Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Говорит прот. Андрей Ткачёв

НЕ БОЙТЕСЬ ЗА ПРАВДУ ПРОСЛЫТЬ ДУРАКАМИ

Преподобный Антоний Великий (251—356) писал: «Настанет некогда время, и человеки вознедугуют. Увидев не подверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: ты по преимуществу находишься в недуге, потому что ты не подобен нам». Понимаете, этот раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества говорил о неких временах, когда грех будет приниматься за норму, безгрешие — за извращение и опасную болезнь; когда погрязшие в грехах люди будут активно вовлекать всеми способами и средствами в свою духовную грязь остальных людей — малое число не желающих грешить. Как такое возможно, как можно безгрешность принять за болезнь? — спросите вы. А на том основании, что безгрешные не похожи на них — значит, больны, а они, грешники, здоровы. И их большинство!

Мы живём в государствах с победившей демократической процедурой. То есть на выборах побеждает большинство. Перевес даже в один голос, в один процент всё равно уже большинство, и потому считают, что они имеют мандат на истину. А все остальные, не похожие на них, должны покориться победившему большинству. Таковы процедуры мира, в котором мы живём, и нам этого не изменить. И, кстати, может ли один человек быть прав, а большинство — неправы?

Может. Пример — Ной. Строил с сыновьями не один год несуразный деревянный ящик огромного размера, без паруса, без руля, без ветрил… Строил вдалеке от морей и океанов, в горах(!), и говорил, что будет потоп и люди погибнут. Предлагал всем: если хочешь — помогай и зайди со мной в этот ковчег, когда время придёт. И что же? Воспользовалось «разумное» большинство его великодушным предложением? Нет. Он был предметом пререканий и насмешек. 120 лет Ной строил ковчег, 120 лет над ним потешались все окружающие (люди тогда жили долго — 500—600 лет и даже более). Но потом, когда потемнело грозное небо, ударил гром, разверзлись хляби небесные и полились потоки воды на грешную землю, когда в ковчег вошли все, кто должен был туда войти, и он закрылся… смех закончился. Но уже было поздно.

А многострадальный Иов, лишившийся богатства, детей, всего… Он сидел на гноище, но продолжал славить Бога, надеяться на Его милость. От него отвернулись все, даже те, кто ему поначалу сочувствовал, даже семья. Но он остался верен Богу. И Господь вернул ему всё сторицей.

Да, один человек может быть прав. Большинство же правым быть не обязано — оно побеждает по демократической процедуре. Но оно неправо по метафизике. Помню, в юности слушал интервью с нашим русским эмигрантом писателем-прозаиком Максимовым. Мы тогда жили все в плену иллюзий о том, что демократия — это хорошо. А он вдруг говорит, что демократия — это победа большинства, но не победа лучшего. Это было шоком и откровением. Поймите, что лучшее — это удел меньшинства, что лишь немногие люди справедливы, целомудренны, верны, мужественны, воздержанны, благородны в своих намерениях. Остальная масса дышит одним и тем же: хлебом, зрелищем, желанием нагадить сопернику. Поэтому большинство — это победа демократии, но это не победа лучшего.

Вот св.Антоний говорит о том, что будут времена… Причём говорил он это, сидя в пустыне! Святой не был аналитиком, не занимался анализом рынков или психологией масс. Он просто молился Богу, и Бог открывал ему будущее. Он говорил, что будет время, — народ вознедугует. И тогда тысячи неправедных будут указывать на одного нормального и говорить, что он болен. Почему? Потому что не согласен с моралью большинства. Потому что верит в Бога, и молится, и благодарит за всё Отца Небесного, потому что любит своих детей и хочет жить с одной женой. Ему будут говорить, что он не прав, потому что он один такой, а их много. Так сейчас и происходит. Порядочной женщине её знакомые и подружки-блудницы будут петь в уши, что не надо рожать, надо сначала пожить для себя, нагуляться. Будут склонять её к аборту, т.е. к убийству собственного дитяти. Верную жену будут корить, почему она стыдится завести молодого любовника, чтобы помолодеть. Не хочешь? Ты не права и вообще какая-то странная, потому что только ты такая, а нас, думающих по-другому, много — значит, мы правы.

Я могу много ещё приводить жутких примеров, касающихся и крови, и денег, и душ, и тел человеческих, и смертей, и воскресений, и болезней, и выздоровлений. Много примеров, когда люди, обезумевшие от вседозволенности и безнаказанности, тычут в тебя пальцем и убеждённо заявляют, что ты не прав, если не поступаешь так, как они, что ты больной. Помогаешь бедным — значит, больной. Не изменяешь жене — значит, больной. Любишь детей и своих стареньких родителей — значит, больной. Не бросил жену, родившую ребёнка с ДЦП или другой какой патологией, — дурак, зачем жизнь свою губишь. Ходишь в церковь, каешься в грехах, причащаешься Тела и Крови Христовых, молишься, постишься — ну точно больной. Почему я больной, почему дурак, ведь я всё делаю правильно, живу по заповедям Божиим?! Отвечают: ты больной, потому что не хочешь жить, как мы — в своё удовольствие, ведь жизнь коротка.

Об этом в IV веке сказал св.Антоний Великий, который как будто бы жил здесь, среди нас, — на Рублевке, например, или на Манхэттене, или в Сохо английском, или где-нибудь ещё. Он предупреждал нас, что настанет время, когда не подверженного общим страстям, грехам и болезням человека будут третировать люди воистину больные, говоря, что это он болен, ибо не похож на них. Что делать? Как реагировать? Не бойтесь за правду прослыть дураками! Если вам стыдно быть дураком перед нечестивцами за правду, то слаба вера ваша. Надо радоваться, когда вас злословят нечестивцы, ибо ругань злодеев — это самая лучшая похвала.

Ну подумайте: если бы нам предложили один день прожить праведно, соблюдая Заповеди Божии, а потом всю жизнь получать за это награду, мы бы согласились? Конечно, с радостью и готовностью. Но ведь наша земная жизнь по Божиим меркам всё равно что один день, а впереди — вечность. Неужели вы будете грешить в земной жизни, чтобы потом мучиться целую вечность?

Протоиерей Андрей ТКАЧЁВ

предыдущая    следующая