Главная   Редакция    Помочь газете

Высокопреосвященнейшего
Митрополита
Иоанна (Снычёва)

НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

К оглавлению номера

Пути паломника

«…И СВОДЫ СКАЛ, И МОРЯ БЛЕСК ЛАЗУРНЫЙ»

На улице самое тёмное, самое сумрачное, самое ненастное время года — значит, настала пора вспомнить о минувшем лете! И вот мы попросили прихожанина храма св.Варвары в посёлке Рахья работника МЧС Александра Романовича Гнатюка рассказать о своих летних приключениях. А рассказать ему есть что: ведь в августе он на собственном автомобиле объехал Южный берег Крыма — и не просто так, но с паломнической целью. Нам очень понравился его рассказ: в нём всё так и дышит крымским солнцем, морем и тем особым крымским православным духом, который не забудет никто, кто хоть раз его почувствовал. Итак, слово Александру Романовичу.

Задумка моя была такая: проехать через весь Крым, по дороге останавливаться у каждого встреченного храма и там по возможности исповедоваться и причащаться. Купил я у знакомого подержанную «Оку» и отправился в путь.

И вот передо мной город Крымск (это ещё не Крым, а Краснодарский край) — здесь пережил я первое приключение в этом путешествии: грянул страшный ливень, дорогу размыло, и сверху, с гор, на неё полились тонны грязи, обломки деревьев, целые брёвна, обломки заборов, матрасы — целые дворы у людей размыло… К тому же у меня забарахлил навигатор. Я доехал до развилки: в одну сторону поехать — попадёшь в Крым, в другую — приедешь в Новороссийск, — но без навигатора не определишь верное направление. Я спросил дорогу у местных ребят, а те то ли не поняли меня, то ли решили подшутить — и указали мне тот путь, что вёл на Новороссийск. Ехать пришлось по серпантину: во время такого ливня дорога очень опасная. Повсюду стоят патрули и заворачивают машины обратно. Я надел форму МЧС в надежде, что полиция меня пропустит: «Я же свой!» — но всё равно пропускать меня не хотели: очень велик риск. Наконец один старший лейтенант указал мне узенькую тропку, расчищенную на шоссе: «Поезжай здесь!» Я поехал, соблюдая всяческую осторожность, и всё-таки налетел на камень: колесо спустилось, диск на нём погнулся… Чувствую: поток воды сносит меня к обрыву… Всё же кое-как на спущенном колесе добрался до ближайшей новороссийской ремонтной станции. Там мою «Оку» быстро починили.

— Спасибо, ребята! — говорю я ремонтникам. — Долго ещё до Крыма ехать?

А они изумлены:

— Какой такой Крым? Вы же в Новороссийске!

Вот так сюрприз! Но я решил пока не возвращаться, а ехать до Геленджика, чтобы там и переночевать. Дорога в Геленджик очень красива, но когда добрался до бухты Голубой, то увидел, что купаться сегодня нельзя: дождь смыл в бухту массу мусора, брёвен, и, к огорчению своему, среди этого хаоса заметил я качающегося на волнах мёртвого дельфинёнка. Переночевал я на берегу, а утром (вода была по-прежнему грязная) отправился в город и там попал на первую в моей дороге церковную службу в геленджикском храме. Там я впервые за путешествие причастился.

Но пора было двигаться в Крым. Я рассчитал так, чтобы на Крымский мост мне попасть к вечеру: очень хотелось посмотреть на него именно ночью. Так и вышло. Ох, какое замечательное зрелище открылось моим глазам! Не описать! И машин на мосту не много — летишь на большой скорости, никто тебе не мешает, и мою «Оку» даже не тряхнёт ни разу.

Первым городом на моём пути в Крыму оказался пригород Феодосии. Здесь я остановился на ночь, здесь я любовался на восход луны над морем. Представьте: огромнейший, яркий апельсин встаёт над водой со стороны Керчи! Утром пошёл в местный храм, но оказалось, что он закрыт… Ушёл ни с чем!..

«Нет, не хочу проводить здесь вторую ночь!» — решил я и стартанул в сторону Судака, но по дороге остановился в Коктебеле. Ну, скажу я вам: был я в Крыму в молодости, 30 лет назад, но тогда на меня эта красота не произвела такого потрясающего впечатления. Эта огромная гряда древнего вулкана Карадага в лунном свете!.. Сказка! Поехал я в сторону Орджоникидзе искать место для ночёвки. А дорога идёт по холмам, между старых, заброшенных виноградников… Никто эти виноградники не охраняет — сам Господь послал мне это утешение! Что ж пропадать добру? Я остановился и вдоволь наелся хоть и несколько одичавшего, но очень вкусного винограда.

