Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

11 июня — Троицкая вселенская родительская суббота

ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО И СЛОВО СМЕРТЕЛЬНО БОЛЬНОГО

Служба закончилась, все требы совершены, и храм Рождества Иоанна Предтечи в Юкках погрузился в тишину. Моё внимание привлекла необычная икона: по правую руку от иконостаса, рядом с иконой святых Царственных мучеников, находился необычный образ человека в военной форме, с нимбом вокруг головы. Увидев спешащую по делам матушку Елену Мильчакову, супругу настоятеля храма о.Григория Григорьева, я тихо, стараясь не тревожить торжественную тишину, спросила:

— Матушка, чей это образ? И почему в военной форме?

— Это икона святого праведного врача-страстотерпца Евгения Боткина, который был расстрелян 17 июля 1918 года вместе с Царской Семьёй, поскольку отказался её покинуть.

В нашем храме всегда было особое, трепетное отношение и к Царской Семье, и к людям, её окружавшим. Тем более что св.Евгений разделил участь членов Царской Фамилии. Да разве мог он — дворянин, русский врач — оставить маленького больного Цесаревича, великих княжон, которые тоже плохо себя чувствовали, императрицу, Царя Николая II, с которым он был дружен? Он, думаю, предвидел, чем может закончиться для него преданность Царской Семье, но сознательно пошёл на это… Поэтому как только 3 февраля 2016 года Архиерейским собором РПЦ было принято решение об общецерковном прославлении врача-страстотерпца прав.Евгения Боткина, у нас появилась мечта, чтобы в нашем храме была икона этого святого.

А осуществил эту мечту диакон нашего храма, ныне покойный о.Олег Терлецкий (†30.09.2017). По его заказу икона была написана иконописцем Андреем Милешиным в том же 2016 году. А через год не стало самого отца Олега.

— Матушка, расскажите немного об о.Олеге…

— Отец Олег закончил Санкт-Петербургскую военно-медицинскую академию. Подполковник медицинской службы, он был настоящий боевой офицер — служил в Военно-воздушных войсках, прыгал с парашютом наравне с десантниками, всё как положено. В составе Отдельной воздушно-десантной бригады (ОВДБр) в 1997 году на полгода в качестве миротворца был командирован в Боснию и Герцеговину. Плюс он был замечательным доктором. Он кандидат медицинских наук, автор множества научных трудов по медицине. У него были очень интересные собственные наработки по лечению псориаза (патент на изобретение «Лекарственная композиция для лечения заболевания кожи»), благодаря его методике лечения, мазям, составленным по его рецептуре, люди исцелялись от тяжелейшего кожного недуга. Кроме того, он вышел со временем и на духовную стезю (сначала длительное время посещал наш храм Рождества Иоанна Предтечи, воцерковился) — стал диаконом. Практику проходил в Выборгском кафедральном соборе, а потом до последнего дня служил в юкковском храме…

— Теперь понятно, почему св.Евгений Боткин на иконе изображён в военной форме. Он, как и о.Олег, был врачом и офицером.

— Да, икона ещё интересна её портретным сходством, что совершенно канонично (хотя не вписывается ни в древнерусскую, ни в византийскую традиции иконописания), поскольку Боткин — наш современник, есть его прижизненные портреты. На иконе прописаны все регалии врача, все его награды, поскольку он был действительным статским советником. В руках у него ларец, как у представителя медицины, в клеймах есть даже изображение Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. Отец Олег очень тщательно и трепетно относился к написанию этой иконы, и не только потому, что св.Евгений был, как и сам о.Олег, врачом…

Отец Олег был неизлечимо болен, и это тоже послужило поводом к написанию иконы св.Евгения Боткина, и ещё иконы свт.Луки (Войно-Ясенецкого). Это была его лепта Господу.

К сожалению, он долгое время не обращал внимания на свой недуг, не лечился. И когда ему стало совсем плохо, о.Григорий просто отвёл его к специалистам, но было уже поздно…

Что касается огромной изыскательской работы, которую проделал о.Олег, чтобы образ святого страстотерпца Евгения Боткина получился достойным и достоверным, то об этом надо расспросить его супругу и верную помощницу Светлану.

Я позвонила Светлане Терлецкой. Выслушав меня, Светлана обрадовалась, что о.Олега помнят (а его помнят и любят — в юкковском храме висит портрет о.Олега и его краткое жизнеописание), и подсказала посмотреть документальный фильм «Последнее слово болящего дьякона Олега». Итак, слово отцу Олегу.

«Я серьёзно заболел. Болезнь по мирским меркам смертельная, но не для верующего православного человека. По вере нашей Господь всё может сделать, от Господа всё зависит.

Задумав написать икону Евгения Боткина, я нашёл пять-шесть икон с его образом, но ни на одной из них я ничего подобного не видел, что изображено на нашей храмовой иконе. Ведь святой Евгений Боткин — страстотерпец, врач. Поэтому мне пришлось изучать документы, биографию св.Евгения, проводить целый поиск, чтобы сначала самому понять. Я не писал, конечно, икону сам, но с молодым иконописцем Андреем Милешиным у нас были долгие беседы. Я подробно пересказывал ему всё, что удавалось узнать, разыскать. Когда Андрей выписывал лик св.Евгения, перед ним стояла задача передать внутреннее состояние Евгения Боткина. Кроме того, мы обращали внимание на то, чтобы мундир, в который на иконе облачён Евгений Боткин, соответствовал мундиру того времени.

