Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

7 января — Рождество Христово

«ОН БУДЕТ ВЕЛИК И НАРЕЧЁТСЯ СЫНОМ ВСЕВЫШНЕГО»

«Рассмотрим евангельский рассказ о Рождестве Христовом. Поговорим об интересных исторических и богословских подробностях», — так начал свой рассказ прот. Константин Пархоменко на XXVIII Всероссийской выставке «Православная Русь».

Пишут о Рождестве Христовом только два евангелиста — Матфей и Лука. Они никак не были связаны между собой, и каждый эту историю рассматривает по-своему, но оба сообщают о каких-то общих вещах. Это очень важно, ибо говорит о том, что их рассказы основываются на подлинных событиях, а не просто придуманы. Например, то, что Иисус Христос родился в Вифлееме, — на этом у обоих евангелистов сделан акцент. Это очень важно, потому что для евреев только родившийся в Вифлееме (родина царя Давида), только законный потомок Давида мог претендовать на титул царя, Мессии. Вы можете возразить, припомнив слова: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин.1,46). Но Иисус был не совсем из Назарета. Да, его родители поселились там через какое­то время после того, как Он родился. Но Иисус родился в пещере на окраине Вифлеема, Он — законный царь из рода Давидова, законный Мессия.

У Матфея и Луки у каждого своё осмысление рождественских событий, т.е. каждый осветил то, что считал наиболее важным.

Можно ли сказать, что рассказы Матфея и Луки о Рождестве Христовом — это хроника, репортаж? Едва ли. Но то, что в основе этих Евангелий лежат подлинные исторические сведения, несомненно. Но как подробности о Рождестве Христовом могли стать известны? Мы помним, что когда Иисус был юношей, его приёмный отец — Иосиф Обручник — умер. Но Сама Богородица в ранней Церкви занимала не последнее место, общалась с учениками Христовыми после распятия и Воскресения Иисуса, была с ними в то время, как на них сошёл Дух Святой. Могла Она поведать какие-то моменты из младенческой жизни Спасителя, которые кто-то услышал и передавал из уст в уста? Могла. Также у Иисуса был брат (возможно, сын Иосифа от первого брака) — ап.Иаков. Он занимал лидирующее место в иерусалимской христианской общине и тоже, возможно, оставил какие-то воспоминания. Есть ведь Послание Иакова. Было немало знакомых и родственников, которые знали и могли что-то рассказать о Рождестве и детстве Иисуса. В том же Вифлееме или Назарете были пожилые люди, которые стали христианами и у которых можно было почерпнуть какие-то сведения о Христе. Евангелисты воспользовались этими источниками, когда составляли свои Евангелия.

Надо заметить, что Матфей и Лука превратили истории о Рождестве в богословские притчи. Это можно сравнить с писанием иконы. Икона ведь и реальность отражает, и, с другой стороны, свидетельствует о более высоких материях. Вы все, наверное, знаете, что такое икона с клеймами — когда в центре изображается святой, а по краям — сюжеты из его жития. Вот и рассказы о Рождестве и младенчестве Христа апостолов Матфея и Луки можно рассматривать как словесную икону с клеймами. В середине главное событие — в мир явился Спаситель, Сын Божий пришёл на землю, чтобы спасти мир, — а вокруг всевозможные микросюжеты, у Матфея свои, у Луки свои. Они порой создают совершенно разные картины. Например, что важно для Матфея? Матфей, рассказывая о Рождестве Христовом, всё время проводит параллель между Иисусом и Моисеем. Вы скажете: при чём тут Моисей? Дело в том, что Моисей был культовой фигурой у древних евреев. Моисей вывел иудеев из рабства египетского в новую жизнь, в землю обетованную, он, по сути, был спасителем своего народа. И Христос спасает нас от рабства сатане и греху, выводит нас в новую жизнь. Но Иисус больше, чем Моисей. И Матфей на протяжении всего Евангелия проводит параллели, показывает, что Иисус больше, чем Моисей.

Вспомните 18­ю главу Второзакония, когда Господь дал откровение Моисею перед смертью его. «…Сказал мне Господь: <…> Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу…» (Втор.,18,17—19). Конечно, древние евреи с надеждой ожидали этого великого Пророка, этого нового Моисея. И евангелист Матфей, рассказывая о Рождестве, показывает, что новый Моисей родился, и это Иисус. Какие параллели с Моисеем мы можем найти в Евангелии от Матфея? Вспомним, что Моисей дал своему народу пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие — ядро Библии, самые священные книги, самые важные. И Евангелие от Матфея тоже состоит из пяти блоков. Это намёк на то, что здесь даётся Новый Закон. Далее, Моисей восходит на гору, где получает откровение Божие и научает народ свой. Теперь обратимся к Нагорной проповеди Христа. Спаситель тоже восходит на гору и даёт народу новое откровение. Он, обращаясь к собравшимся, вопрошает: «Вы слышали, что сказано древним…» И, приведя слова древнего (т.е. Моисея), Христос — новый Моисей — всякий раз даёт новые заповеди, новые откровения — лучшие, большие, совершеннейшие. Например: «…сказано древним: не преступай клятвы <…> А Я говорю вам: не клянись вовсе…» (Мф.5,33—34).