После этого повернул я к Судаку, но, когда доехал до него, увидел указатель в посёлок Новый Свет и решил сразу ехать туда. Когда-то, 30 лет тому назад, мы с женой шли пешком по серпантину из Судака в Новый Свет, но жара в тот день стояла такая, что нам было не до красот природы. А сейчас я по-настоящему оценил это дивное место! Крымская природа просто влюбила меня в себя. И я решил заночевать тут же, на серпантине: нашёл смотровую площадку, поставил там свою «Оку» и, даже не разбивая палатки, расстелил матрасик под полной луной и мирно уснул под пение цикад.

Наутро в Новом Свете нашёл укромный пляжик и долго купался с маской и ластами, разглядывая местных подводных обитателей. Между прочим, рядом с берегом возвышался над водой знаменитый камень Сундукова. Помните фильм «Три плюс два»? — он снимался именно на том пятачке, где я загорал. В честь одного из героев этого фильма и назвали большой валун, лежащий на мелководье.

Посетил, разумеется, местный храм, а потом решил забраться на огромную скалу под названием Орёл. Вообще-то вход на неё запрещён, но для меня, когда на мне эмчеэсовская форма, запретов нет. Забрался на самую вершину и оттуда оглядел несравненный по красоте Новый Свет — увидел и Царскую бухту, где, по преданиям, любил купаться Николай II, а потом спустился в знаменитую можжевеловую рощу и остался в ней на ночь. Должен сказать, что перед поездкой я сильно простыл и врачи даже находили у меня воспаление лёгких, но за одну ночь в роще все остатки болезни с меня смыл несравненный воздух, пропитанный можжевеловым духом. Это лучшее лекарство от грудных болезней!

Далее я двинулся в Алушту, но по дороге остановился у храма Святителя Николая. Это не простой храм, а храм-маяк — высокий, как башня, стоящий на скале над морем, и необычный, и величественный. Должен сказать, что хотя я посетил в Крыму 20 храмов, но эта церковь произвела на меня ни с чем не сравнимое впечатление. Там я купил для своего храма святой Варвары очень понравившуюся мне икону Спасителя.

Следующей остановкой был Гурзуф. Я хотел и там найти храм — и нашёл, но пока добрался до него, навигатор долго водил меня по этому городку. И я об этом не пожалел: такой красивый городок!

Всё-таки добрался я и до храма. А было первое сентября, шёл молебен о всех учащихся, и я побывал на молебне. И вы не поверите: прямо во дворе храма растёт большое дерево — инжир. Спелые плоды так и сыплются на землю, и никто их не собирает. Местный настоятель благословил меня: «Набирай себе инжиру! Зачем ему пропадать?» Кстати, варенье из инжира чрезвычайно вкусно, напоминает земляничное — я уже дома его сварил.

Затем — Алушта. Там я пробыл два дня. Самое сильное алуштинское впечатление — катание по морю на огромном прогулочном катере, устроенном особым образом. Нам сказали: «В одежде не садитесь!» — и вскоре я понял почему. Выбравшись в море, катер на огромной скорости разворачивается и накреняется так, что ты почти касаешься воды. Мне попала вода в ухо. Потом он поворачивает в другую сторону. Все девчонки на катере визжат от восторга и ужаса: кажется, что вот-вот перевернёмся! За 20 минут я получил адреналина на месяц вперёд.

Была у меня давняя мечта: прокатиться на троллейбусе через Байдарский перевал. Есть там такой особый троллейбус, что идёт от Южного берега Крыма до самого Симферополя. Удивила меня цена: ехать полтора часа, а платишь за это всего 80 рублей. Билеты покупают заранее. Дорога такая красивая, что я только и вертел головой направо-налево: эти горы, эти скалы, особенно Байдарский перевал, сады… Приехал в Симферополь, погулял там немного. Зашёл в храм, помолился, но службы не было. Решил ещё раз заехать сюда на обратном пути и осмотреть всё подробнее.

Невдалеке от Ялты увидел я ещё один необычный крымский храм. Он стоит высоко над морем, на обрыве, и посвящён Архистратигу Михаилу, а рядом, через дорогу, на крыше часовни возвышается очень красивая статуя Архангела. И вот что особенно необычно (и это мне очень понравилось!): у входа в храм стоят мощные аудиоколонки, через которые звучат православные песнопения. Звучат они очень громко, так что путники и высоко в горах, ещё не видя храма, могут их услышать.

Какие чудные парки лежат в окрестностях Ялты! Там всё есть! Там и бананы, и бамбук, и такие растения, о которых я даже не слышал, — но как же восхитительно они цветут в августе!

Рядом с Воронцовским парком — посадка на канатную дорогу, ведущую к вершине Ай-Петри. К сожалению, в тот день она была закрыта из-за сильного ветра, и я решил взобраться на Ай-Петри на своей «Оке». А это возможно: есть там старинная дорога Ялта—Бахчисарай, очень извилистая, но мне понравилась… Приехал я на Ай-Петри вечером: в это время внизу жара 30º, а на вершине — всего 15º… Холодновато! Туристы уже давно разъехались, быстро темнеет… Я остался на ночь. Дело того стоило: в 5 утра я проснулся и увидел рассвет с самой высокой точки Крыма. Потом отправился на верхние зубцы горы — экстремальное путешествие! Поднялся на голую скалу — подо мной пропасть в сотни метров, а рядом геодезический знак, называемый «железное кресло Ай-Петри». Уселся я в это кресло и решил на досуге почистить память своего айфона. С Ялты на меня идёт туча: накрыла вершину, и сижу я, как ёжик в тумане, — ничего не видно вокруг… Потом туча ушла, и Ялта внизу опять засияла. Вдруг откуда ни возьмись подходит ко мне девчушка лет пятнадцати и говорит: «Ой, дядя, а мы с папой думали, что вы мёртвый! Вы уже полчаса сидите на вершине не шевелясь!» Да, действительно: я так увлёкся своим айфоном, что забыл о времени. И мы вместе с ней и её папой сфотографировались над пропастью.

Теперь поеду на Севастополь! Спустился с горы — легко, хорошо, еду без приключений… И вдруг опять грянул такой же ливень, как под Новороссийском. Мою «Оку» потащило потоком воды. Машина не слушается… Я прижался к скале, где лежали крупные камни, и пытался тормозить, натыкаясь на них. А впереди крутой поворот: если не впишешься, то уходишь прямо в пропасть. Минут 20 я, пережидая ливень, стоял под скалой, хотя это тоже было опасно: сверху могли камни посыпаться.

На пути к Севастополю побывал в Балаклаве, на ставшей музеем базе советских подводных лодок. Это настоящее инженерное чудо!

И вот — Севастополь. Мне очень хотелось попасть в Херсонес Таврический, туда, где крестился наш святой равноапостольный князь Владимир. Там десятки разрушенных временем древних храмов — в каком из них проходило крещение князя, теперь сказать трудно… Ведутся раскопки, но ведь вся территория Херсонеса — это сплошной культурный слой: где ни копни — обязательно что-то найдёшь… Волны подмывают обрыв, разрушают сушу, и все бесценные археологические артефакты уходят в море, перемалываются в гальку… Я сам побродил вдоль берега и нашёл старинный черепок с надписью латиницей… А на холме посреди Херсонеса стоит грандиозный храм святого Владимира — я купил в нём большую икону равноапостольного князя и подарил затем нашему храму.

Поехал я затем в сторону Симферополя. Выехал на трассу «Таврида» — летит по ней моя «Ока» под 130 — красота! Добрался до крымской столицы: город большой, но наполовину это деревня — частная застройка, хотя домики очень красивые. И конечно, первым делом посетил кафедральный собор св.блгв. князя Александра Невского. Там я исповедовался, причастился… Я всегда причащался в дороге, если заставал литургию в храме, но готовился к Причастию не всегда — меня извиняло моё положение путешественника. Но тут, в Симферополе, я подготовился старательно, вычитал все каноны, последование…

А рядом с Александро-Невским собором, метрах в пятиста, расположен сравнительно небольшой храм свт.Луки Крымского. Давно я хотел там побывать! После литургии отправился туда и с благоговением приложился к мощам великого святителя. Народу к мощам стоит очень много — длинная очередь! — но я, конечно, на это не сетовал.

Побывал я в Симферополе на Новоиерусалимском подворье, был и в том самом храме свв. равноапп. Константина и Елены, где молилась царица Екатерина Великая в дни сво­его приезда в Крым. Наверное, в религиозном отношении Симферополь был самым насыщенным пунктом моего паломничества. Везде я молился за своих близких, за прихожан нашего храма; сначала подавал записки за тех, кто просил меня об этом, а потом стал писать так: «О здравии всех прихожан храма св.вмц.Варвары в посёлке Рахья».

Если же говорить о вещах более приземлённых, то скажу вот что: цены на Южном берегу Крыма весьма высоки, а в Симферополе — вполне на уровне питерских. Если хочешь снять жильё, то меньше чем за 2 тысячи за сутки и не мечтай. Впрочем, мне случалось проводить ночь в монастырях — там за ночёвку с меня брали по 600—700 рублей. Накупил я массу фруктов, так что даже не все удалось довезти в сохранности… На винзаводе «Золотая балка» купил совершенно невероятное шампанское — чёрного цвета! Удивительно ароматное, с богатейшим букетом! Называется оно красным, но по цвету совершенно чёрное, даже если смотреть на просвет. На обратном пути набрал в заброшенных виноградниках очень мелкого винограда сорта кадарка, дома сварил из него варенье — вкуснятина!..

Обо всём не расскажешь, но одно скажу: на будущий год постараюсь повторить это путешествие, но уже в большой машине, чтобы был у меня настоящий дом на колёсах. Очень советую всем читателям «Православного Санкт-Петербурга»: кто может, устройте себе такое же паломничество — не пожалеете!