Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПУТИ ПАЛОМНИКА

ВЕЛИКОПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ

Итак, наш путь в Патры. Но по пути — горная пещера озёр и Великопещерный монастырь.

Пещера озёр на Пелопоннесе — это охраняемый геологический памятник. Она была обнаружена пастухами в начале XX века и сразу привлекла внимание геологов. Вход расположен на высоте 827 метров над уровнем моря. Протяжённость пещеры — несколько километров, изучена лишь половина. Поэтому неудивительно, что пещера использовалась людьми ещё с доисторических времён.

Покупаем билеты и в сопровождении экскурсовода идём вглубь. Пещера поражает своей грандиозностью и величием. Потоки воды, несомые подземной рекой, образуют здесь тринадцать озёр. В зимнее время они относительно стабильны, но в другие сезоны, когда река наполняется дождевыми или паводковыми водами, они переливаются из одного в другое, образуя великолепные каскады.

Со сводов пещеры свисают красивейшие каменные образования. Таинственно подсвеченные, они похожи местами то на замысловатую лепнину, то на портьеры театра. Образуют то декорации к спектаклю о гномах, то похожи на диковинных животных. Изумлённые, не замечаем, как в прохладе прошли полкилометра внутри горы.

— А что там дальше? — спрашиваем девушку-экскурсовода. Она одета потеплее нас, в тёплых сапожках и куртке.

— Там ещё два километра, но обследована только часть, и что в конце, не знает никто.

Переглядываемся: «Во как!» Идём обратно.

— А что, если крикнуть?

— Не надо, — с опаской смотрим на отца диакона, — знаем, что можешь. А вдруг обвал. Долго искать будут…

Выходим на свет и бежим к машине, отогреваться.

Великопещерный монастырь, куда мы едем дальше, также расположен высоко в горах, но ниже этой пещеры. Вечереет, торопимся, пока не закрыли монастырские ворота. Поднимаемся пешком. В этом монастыре икона Пресвятой Богородицы «Великопещерная» и много святынь.

В 1943 г. фашисты казнили здесь монахов, а монастырь сожгли. Иноков сбросили с высокой скалы, имена их высечены на мраморной плите при входе. Старшему, вероятно игумену, было 88, младшему — 17 лет. Вчитываемся в имена. Крестимся: «Помолитесь о нас, отцы всечестные». Низко кланяемся и идём в обитель.

В IV веке два брата из Салоник — Симеон и Феодор — отправились в путешествие в Святую Землю, где приняли монашеский постриг. В ночь после пострига обоим братьям приснился один и тот же сон: явилась им Сама Богоматерь в сопровождении апостолов и наказала отправиться в Ахайю и найти там пастушку, которая укажет место явления Её иконы. Придя на указанное место, увидели братья, что пастушка уже ждёт их. Рассказала им Ефросинья — так её звали, — как нашла в пещере икону и как услышала Голос, который повелел ждать братьев Симеона и Феодора, чтобы показать им дорогу.

Найдя икону в пещере, братья вынесли её, а пещеру решили очистить. Они подожгли скопившийся там мусор, а сами вместе с Ефросиньей ждали снаружи, как вдруг из пещеры, разбуженная пламенем и дымом, вылетела огромная змея. Испугавшись, все отпрянули от пещеры, но тут из иконы вырвалась молния и пронзила змею. Расчищенная от сгоревших веток пещера и стала первым храмом обители.

Входим в монастырский храм, он также в скале. Пахнет ладаном и недавно совершившимся богослужением. В полумраке храма из высокой стасидии вскакивает старый монах-грек и испуганно вопрошает:

— Румыны?

— Россика, Санкт-Петербург, — отвечаем.

Успокоившись, монах опять садится в деревянное кресло.

— Чего это он? — спрашиваю у Александра.

— Да дело было пару лет назад: делегация румын — и батюшка был с ними — утащила святые мощи. Вызвали полицию, а те говорят, что красть святыню не грех, тем более если в хорошие руки.

— Во как! — говорю. — Ясно. Румын тут теперь боятся, а то вдруг у них руки хорошие.

Смеёмся. Обходим храм, осматриваем фрески и подходим к святой иконе «Великопещерной», тихо поём величание.

АФИНЭ — МНОЖЕСТВО ПОСЕЛЕНИЙ

Торопимся в путь, но уже темнеет. Впереди много огней, дорога становится широкой, и мы въезжаем в большой город. Это Афина.

Древнее название этого города — Афинэ, что означает множество поселений. В 70-е гг. XX века произошла языковая реформа, и город стал называться Афина (в единственном числе). Афина — так ныне называют свою столицу греки, даже старожилы. То, что мы в России произносим «Афины», — это отголоски старой традиции, к которой мы когда-то привыкли.

Добрались до отеля. Всё, спать…

Солнечная Афина. Этот день мы проведём в пеших прогулках по древнему городу. Идём шумным рынком, где торгуют маслинами разных сортов. Подходим, снимаем пробу. Греки-торговцы наперебой предлагают свои товары: тут сыры и брынза, мясо и колбасы, много фруктов. Гомон и шум… Узенькими улочками старого города добираемся до подножия горы, на которой стоит афинский Акрополь. Чуть ниже каменная гряда, перед которой площадь, — это афинский Ареопаг. Тут, сидя на камнях, о Христе Воскресшем апостол Павел проповедовал афинянам. «Послушаем тебя в другой раз…» — с усмешкой сказали ему тогда жители Афин, торопившиеся на зрелища.

Взбираемся и усаживаемся на камни. Может быть, точно так же сидел тут апостол Павел. Изображаем эту картину.

Как молодые лани, взбираемся на 156-метровый скалистый холм, где расположен афинский Акрополь: ух и красотища! Перед нами как на ладони древняя Афина. Сейчас же это самое популярное и знаменитое место Греции, которое так и манит к себе тысячи туристов со всего мира. Основателем Акрополя в IV веке до Рождества Христова считается первый афинский царь — Кекропс. Позднее там была установлена статуя греческой богини Афины.

За многовековую и непростую историю афинский Акрополь претерпел много изменений. Многое оказалось разрушено и кропотливо восстанавливается в настоящее время.

КОРИНФ

Следующий день — последний в нашем пребывании в Греции. Едем по материковой Греции, впереди будут интересные города и сёла, горячие источники, бьющие из-под земли, исторические места.

Проезжаем древний Коринф. Тут тоже проповедовал апостол Павел. Это был торговый, очень богатый город. На вершине горы сохранились руины святилища богини Афродиты, где несли своё служение сотни женщин. Это их обличал Павел, говоря: «Не подобает женщинам не покрывать головы». Такие слова изначально относились только к жительницам Коринфа и звучали как предостережение — не уподобляться жрицам храма Афродиты, которые ходили с распущенными или собранными в пучок волосами.

К слову говоря, традиция покрывать платком головы женщинам не повсеместна в Православной Церкви. Например, греческие женщины не покрывают головы, входя в храм, как это делается у нас в России. И даже более того: если голова была прикрыта от палящего солнца на улице, при входе в храм платочек снимают и аккуратно складывают в сумочку. Так же и на Кипре. Это связано с тем, что более 400 лет Греция была под турками и женщин насильно заставляли покрывать головы в соответствии с требованиями ислама. После освобождения Греции непокрытая голова женщины стала восприниматься как символ христианской свободы.

Протоиерей Евгений ПАЛЮЛИН, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери, СПб

предыдущая    следующая