В рассказе о Рождестве тоже постоянно проводятся такие параллели. Фараон приказал убивать еврейских младенцев мужского пола, чтобы численность еврейского народа не увеличивалась. Новорождённый Моисей выжил чудом, потому что его нашла в корзинке на берегу Нила дочь фараона и сжалилась над ним. И когда Богомладенец Иисус родился, царь Ирод также приказывает убить всех младенцев. Маленький Моисей бежит из Египта, а маленького Иисуса, наоборот, уносят из Иудеи в Египет.

Есть и более тонкие вещи, незаметные на первый взгляд. Например, когда Пресвятая Дева Мария оказалась беременной, Иосиф Обручник очень сильно смутился, но ему во сне явился Ангел, который сказал: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого…» (Мф.1,20).

А у иудейского историка I века Иосифа Флавия мы читаем легенду о Моисее: «Один знатного происхождения еврей, Амарам, очень заботился об участи всего своего народа, боясь, как бы он совершенно не исчез с лица земли ввиду недостатка в подрастающем молодом поколении, при этом он и сам лично находился в безвыходном положении, так как жена его была беременна. Поэтому он обратился к милосердию Предвечного, умоляя Его сжалиться наконец над людьми, оставить им надежду, что их племя не погибнет. Господь Бог сжалился над ним и в ответ на его мольбу явился ему во сне. Он стал уговаривать Амарама не отчаиваться относительно будущего… Сказал: «Ребенок, из-за которого египтяне решили убивать всех рождающихся израильских мальчиков, будет именно твоим сыном. Он останется скрытым от лиц, подстерегающих его с целью загубить, необычайным образом будет воспитан и освободит народ еврейский от египетского ига. Этим он на вечные времена оставит по себе славную память не только среди евреев, но и у иноплеменников».

Видите, отцу Моисея явился Господь, а Иосифу явился Ангел и сообщил, что родившийся ребёнок будет Сыном Господним. Эти события явно перекликаются. И задача Матфея в рассказе о Рождестве Христа показать, что Иисус — новый Моисей, больше Моисея.

А в Евангелии от Луки есть ли личность, которую Иисус превосходит? Да. Это Предтеча и Креститель Иоанн. Недаром рассказы об Иисусе и Иоанне Крестителе стоят совсем рядом. Приведу несколько примеров.

Архангел Гавриил сначала является первосвященнику Захарии (отцу Иоанна Крестителя), а потом Деве Марии. Как отреагировал Захария на появление и слова Ангела? Он смутился, испугался. И Мария тоже смутилась и испугалась. И к Захарии, и к Марии Ангел обращает одинаковые слова: «Не бойся…» В обоих случаях Гавриил сообщает, каким именем будет наречён младенец. Об Иоанне Ангел говорит: «…он будет велик пред Господом… и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей…» (Лк.1,15). А об Иисусе Ангел сказал: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего…» (Лк.1,32). Мария задаёт ему вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1,34). И Захария спросил Ангела: «По чему я узнаю это? Ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лк.1,18). А как заканчивается первый рассказ евангелиста Луки об Иоанне Крестителе? — «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк.1,80). А как заканчивается рассказ св.Луки о рождении Иисуса? — «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк.2,52). И Иоанн, и Иисус возрастали и преуспевали, но несмотря на то, что сначала евангелист Лука показывает нам такую связь между Иоанном и Иисусом, он другими примерами показывает, что Иисус больше, чем Иоанн.

Мы с вами сейчас знаем, что Сын Божий Иисус Христос более велик, чем Его Предтеча Иоанн. Но для евреев тех времён это не было очевидным. Ибо Иоанн Креститель пользовался у народа очень большой славой, несравненно большей, чем Иисус. Даже у того же древнего историка Иосифа Флавия есть несколько строк об Иоанне. Флавий пишет, что Иоанн пользовался невероятной популярностью в народе, поражая всех своим поведением, призывая народ к покаянию.

Какие есть намёки в Евангелии от Луки, которые показывают, что Христос Спаситель больше, чем Иоанн Креститель?

Иоанн чудесным образом рождается от двух бесплодных родителей. Иисус рождается более чудесным образом — от Девы Марии, мужа не знавшей, и Духа Святого. Далее, когда Дева Мария приходит в гости к матери Крестителя Елизавете, та первая приветствует и возвеличивает свою юную родственницу, в то время как по представлениям древних евреев, наоборот, младшая должна была приветствовать старшую. Но Елизавета как бы умаляется перед Марией, показывая меньшее своё значение.

Рождение Иоанна становится семейным торжеством, и со словами благословения к нему обращается отец его первосвященник Захария: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа приготовить пути Ему…» (Лк.1,76). И всё это происходит в доме его родителей, в окружении только родственников и семьи. А Иисуса на сороковой день после рождения благословляет в Иерусалимском храме, на глазах у многочисленного стечения народа, не кто иной, как самый известный в те времена великий старец Симеон: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко <…> ибо видели очи мои спасение Твое…» (Лк.2,29—30). То есть об Иоанне сказано, что он должен приготовить путь для Господа, а об Иисусе — что видели очи спасение. И Он с тех пор пребывает меж людей, тех, кто верует в Него, кто следует за Ним. Но чтобы нам быть достойными этого высокого общения, необходимо удаляться от тьмы греховной и приближаться к свету веры.

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая