Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Духов день

КОГДА ТЕНЬ НАЧНЁТ СВЕТИТЬСЯ

Был такой писатель — не знаю, сознательный ли обманщик или глубоко прельщённый человек, — Даниил Андреев. Он изложил своё путаное и фантастическое вероучение в книге под названием «Роза Мира», и много чего он нагородил в этой книге… В частности, отрицал Святую Троицу. Он говорил примерно так: «Ну зачем в Троице быть Святому Духу? Разве Бог Отец не духовен? Разве Он не Дух? Зачем же выделять Духа в отдельную ипостась? Пусть вместо Святого Духа третьим лицом Троицы будет бог-мать!» — и прочие безумные глаголы…

Удивительно, но те же самые слова я услышал от человека, никогда «Розу Мира» не читавшего: «Я всё понял: не надо никакого Святого Духа! Должен быть бог-мать! Это же естественно: если есть Отец, есть Сын, то должна быть и мать!»

Нет, я могу понять эту логику, да и всякий из нас может её понять: она строится на самых простых человеческих понятиях. Есть отец, есть сын — стало быть, и мать где-то рядом стоит. И если бы кто-то из нас вздумал (да не будет!) создать свою собственную религию с троичным божеством во главе, то он именно так и сочинил бы свою лже-троицу: отец-сын-мать. Потому что человеку иная троица в голову прийти не может.

И это, по-моему, — одно из основательнейших доказательств правоты христианства: никогда никому ни прежде, ни теперь не пришла бы в голову идея такой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Это выдумать, нафантазировать невозможно, потому что это не имеет никаких подобий на земле. Это даже на слух воспринимается как нечто в высшей мере не от мира сего — не человеческой фантазией изобретённое, но принесённое с горних вершин. Это и нас-то, верующих, поражает до глубины души, едва мы только даём себе труд задуматься над учением нашей Церкви: «Что это за таинственный Дух Святой, который «дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин.3,8)?! И сколько бы мы ни ломали голову над разрешением этого вопроса, всё равно ничего толкового нам не выдумать: о Духе Святом могут как-то судить только те, кто Им исполнен, те, кого мы по праву величаем святыми, боговидцами, пророками… Помните ту славную беседу преподобного Серафима с Николаем Мотовиловым, когда посреди заснеженного леса они оба просияли, как два живые солнца, потому только, что Дух Святой был с ними… А мне ещё вспоминается беседа прп.Нектария Оптинского с поэтессой Надеждой Павлович, когда старец сказал: «В этом свете нет никакой тени: где должна быть тень, там смягчённый свет».

Выходит, что всё, чего бы ни коснулся Господь Святой Дух, становится невыразимо прекрасным, — прекрасным до того, что смотреть больно? Выходит, Дух Святой — носитель красоты? Нет, не носитель, но Сама Красота.

Ведь красота — даже земная — вещь в высшей степени таинственная. Почему нам одно кажется красивым, а другое — не очень, а третье — и вовсе нет? Сколько вы ни рассуждали бы о гармонии, о соразмерности, даже о «золотом сечении», — всё это не приблизит нас к разгадке тайны. Ну хорошо, «золотое сечение» — определённое соотношение длины и ширины прямоугольника, которое мы воспринимаем как основу гармонии, — но почему же именно такое соотношение, а не другое? И более того: как бы совершенна ни была форма, не она порождает ощущение красоты, — красота всегда сияет изнутри, сквозь форму… Или даже так: она, вспыхнув в глубине, созидает внешнюю форму, приводит её в состояние гармонии и соразмерности. Вспоминается рассказ митрополита Вениамина (Федченкова) о том, как однажды он послал свою духовную дочь — женщину с виду достаточно неказистую, простую, даже простоватую — на длительное послушание в монастырь. Когда через несколько лет владыка вновь увидел её, то поразился: перед ним стояла настоящая красавица, озарённая изнутри мощным и прекрасным светом… А всё-то дело в том, что к послушанию своему она отнеслась вполне добросовестно и исполняла его истинно как волю Божию. Благодать Духа Святого, затеплившись в её сердце, преобразила и всю её душу, а тело преобразилось вслед за душой.

…Говорят, драгоценные камни, долгое время не бывавшие в руках у человека, не согретые теплом человеческого тела, тускнеют и могут даже вовсе погибнуть. Не знаю, не ювелир. Но согласитесь: главная земная драгоценность — душа человеческая — потускнеет и погибнет, если не будет время от времени согреваться теплотою Духа Святого. Да и не только человеческая душа: Духом Святым живёт и держится всякое создание Божие. Я не знаю, из какой языческой древности пришло к нам поверье, будто в определённый день, приходящийся на разгар сельскохозяйственных работ, людям запрещено тревожить землю. Нельзя её в тот день ни копать, ни вспахивать, нельзя касаться грубыми человеческими орудиями… Обычай этот, конечно, языческий, но интересно, что в ту пору, когда русское язычество пало ниц перед христианством и передало ему свои праздники, свои обряды — всё доброе, что в нём было, — этот день отдыха матери-земли был совмещён с первым днём по Пятидесятнице — с Духовым днём. Вышло так, что в Духов день человек складывает свои исконные обязанности по уходу за земным садом и уступает место подлинному Хозяину этого сада. Дух Святой, только вчера, в день Пятидесятницы, горевший огнями в Церкви Христовой, теперь укрывает всю землю — так же, наверное, как носился Он над древними водами, подготавливая безвидную материю ко дням творения. А к чему Он готовит землю сейчас? Не к тому ли дню, когда будет сказано: «Се, творю все новое» (Откр.21,5)?

Действительно, в такой день можно отложить на время свои орудия и оставить землю для Земледельца более великого, чем мы…

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая