Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

6 марта — Воспоминание Адамова изгнания из рая

«ВОСПЛАКАЛСЯ АДАМИЙ «РАЮ МОЙ, РАЮ!..»

Есть одно событие, которое произошло в глубочайшей древности, но которое, как ни странно, все мы хорошо помним, — и помним, что интересно, не как страничку из учебника истории, не как рассказ о том, что случилось с кем-то посторонним, а как лично пережитое, как поворот нашей собственной судьбы.

Я говорю, конечно, о жизни в раю и об изгнании из рая.

Потому что как грех Адама лежит на всех рождающихся, так и память о райской жизни и горечь того изгнания живёт во всех живущих.

Да, эта память за давностью лет растеряла всякую определённость, лишилась ясных образов, превратилось скорее в ощущение, чем в мысль… Но ощущение-то живёт! Ещё как живёт!

Ну вот такой пример: вас никогда не посещали сновидения о чём-то бесконечно красивом — таком красивом, что сердце замирает? У меня, скажем, это бывает обычно так: идёшь во сне по знакомой, ничем не примечательной местности — и вдруг за очередным поворотом открывается перед тобой совершенно необычный, ошеломительно красивый пейзаж… Причём, вспоминая наяву увиденное, понимаешь, что ничего необычного в том пейзаже не было: всего лишь какие-то деревья, поляны, холмы, может быть, берег моря… Но всё это — и зелень, и вода, и небо — словно бы слеплено из чистейшего счастья!.. Не могу описать это лучше…

Как у поэта сказано:

За поворотом, в глубине
Лесного лога,
Готово будущее мне
Верней залога.

Его уже не втянешь в спор
И не заластишь.
Оно распахнуто, как бор,
Всё вглубь, всё настежь…

Я думаю — я уверен! — что и в раю, в саду Эдемском, не было никаких особых сверхкрасот, необычных цветов, разукрашенных свыше меры птиц, сказочных бабочек, а был обычный земной пейзаж… И всё чудо этого сада в том заключено было, что там ходил Бог… И слышался в нём «голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» (Быт.3,8). И от голоса этого простая земная природа преображалась, подобно тому как преобразились простые, домотканые одежды Христа на горе Фаворской: «сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк.9,3).

И перед этим Фаворским явлением райского блистания Пётр смог только пробормотать: «Господи! хорошо нам здесь быть…» (Мф.17,4).

Теперь, если попытаться залезть туда, куда нас не просят, и порассуждать о том, что выше нашего понимания, то можно было бы сказать, что и сада-то никакого не было, а просто было место на земле, осенённое особой Божией благодатью… Соответственно, не было и изгнания из сада: просто отнялась благодать от места того, и ошеломлённый Адам, обернувшись, увидел, что стоит среди самой что ни на есть серой обыденности — скучной, скудной, неласковой, безблагодатной…

Может быть, так оно и было. А может быть, совсем не так. Останемся-ка лучше при том, что написано: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3,23—24).

И ещё это загадочное древо жизни… Нет, не для нас такие загадки! Никто из живущих и представить не может, каково это — жить в саду Эдемском, и что это за горе —
быть изгнанным из него: всё это настолько выше нашего понимания, настолько вне наших обыденных представлений, что лучше всего держаться скупых слов Бытописателя. Слова эти хоть и скупы на подробности, на живописные детали и многое оставляют неясным, даже таинственным, но другой правды о начале времён у нас нет.

А всё­таки память о жизни Эдемской в нас живёт! Живёт хотя бы в том, что каждый из нас, что греха таить, стремится вручную выстроить вокруг себя ту, Эдемскую благодать. И строит её в меру своих понятий, в меру развития своей души: кто-то богатством и роскошью, кто-то властью, кто-то накоплением знаний, кто-то, как «отцы-пустынники и жёны непорочны», — молитвой…

Казалось бы, какие разные пути в земной рай! Но вот что интересно: ни богач, ни властолюбец, ни учёный… Ни даже пустынник-молитвенник — вот что поразительно! — здесь, на земле, рая не достигают! Богачу и властолюбцу, что бы они ни скопили, — всё будет мало, всё никак не сказать: «Довольно! Я достиг желаемого!» Учёный, сколько бы он ни знал, всегда будет видеть, что мир непознанного по-прежнему обширен, даже безграничен, и чем больше человек знает, тем яснее у него понимание, что знания его — капля в море тайны.

Или, допустим, вы скромный человек и рай свой видите в простой жизни без обременительных излишеств, в семейной любви, в чистоте и уюте… Больно говорить, но и этот рай совершенно недостижим: против него непрерывную битву ведут как внешние обстоятельства (войны, перевороты, несчастные случаи и вот, пожалуйста, — эпидемии всякие…), так и душевные наши страсти, к которым мы все удобосклонны. Вдруг покажется недостаточным достигнутый уют — захочется больше, больше!.. Вдруг кого-то подкосит какая-нибудь греховная склонность… Вдруг любовь оскудеет… И одна только забота о предотвращении возможных бед уже затмевает достигнутое счастье.

Но вот пустынник, аскет, молитвенник, он видит мир яснее прочих. Он заранее знает, что при жизни ему рая не видать. Он работает на будущую жизнь, он в Бога богатеет, но здесь, на земле, до самого своего последнего вздоха мучается, «скучая по Богу» (как называл это состояние святой преподобный Силуан Афонский), — и откуда нам, суетным, знать, не самые ли это горькие мучения, куда горше всех прочих земных мук: и неутолённой алчности, и недостигнутой власти, и нераскрытой загадки?

Нет, друзья: кого из рая вымели Божьей метлой, тому самостоятельно туда не вернуться. Поэтому плач Адамов нам всем очень и очень достоит. Помните, как в одной старинной русской духовной песне поётся? «Восплакался Адамий: «Раю мой, Раю!..»

Помним мы эти слова. Но помним и другие, сказанные человеку нехорошему, грешному, душегубу и грабителю: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23,43).

Память о потерянном рае проявляется в нас и тем, что прошлое всегда представляется нам лучше, чем настоящее: «Тогда (в детстве, в юности и т.д.) мы были счастливы, а сейчас мы изгнаны из того рая!» Но кроме этого обожествления прошлого есть ведь в нас и другая черта: надежда на будущее! Все мы надеемся — кто сильнее, кто слабее — на то, что завтра будет лучше, чем сегодня, что счастье, оно ещё впереди, оно ещё придёт!

И ведь оно действительно впереди! «За поворотом, в глубине лесного лога, готово будущее мне верней залога…»

Только бы добраться.

Алексей БАКУЛИН

ПЛАЧ АДАМА

Русский народный духовный стих

Восплакался Адамий, перед раем стоя:
— Ты раю мой, раю, прекрасный мой раю!
Мене ради, раю, сотворен бысть,
Еввы ради, раю, заключен бысть.

Евва согрешила, Адама прельстила,
Закон преступила, Богу согрубила,
Ум свой погрузила во тьму кромешнюю,
Весь род наш отгнала от раю святого.

Адам вопияше к Богу со слезами:
— Увы мне, грешному, увы беззаконному!
Уже аз не слышу архангельскаго гласа,
Ничто же вкушаю от райския пищи!

Адам вопияше к Богу со слезами:
— О Боже милосердный, помилуй нас, грешных!
Что проговорит Евва, Адаму глаголет:
— Адамий, Адамий, ты мой господине!

Не велел нам Бог жити во прекрасном раю,
Ничто же вкушаю от райской пищи,
Сослал нас Господь на трудную землю,
Нам хлеба снедати от потного лица,
Нам правдою жити и зла не творити.

предыдущая    следующая