Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ФОРМУЛА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Знакомьтесь: Наталья Злобина — мама пятерых детей (в том числе ребёнка с особенностями развития), психолог, сказкотерапевт, руководитель «духовно-трудовой реабилитации для семей с особыми детьми» при храме Царственных Страстотерпцев в пос.Раздолье (Выборгская епархия), награждена орденом «За заслуги в воспитании детей». Сегодня Наталья делится своей формулой воспитания детей.

Многие родители часто задумываются о том, как же воспитывать детей. Сейчас появилось масса литературы на эту тему, в соцсетях можно найти множество постов и советов о том, как правильно это делать. Я, как мама пятерых детей, тоже часто задавалась этим вопросом и в процессе воспитания пробовала применить на своих детях те или иные советы и рекомендации. Но я часто замечала, что то, что подходит одному ребёнку, совершенно не подходит другому! И как любящая мать, я снова и снова пыталась найти нечто такое, что было бы хорошо всем детям и каждому ребёнку в отдельности. Ведь каждый ребёнок неповторим, у каждого свои потребности, и «принцип справедливости» — то есть всем поровну, всем одинаково, — не работает! Но все дети нуждаются в одном — в любви!

Так как каждый человек по-своему понимает, что такое любовь, то поясню её значение с точки зрения воспитания детей. Воспитывать детей в любви — это значит стать для него примером, это значит научиться понимать своего ребёнка, принимать его таким, какой он есть, оказывать ему помощь и поддержку, быть рядом, но не делать за него то, что он может сделать сам. Необходимо дать ему право на ошибку, так как это его опыт, который ему крайне необходим. При этом нужно помнить, что при рождении каждому человеку дана воля, — воля к жизни, воля к победе, воля как целеустремлённость, и мы не имеем право её подав­лять. Человек, обладающий большой силой воли, может многого добиться в жизни. А разве не это мы хотим видеть в своих повзрослевших детях?

Итак, объединив всё вышесказанное в одно предложение, я вывела следующую формулу: Воспитывать детей в любви — это значит дать им выбор между возможностью проявить свою волю и возможностью отказаться от проявления своей воли по своему желанию. Как мы видим, рамки довольно широкие, но при этом нужно обязательно соблюдать меру, так как крайности могут привести к печальным последствиям, даже к гибели ребёнка. Нужно уметь отличить волю от вседозволенности.

Для того чтобы вольному ребёнку не дать уйти во вседозволенность, мы должны помнить 10 правил, которые нарушать нельзя.

— Поскольку ребёнку позволено самому управлять своими поступками, то он сам должен нести ответственность за то, что делает. Например, разлил — вытирай, разбросал — убирай, получил двойку — думай, как исправить… но помни: я могу тебе помочь, если ты сам этого хочешь.

— Так как каждый из нас уникален, не похож на другого, то наша высшая задача — раскрыть своё предназначение. Поэтому не нужно поощрять детей, когда они пытаются повторять за кем-то. Чаще задавайте им вопрос: «А чего хочешь именно ТЫ?»

— Мы должны (!) верить в своих детей, в то, что у них всё получится, что они со всем справятся, всему научатся и смогут всё сделать самостоятельно, даже если с первого раза не всегда получается.

— Мы должны оставлять хотя бы один день для отдыха, для миросозерцания, для познания себя. И хорошо, если этот день мы будем проводить в кругу семьи, так как познать себя мы можем, отражаясь в глазах своих близких.

— Ребёнок — часть своих родителей, их продолжение. Неуважение к ним — это неуважение к себе самому. Нельзя плохо отзываться о маме или папе, даже если родители находятся в разводе, — это сильно бьёт по самооценке ребёнка.

— Нельзя допускать, чтобы ребёнок в возрасте до шести лет видел насилие и убийство. Нельзя позволять ему мучить животных, причинять вред растениям. Хорошо, если есть возможность при­учить его заботиться о растениях, животных и, конечно, о членах семьи.

— Не нужно идти на поводу своих эмоций. Эмоции не должны управлять нашими поступками. Не запрещать ребёнку выражать свои эмоции и чувства (например, в игре), а выражать их экологично (правильно).

— Нужно всегда говорить «спасибо». Всё принимать с благодарностью, тогда это будет приносить пользу. То, за что мы не благодарим, мы не ценим, а значит, не извлекаем из этого пользы. Причём нужно уметь благодарить и за хорошее, и за то, что не понравилось. Посмотреть на эту неприятность с другой стороны и найти в этом что-то хорошее для себя.

— Не обзывать своего ребёнка. Не давать ему разных прозвищ. Помним, что как ребёнка назовём, в того он и превратится. Даже называя ребёнка «наш танцор» или «наш певец», мы навязываем ему роли, которые ему будет трудно изменить, даже если он захочет.

— Не завидовать. У каждого из нас своя судьба, своё предназначение, и что полезно одному, может быть вредно для другого.

Все эти правила основаны на заповедях Божьих и адаптированы под детей, поэтому несут в себе глубокий смысл и значение. Но самое интересное то, что практически все эти знания заложены в нас самих и интуитивно мы так и поступаем.

Дональд Винникотт, британский педиатр и психоаналитик, говорил, что нет понятия «идеальная мать», есть понятие «достаточно хорошая мать». Достаточно того, что мать будет рядом и придёт на помощь своему ребёнку в тот момент, когда это действительно будет необходимо.

предыдущая    следующая