Евгений Боткин являлся действительным статским советником, что приравнивается к нынешнему званию генерал-майора, и доктором медицинских наук. А его диссертация была посвящена заболеваниям крови… Как он стал лейб-медиком и врачом Царской Семьи? Его выбрала сама императрица Александра Фёдоровна — для Цесаревича и для всей семьи, конечно.

В 1904 году Евгений Сергеевич Боткин добровольцем уехал на Русско-японскую войну и был назначен начальником Красного Креста. Все награды, которые изображены на его мундире на нашей храмовой иконе, — это в основном награды боевые, и именно за участие в Русско-японской войне. Удивительно: у врача боевые награды! Ордена Св.Владимира II и III степени, орден Св.Анны, орден Св.Станислава. На войне он зарекомендовал себя как очень храбрый, разумный доктор и человек.

Вот описание одной из боевых ситуаций. Будучи начальником Красного Креста (что соответствовало примерно званию майора), он поехал на передовую с чисто инспекторской поездкой. Но тут началось наступление японцев. Вскоре к нему на перевязку еле приполз фельдшер, вернее, скатился с сопки, весь в крови. Евгений Сергеевич оказал ему первую помощь и приказал отправляться в гос­питаль, в тыл. Тот ответил, что не может этого сделать, поскольку он фельдшер: «Кто же будет оказывать помощь раненым солдатам?» Тогда Боткин сказал: «Я за тебя останусь». И Евгений Сергеевич остался в расположении нашей русской батареи и оказывал помощь раненым солдатам. Причём он не прятался в траншее, а сидел открыто. Солдаты за ним наблюдали. Вскоре около него присел санитар. Вокруг рвалась шрапнель (снаряд, в котором много металлических шариков, травматизм мощнейший, будто строчат из пулемёта), всё вокруг них — носилки, вёдра и прочее — было изрешечено, а в них не попало. «Смелого пуля боится, смелого штык не берёт». После того как санитары увидели храбрость начальника Красного Креста, они тоже преисполнились отваги. Когда потом солдаты спросили Боткина, как это он ничего не боится, он ответил: «А я решил, что если Господь по молитве моей решит меня уберечь — значит, всё будет хорошо». Вот оно, полное доверие к воле Господа, — то, чего нам порой так не хватает.

В 1914 году, во время Первой мировой войны, лейб-медик Евгений Боткин ездил по госпиталям и если видел, что кто-то из хирургов нуждается в помощи, он снимал китель, надевал медицинский халат и помогал оперировать.

Евгений Боткин с детства, со времён гимназии, форму носил, в форме и умирал — за веру, Царя и Отечество. Когда после Октябрьского переворота к власти пришли большевики и стали отлавливать и расстреливать царских офицеров, Евгений Боткин даже под страхом смерти категорически отказался снять погоны с генеральской шинели (погоны статского советника). За две недели до расстрела он писал, что прекрасно понимает, что́ его ждёт. Хотя ему не раз предлагали покинуть Царскую Семью, обещали даже дать клинику. Но он давал клятву Государю как офицер, как военный врач. А что значит дать клятву Царю-миропомазаннику… понимаете, Чьё там Тело, Чья Кровь?! Понимаете, кого расстреляли без суда и следствия?

События, связанные с Евгением Боткиным, очень скорбные. Во-первых, он истинный врач, во-вторых, преданный друг русского Царя Николая II и всего его семейства.

Почему на иконе мы решили изобразить св.Евгения Боткина в форме? Потому что по-иному неправильно было бы изображать святого страстотерпца, всю жизнь служившего своей Отчизне в форме. Кто этого не понимает, тому это кажется несущественным. Но я, как офицер, понимаю мысли Боткина, понимаю, как он к этому относился».

«ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ ДА БУДЕТ ВАМ»

Сегодня мы публикуем размышления о.Олега на тему: «Почему продолжительность жизни у верующих онкологических больных на пять-шесть лет больше, чем у атеистов? Как следует относиться к болезни, как лечиться?»

Верующий человек не имеет страха. Страх парализует неверующего человека, его домочадцев, близких. А ещё среди неверующих людей существует поверье: мол, свяжешься с таким и тоже раком заболеешь. Я сколько раз видел, как чурались раковых больных, одежду, бельё сжигали, бегали руки намывали: «Как же, зараза!»

Почему нет страха у верующего больного? Потому что за ним целая когорта защитников, помощников — ангелы-хранители, Божия Матерь, святые угодники Божии, святые врачи. Ничего этого нет у неверующего больного, к сожалению.

