Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ГРИГОРИЙ — ЗНАЧИТ «БОДРСТВУЮЩИЙ»

Первое января, когда многие из нас приходят в себя от весело проведённой новогодней ночи, настоятель храма Рождества св.Иоанна Предтечи в Юкках протоиерей Григорий ГРИГОРЬЕВ встречает в храме. «Уже много лет я встречаю приход Нового года в храме — за молитвой и службой как священнослужитель, — говорит батюшка. — А ещё потому, что первое января — день памяти моего небесного покровителя, чьим именем я крещён, — свт.Григория, епископа Омиритского». И батюшка рассказал чудесный случай из жизни этого удивительного святого, жившего в VI веке от Рождества Христова.

«Святитель Григорий (от греч. «бдить, бодрствовать») был сыном благочестивых родителей Агапия и Феодотии. Ещё будучи диаконом в Медиолане (ныне Милан), он сподобился Божественных откровений. Ему явились апостолы Пётр и Павел и возложили на него архиерейское облачение. А два святых старца-отшельника предсказали Григорию, что он будет архиереем и обратит ко Христу многих евреев. После этого он отправился сначала в Карфаген, потом в Рим, где проповедовал слово Божие и молитвой исцелял болезни. Когда же Григорий пришёл в Александрию, то был поставлен там во архиепископа Омиритского. В Омиритии многие жители держались ветхого иудейского закона, и царь Аврамий, не желая терпеть в своей стране врагов Христовых, потребовал, чтобы иудеи под страхом смертной казни крестились. Иудеи не верили в Христа, но и умирать не хотели. Тогда уважаемый всеми евреями учитель закона Ерван предложил устроить собеседование о вере между христианами и евреями: «Если ваша вера истинная, мы уверуем, что Мессия (Христос) уже пришёл, а мы того не знали. Если же ваша вера ложная, лучше мы примем смерть». Собралось великое множество евреев со своими раввинами и христиан разного звания. Много умных и важных вопросов поставил Ерван христианам, но Григорий ответил на все с Божией помощью. Тогда Ерван воскликнул: «Если хочешь, чтобы я уверовал, что Иисус — Истинный Бог, покажи мне Его живого, чтобы я видел Его и говорил с Ним». Григорий в ответ долго молился, потом воскликнул: «Яви Себя, Владыка, чтобы они уверовали в Тебя и в пославшего Тебя Отца и Святого Духа». И вдруг затряслась земля, небо отверзлось, и в светлом облаке явился Христос. Иудеи в страхе хотели бежать, но не могли двинуться с места. Григорий воскликнул: «Смотрите и веруйте, что Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь». Когда видение оборвалось, оказалось, что евреи ослепли, а христиане остались здоровы. Тогда иудеи уверовали, а крестившись, вновь прозрели».

В житиях многих святых мы читаем истории, как после свершившегося чуда многие сотни людей уверовали во Христа. Но вот в Евангелии от Матфея мы читаем: «Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришёл Иоанн, ни ест, ни пьёт; и говорят: в нём бес. Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами её. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись» (Мф.11,16—20). Действительно, почему же люди видели и слышали Иоанна Крестителя, но не восприняли его? Видели и слышали Господа нашего Иисуса Христа и не смогли Его принять? Почему, находясь рядом с Ним, они с Ним не встретились?

Возможно, это произошло по той простой причине, что когда они искали Спасителя, у них был некий свой образ, эталон, а Христос и пророк Иоанн, которых они встретили, не соответствовали ему. Как вы думаете, это похоже на правду? Хотели ли эти люди обрести Царствие Божие на земле? Да, хотели, но не обрели. Все они, кто не признали ни Христа, ни Иоанна Крестителя, искали ли их? Да, искали. Они совершали паломничества, ходили по земле, и Христос был рядом с ними. А они Его не видели.

Скажите, существует ли эта проблема в нашем сегодняшнем обществе внутри церковной ограды? Велика ли у нас потребность в нахождении старцев? Велика! Но люди не хотят понимать одной простой истины: старцы — это всё живые люди, которые могут ошибаться. Нет ни одного святого! Святые все в гробах и в невидимом мире. Занимаясь ложным духовным поиском, мы не видим главного — того, о чём говорится на каждой литургии: «Господь посреди нас. И есть, и будет». Вот и сегодня Он с нами, в храме. У нас есть один только Старец — это Господь наш Иисус Христос.

Но всем хочется встретить великого святого, посредника пред Богом, который скажет наверняка, как именно спастись. Не посредник нужен человеку, а проводник — помогающий приблизиться к Богу и исчезающий в момент встречи.

Вам не кажется, что поиск святых старцев — это есть особая форма лакировки гробов? «А у меня духовник святой старец, я точно знаю, как спастись». То есть мне гораздо важнее мнение обо мне некоего старца, чем Бога?! Не есть ли это полное нарушение образа и подобия Божия? Проверить, насколько этот образ нарушен в вас, очень просто. Загляните в свою душу. Что вы там видите — преимущественно хорошее или преимущественно плохое?

Надо, милостью Божией, видеть в себе те обломки и осколки образа и подобия Божия, ту повреждённую икону, которая есть в душе каждого человека. А видение грехов приходит как следствие. Господь нам сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, остальное приложится» (Мф.6,33). Спаситель сказал нам, что Царствие Небесное внутрь нас есть. А там, внутри себя, мы по какой дороге в Царствие Небесное идём? По дороге видения своих грехов и борьбы с ними? Нужно понимать, что борьба с грехами — это прерогатива Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Наша задача — открыть Ему свою душу, и Он нас изменит!

И ещё… Как вы думаете, если в церковном сообществе будет потребность в святых старцах, лукавый предоставит нам свою посредническую услугу? Да, он предоставит столько старцев, сколько надо. А может священник заслонить Бога от нас? А вот это и есть младостарчество или неостарчество. Но что такое есть человек, чем он может похвалиться? Немощами, скорбями, болезнями. Теперь вы понимаете, какая это опасная дорога? Именно об этом и говорится в Евангелии: «Мы плясали, мы играли, вы нас не слышали, вы искали другого…» Как вы считаете, можно ли сказать, что Господь в этой евангельской притче предстаёт в виде юродивого, в виде человека, который самоуничижается? Подумайте, вникните, ведь это Бог говорит людям: «Мы вам плясали, мы играли на свирели…» Вы представляете, до чего довели Бога люди, которые хотели видеть Мессию? Мессию, который будет великим земным царём, изгонит римлян-захватчиков, подымет свой народ выше всякого народа, оденет людей в богатые одежды. А встретили юродивого, который играл на свирели… Просите Бога, чтобы Он уменьшил в вас желание поиска святых подвижников.

Помните, что Христос пребывает в Теле и Крови в каждом храме Святой Соборной Апостольской Церкви. Тот старец, которого вы ищете, — это причастная чаша. Святой прав.Иоанн Кронштадтский говорил, что это Таинство большее, чем сотворение мира.

Редакция газеты «Православный Санкт-Петербург» сердечно поздравляет о.Григория с тезоименитством, желает долгих лет жизни, крепкого здоровья и помощи Божией во всех его делах и начинаниях на благо Русской Православной Церкви.

предыдущая    следующая