Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Современная миссия

ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В МИРСКОЙ ПУСТЫНЕ

Поиски миссионерских целей в эпоху виртуальных реальностей

На одной из последних миссионерских встреч уже нового, 2021 года среди прочих предложений прозвучал призыв идти в народ и заниматься уличной миссией, преодолевая косность своих взглядов на этот метод пропаганды веры Христовой как свойственный исключительно протестантским миссионерам. Весомость уличной миссии заключается, с одной стороны, в том, что она приносит быстрый результат миссионеру, с другой стороны — гарантирует награду за дело распространения православного вероучения — получение благодати. Ну что ж, посмотрим на это со стороны практики.

Давайте зададимся вопросом и попытаемся разобраться: а что именно можно предложить случайным прохожим, которые бегут мимо вас, как по беговой дорожке тренажёра, или стоят на остановке в ожидании городского транспорта? Такая, стало быть, целевая аудитория видится нам в первую очередь. Успех зависит от того, какова её готовность воспринимать духовную беседу. Вопрос не праздный.

Целевая аудитория «в полях» не однородна, и значит, то, что одному человеку будет интересно, то другому, может быть, и в голову не придёт. Кроме того, возникает сомнение о том, допустимо ли внедряться в личное пространство неизвестного человека с миссионерскими разговорами о Боге, Христе, Его страданиях? Отказываясь от беседы, человек защищает свой внутренний мир от посягательств внешних раздражителей, в том числе и миссионеров, которые, безусловно, выступают как внешний раздражитель, вносящий новую информацию и подталкивая к изменению образа жизни. Мы не протестанты, которые остановили, вручили книжечку случайному пешеходу, сопроводив этот миссионерский акт виноватой улыбкой или, напротив, победным жестом, попрощались и разошлись! Так осуществляется миссия в разрезе концепции «ты и Книга». Толчок к разговору — вопрос о том, имеет ли прохожий всю Библию или только Новый Завет в своем распоряжении. Если ответ утвердительный, то можно продолжить тему в ключе того, как часто открывает человек эту Книгу и насколько знаком с Ней.

Но вдруг у мимо идущего человека возникнет интерес к теме. Что говорить? На первый взгляд, отягощать богословскими терминами или красноречием о чудесах и святых подвижниках веры слух такого нечаянного собеседника опасно для продолжения знакомства. Поэтому надо ограничиться какими-то такими словами, которые позволят прощупать духовную почву собеседника.

Некоторые молодые миссионеры предлагают проводить разговор на основе обещаний. «Что мы можем пообещать?» — спрашивают они. И отвечают: «Благодать, которая снизойдёт на собеседника от одного только имени Иисуса Христа. И Свет Божественный, который осветит всю дальнейшую жизнь и привнесет в неё и смысл, и удачу, и здоровье, и благополучие!»

Такие вот «печеньки». «…Вышел сеятель сеять…» (Мф.13,3) — и посеял мысль о том, что� можно взять от Христа. «Мы вам сейчас предложим что-то заманчивое…» Получается обычный рекламный ход: «Пять причин, почему надо пользоваться таким продуктом, а не другим…» Иными словами: почему лучше верить, чем не верить. Таким образом, мы опираемся на потребительские инстинкты, не более того. Не секрет, почему методы маркетинговых процессов запускаются в духовную сферу: к сожалению, молодёжь воспитана на абсурдных лозунгах успешности, включающих материальные блага, бытие в атмосфере комфорта…

Мы в идеале должны привести наших собеседников к размышлениям о жизни Спасителя и о Его добровольном страдании на Кресте за грехи человека. Кто же пойдёт добровольно на крест? Путь Христов — это путь страдания, а в молодости мечтают о счастье. Страдание в яркий фантик не упакуешь. Так зададимся вопросом: всё-таки как говорить с незнакомыми людьми о Боге? О Святой Троице? О духовности? И что нам нужно от миссии — количествен­ный рост прихожан или духовное возрождение нации?

Прежде всего, надо понимать, что когда мы призываем людей ко Христу, мы призываем их войти в Церковь. И.Ц.Миронович, доцент СПДА, ныне покойный, говорил в своих лекциях: «Спасение только в Церкви. И не может быть никакого внецерковного христианства! Это новомодная ересь». Получается, что, разговаривая со случайными прохожими, не участвующими в церковной жизни, мы имеем дело с еретиками. Значение этого признания очень важно. Игорь Цезаревич об этой ереси говорит: «Люди не хотят связывать себя с Церковью: только Я и Бог. Ну а в основе этого — реформаторство, лютеранство и протестантство со всеми его разветвлениями: «Нам не нужен авторитет. Мы дети Божии. Писание и я. Бог меня будет учить непосредственно из Писания». Кроме того, как разъясняет И.Ц.Миронович, это «потому, что Церковь предписывает человеку очень строгую дисциплину, очень строгое поведение. Церковь — хранительница истины».

В эпоху крайнего индивидуализма, «культа личности» каждого отдельно взятого человека, можем ли мы, православные, с легкостью достучаться до души случайного прохожего? Протоиерей Андрей Ткачёв заметил: «Сегодняшний мир плюралистичен и терпелив к любым мнениям. «Говори что хочешь, только не ущемляй мою гордыню и не мешай мне жить» — вот кредо сегодняшнего цивилизованного человечества».

Отец Андрей обрисовывает примерный набор интересных тем миссионерского содержания. «Хотите слышать о благородстве? — мы скажем о Сыне Бога и Пречистой Девы. Хотите знать о богатстве — мы расскажем о Том, Кто богаче всех. Любите красоту — мы возвестим вам о Краснейшем паче сынов человеческих. Почитаете целомудрие — мы расскажем о Том, Кто чист…» И далее о.Андрей подводит нравственное основание под тематику бесед о Христе с людьми невоцерковленными: «Все моральные достоинства, непременно присутствующие, пусть и в малом количестве, у любого народа, во Христе находят полноту и завершение. Это нужно учиться показывать».

Исходя из вышесказанного, осмелимся предположить, что попытки миссионерствовать, делая акцент на том, что может привлечь в современную Церковь рядового человека, т.е. отталкиваясь от мирских интересов, — получение благодати как энергии жизни, паломничество в интересные места как удовлетворение духа странствий, спортивные соревнования как достижение «в здоровом теле здорового духа», низводят миссию о православии до земного, а не поднимают к небесам.

Но вот что писал священник Даниил Сысоев в своем «Дневнике миссионера»: «Главная проблема всех тех христиан, которые сейчас пытаются соединить православную веру с внецерковными идеологиями, как раз и заключается в том, что они не видят принципиального противоречия между этими двумя цивилизациями. Многие пытаются совместить град земной и град небесный. Но это невозможно! …Христианство, разбавленное духом мира сего, просто перестаёт быть самим собой».

Так как же и где говорить о Христе православному миссионеру?

Апостол Павел проповедовал сначала в синагогах, стараясь просветить иудеев в вере Христовой. Иногда апостолам случалось на проезжей дороге проповедовать встречным путешественникам, как описано в Деяниях. В наше непростое время, когда собрания, где обсуждаются духовные вопросы, не слишком популярны, приходится приглашать людей в храмы для духовных бесед.

«Спасение» есть ключевое слово в христианской миссии. В книге Деяний написано дееписателем: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. (Вот где благодать берется! — Примеч. наше). Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного» (Деян.2,38—42). Не такая ли цель стоит и перед нашим народом — спасение от бездуховности, стяжательства, корыстолюбия, от абортов, пьянства, разврата, которые порождены греховной природой человека?

В послании апостола Иакова даётся характеристика современников: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. …не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4,1—4). Но тем большую дает Господь благодать смиренным сердцем; «…посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Иак.4,6).

Здесь прямо указаны темы христианской миссии.

Невозможно привлекать людей обманом в ряды христиан, обещая им благодать. Чтобы её почувствовать, надо настроить свой внутренний мир — чувства, мысли, совесть — на духовный лад. Этому нужно учиться.

И бедные, и богатые, и здоровые, и болящие, и старые, и молодые — все нуждаются в Слове Божьем, утешающем, укрепляющем, взывающем к людям, чтобы они выходили из своей скорлупы индивидуализма и самодовольства.

Может быть, стоит как раз призывать на служение в приюты для стариков и бездом­ных, чтобы молодые люди увидели горе, одиночество, бессилие, и ужаснулись, и посочувствовали, перешагнув через своё представление о жизни как о празднике и соревновании, «кто круче»? Может быть, забота о брошенных детях и больных людях в детских домах и приютах тронули бы сердца сытых и образованных молодых людей и преподали бы урок милосердия?

Доброта, забота о ближних, смирение — это свойства личности духовной, а не слабость личности, и эти качества не так-то просто стяжать. Может быть, вообще христианство православное — в страдании и отказе от самоуспокоения, где сила совершается в немощи; по слову апостола Павла, Господь сказал ему: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова, — пишет святой апостол Павел. — Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12,9—10).

Может быть, ключевые слова в разговоре о вере: что есть душа и что такое «душевный», что такое «дух» и где наше духовное начало? Как творить добро?

Как побеждать расслабленность воли? Где пребывает совесть наша и легко ли с ней жить?

Как принимать испытания судьбы и не отчаиваться?

Как научиться просить? Почему так тяжело терпеть?

Вас, читающего эти заметки, могут мучить какие-то свои вопросы — вы можете поделиться с нами, чтобы начать новый разговор о Боге и спасении. Ведь виртуальное общение анонимно; ответив на эти вопросы, мы просто будем знать, что кому-то стало светлее на душе.

Елена ЕВДОКИМОВА, помощник игумении Иларионы (Феоктистовой), настоятельницы Константино-Еленинского женского монастыря

предыдущая    следующая