стая голубей, летят на стол батюшки… Сегодня на вопросы отвечает протоиерей Олег СТЕНЯЕВ.

ВРАГИ ЧЕЛОВЕКУ ДОМАШНИЕ ЕГО?

Вопрос: Сильно смущает цитата из Евангелия: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться… <…> отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери…» (Лк.12,51—53). Как это понимать? Мои любимые и любящие родители, супруг, дети — мои враги?

Ответ: Да, и враги человеку домашние его… Конечно, это не означает, что Евангелие призывает нас к враждебным, партизанским действиям против наших домашних, на кухне или в коридоре, в спальне или где-то ещё. Более того, в Новом Завете мы читаем, что ежели «кто о своих, особенно о домашних, не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». Эти слова из Послания к Тимофею святого апостола Павла. Противоречие? Отнюдь! Надо понимать, что врагами родные люди оказываются тогда, когда слово Божие —
меч обоюдоострый — разделяет их. А что значит «меч обоюдоострый»? Это Новый Завет, это вера, это слово Господне, которые отделяют верующих от неверующих.

Возьмём простой пример: двое влюблённых создали семью. Как правило, он и она — люди неверующие. А спустя время в силу каких-то обстоятельств кто-то из них уверовал, а второй (вторая) не пошёл за ним. Вот в этой ситуации «меч обоюдоострый» отделяет супругов друг от друга. Возникают непонимание, ссоры. Что делать? Ответ находим у апостола Павла: «…если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее…» (1Кор.7,12). Да, размежевание произошло, но по религиозным мотивам, в остальном у супругов может быть любовь и лад. И, например, неверующая жена не хочет расходиться с мужем верующим, поскольку любит его. Значит, он не имеет права расходиться с ней. Такой союз ап.Павел не считает блудным, ибо он освящён через верующего мужа. Об этом прямо сказано в том же Послании к Коринфянам: «…жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1Кор.7,14). А блудом считается союз мужчины и женщины, когда на момент соединения они оба были верующими, но не захотели почему-то церковно оформить свои отношения. Или когда верующий вступает в брак с неверующей, то есть он прекрасно знает, что она неверующая, но он идёт на эти отношения (остаётся невенчанным), что, конечно, неправильно. Но если на момент вступления в брак они оба были неверующие, а потом один из них уверовал, конечно, ему нет никакого смысла разводиться. Он может примером своей добродетельной жизни помочь своей половинке уверовать.

«И АНГЕЛЫ СЛУЖИЛИ ЕМУ»

Вопрос: В Евангелии от Марка говорится, когда Спаситель удалился в пустыню, находился с дикими зверями, и ангелы служили ему. В каком смысле ангелы служили Ему? Как они могли Ему служить? Кто это видел?

Ответ: Ангелы всё время в той или иной степени служили Христу, когда Он пребывал на земле, сопровождали Его. Об этом очень чётко говорит апостол Павел в своём послании: «…беспрекословно —
великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире…»
(1Тим.3,16). В каком смысле воплощённый Бог показался ангелам? Имеется в виду, что до Боговоплощения ангелы не могли созерцать Бога, потому что ангелы закрывали свои лики и только восклицали: «Свят, свят, свят…» — и летали, воспевая хвалу величию Божию. А в Иисусе Христе они созерцали Божество, Он «показал Себя ангелам» — по Своём Вознесении на небо, когда Его встретили Ангелы, а Он «восшед на небо, пребывает одесную Бога» и Ему «покорились Ангелы и Власти и Силы» (1Пет.3,22). Или ещё ученики Его однажды попросили: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин.14,8). Христос же ответил им: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня?.. видевший Меня видел Отца…» (Ин.14,9). Таким образом, не только человеки научались постижению Божества в Иисусе Христе, но и ангелы.

Конечно же, ангелы заботились о Христе и в пустыне, когда Он находился там, и на Голгофе они окружали Его и могли бы спасти, будь на то воля Его… Хочу в связи с этим обратить ваше внимание на такой факт: в русской традиции Христос, когда изображают Его распятие, не провисает на кресте. Руки Сына Божиего абсолютно прямо расходятся. Также в иконографии древнерусской видно, как ангелы поддерживают Его, не прикасаясь к Нему. Они оплакивают Его, проявляют о Нём заботу.

Ангелы и нас окружают в нашей жизни — когда человек оказывается в пустыне, в тюремном заключении или в плену тяжёлого недуга… Кто же о нас заботится, если не ангелы? Конечно, ещё родные и близкие, но ангелы им помогают. Мир вообще наполнен ангельскими существами. В Ветхом Завете приведён пример, когда слуга будущего пророка удивляется: почему пророк чувствует себя спокойно в осаждённом городе? Пророк ему посоветовал: «Посмотри на небо». Тот посмотрел — а там ангелов бесчисленное множество. Христос тоже говорит иногда об ангельских силах. Так, Он сказал одному из Своих учеников в Гефсиманском саду: «Возврати меч твой в его место… <…> или ты думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» (Мф.26,52—53). Но Спаситель добровольно шёл на страдания, спасения ради рода человеческого. Поэтому участие небожителей-ангелов в Домостроительстве спасения во Христе и со Христом — это реальность, которая иногда приоткрывается для нас, в том числе в строках Евангелия.

КОГДА МОЛИШЬСЯ — ПОСМАТРИВАЙ НАПРАВО

Вопрос: Отец Олег, а как наладить добрые отношения со своим ангелом-хранителем?

Ответ: Перво-наперво, не огорчайте своего ангела-хранителя грехами, не отгоняйте от себя сквернословием, ропотом на Бога. Второе, никогда не забывайте, где бы вы ни были, как бы ни устали, читать молитву ангелу-хранителю. Далее, есть такой благочестивый православный обычай: в понедельник читать молитвы и канон ангелу-хранителю, потому что понедельник считается днём, который посвящён ангелам. Многие истинно верующие люди даже постятся на неделе не только по средам и пятницам, но и в понедельник, отдавая дань любви и почитания ангельским силам. И вы, как наступит вечер понедельника, читайте канон Бесплотным Силам Небесным — это будет ваше особое молитвенное обращение к ним. Потом один старец меня наставлял: «Когда ты читаешь молитву ангелу-хранителю, то время от времени посматривай вправо от себя». Я удивился: «Зачем?» Ответ старца наполнил меня радостью и надеждой: «Потому что ангел всегда справа от человека. Смотри, конечно, в молитвенник, на икону, но имей в виду, что он справа и от него всегда лёгкое тепло исходит и внутренний свет. А слева — это бесёнок, он мешает нам молиться, заставляет нас зевать на вечерней молитве и томиться в ожидании, когда закончится служба». Попробуйте, быть может, вам удастся не увидеть, так почувствовать своего ангела-хранителя.

предыдущая    следующая