В течение года я наблюдал за раковыми больными, которые умирали в кратчайшие сроки. Причём болезнь была не сильно запущенной, но человек таял просто на глазах. Поскольку страх и никакой поддержки. А что получает верующий больной, прихожанин какого-то храма? Допустим, человек идёт на операцию. За него молится священник и весь храм. Я когда шёл на операцию, в храме в Юкках Литургия началась, так уж совпало по Божией милости. И настоятель о.Григорий со всеми прихожанами молился о благополучном исходе, а операция была серьёзная. Я почувствовал эту молитву. У меня было такое ощущение, что не нужна мне никакая премедикация и обезболивание. Вот что такое молитва!

Другой момент. Лежит неверующий человек один в комнате, больно ему, тяжело. Ему друг позвонил, сказал: «Извини, братан, чего мне к тебе идти, мы ж и выпить-то не сможем, а ты — держись». Верующему человеку братья, сёстры позвонили, поддержали, пришли навестить, настоятель сообщил: «За тебя уже такой-то монастырь молится». А в моём случае было так, по какой причине — не буду говорить, но позвонил о.Григорий и говорит: «А за тебя ещё вторая половина земного шара молится». И боль ушла. Человек, который с Богом, всегда получит помощь.

Простой пример: еду я на службу, зима, гололёд, спускаюсь к храму осторожно, чтобы не упасть, не ушибиться, потому как службу надо служить. Однако поскользнулся, падаю. Пока лечу, успеваю попросить: «Господи, так, чтоб всё же я службу отслужил…» Упав, хруст слышу, связки рвутся на правой ноге. Встаю и диву даюсь: я встаю на ногу, дохожу спокойно. Всю службу отслужил, два с половиной часа, потребил Чашу, потом ещё мы отслужили соборование. А дальше чувствую — всё, я на ногу встать не могу. Скачу на одной ноге и думаю: «Как же я так опрометчиво только на службу попросил?» Но ведь дал Господь отслужить!

Прп.Паисий Святогорец объяснял, что такое тяжёлая болезнь и как надо молиться. Просить у Господа надо исцеления от своих страстей и грехов в первую очередь, но если уж действительно совсем невмоготу, тогда, конечно, можно просить исцеления от телесных недугов. Но только знай, что будут перечёркнуты все твои предыдущие подвиги: терпение боли, того, что ты не можешь сделать то, что раньше мог. То есть в Царствие Небесное ты уже придёшь с другим багажом. Но если человек помнит, что Гос­подь Всемилостивый даёт только тот крест, который человек может понести, то он и не станет просить телесного исцеления.

Хочу сказать ещё о молитве. Здесь есть очень интересное медицинское наблюдение. Доктор биологических наук и кандидат медицинских наук Валерий Борисович Слёзин (сотрудник Института мозга им.Бехтерева) установил, что у молящихся православных людей были зафиксированы на энцефалограмме до этого неизвестные науке волны, которые излучает мозг. То есть во время молитвы у православного человека мозг как бы отключён: он бодрствует, но он отключён, как если бы человек спал, отдыхал.

Знаю многих людей, которые ночью молятся по 4—5 часов и целый день потом трудятся. И так 15—20 лет. И психика у этих людей нормальная. Оказывается, у молитвенников волны, которые выделяет головной мозг при молитве, можно приравнять к глубокому сну, а ведь известно, что период глубокого сна восстанавливает человека. Раньше, когда люди молились, болезней было намного меньше и стрессы легче переносились.

Возвращаясь к болезни, подытожим, что у верующего человека если и не наступает полного исцеления, то продлевается жизнь. У нас в храме есть прихожанка, у которой четыре года тяжёлое онкологическое заболевание, метастазы в печени, в позвоночнике. Но каждое воскресенье она на службе, хотя у неё трое маленьких детей. Четыре года уже держится.

Очень важно онкологическому больному не жалеть себя, не плакать, не ныть. Уныние — грех великий. Господь кому помогает? Кротким и смиренным. И самая главная задача любой болезни, которая попущена Господом, — это чтобы у человека исцеление произошло через смирение и очищение от страстей и грехов.

Теперь по поводу исповеди. У больного, который покаялся, исповедовался, причастился Тела и Крови Христовых, намного больше шансов, чем у человека, который этого не сделал. Потому что верующий больной в такой ситуации избавился от тех грехов, в которых исповедовался. Святые отцы говорили, что каждый человек таскает за собой огромный груз грехов, как мешок с камнями, песком, но исповедовал грех — камень из этого мешка выбросил, все грехи исповедовал — от всех камней избавился. Но это если произошло именно глубокое покаяние, то есть когда человек больше этого делать не будет.

Ещё важный момент. Врач неверующий не рассматривает человека в единстве души, духа и тела и воздействует только на тело. А что происходит у верующего человека? У него происходит полноценное оказание помощи страждущему телу, духу и душе. Но исцеляет человека Господь! Врач должен понимать, что он сделал только то, что смог найти, но без Бога, без Божией помощи он никто. Я часто видел чудеса в медицине, когда было понятно, что тут не медицина, а другие силы работали — сила молитвы, сила Причастия, Божия сила. «По вере вашей да будет вам» (Мф.9,29).

Полосу подготовила Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая