Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Слово пастыря

ВОЗЬМИ СВОЙ КРЕСТ И СЛЕДУЙ ЗА ГОСПОДОМ

Мы рождаемся в этот мир с криком. В крике том вся наша жизнь и надежда, наша боль и всё наше страдание. Мы рождаемся не по своей воле. Многие вовсе не хотели бы родиться на земле, а родившиеся говорят: «Зачем ты, мама, меня родила?» Очень трудно жить на земле, очень тяжёл крест, который несут здесь. Поэтому рождаются люди со слезами, с криком: «Зачем? За что? Почему?» Немудрено, ведь девять месяцев младенец находится в утробе матери, где «всё включено» — спокойствие, мир, любовь, радость, пища, тишина, — всё у него было прекрасно, можно даже было ножкой взбрыкнуть или палец пососать и ни о чём не думать, не заботиться. Но вдруг приходит время, и что­то выталкивает человечка во внешний мир, где яркий свет, где много шума, где страдания, болезни, где смерть близких, где боль, вирусы, где всё так страшно и убого… И это уже — пожизненный крест. Крест, который вручает Господь с момента рождения человека, чтобы смыть первородный грех Адама и Евы, тот грех, который разлучил человека с Богом. Сын Божий Иисус Христос соединяет этим крестом человечество и Отца Своего. Благодаря этому кресту мы входим в Царство Небесное, ибо надо помнить, что крест — это ключ от Царствия Небесного. Мы всё пытаемся на протяжении целой жизни найти ключи от Царства Божия, а он — рядом, очень близко, ближе, чем любые одежды, ибо лежит на груди, непосредственно соприкасаясь с нашим телом, потому и называется нательным крестом.

Этот крест мы получаем во время Таинства Крещения в знак того, что Христос простил нам грех Адама и Евы. А если кто-то крестится уже во взрослом состоянии, осознанно, то нужно знать, что все грехи, которые он совершил до сего дня и часа, прощены. Но это не означает, что человек вправе сказать: «Спасибо Тебе, Господи, за то, что Ты меня спас. Теперь я буду жить как хочу». Нет! Крест тебе вручается как символ того Креста, который нёс Сам Христос по Дороге скорби, пока в изнеможении не упал. Отпечаток Его Божественной ладони до сих пор можно увидеть на камне, и верующие благоговейно прикладываются к нему… Камень не выдержал надругательства на Христом, когда Спаситель человечества, Творец всего видимого и невидимого мира пал под Крестом, который возложил на Него — и кто? Человек. Человек, которого Бог сотворил, восстал на своего Со­здателя, в очередной раз предав своего Небесного Отца. Первый раз человек предал Бога ослушанием, поверив и отдавшись во власть сатане. И теперь, когда Сын Божий пришёл на землю, дабы избавить человеков от рабства греху и сатане, человек вновь предал Его и распял на страшном орудии позора. И Господь взял этот Крест, Он так возлюбил людей, что дал Себя распять, взяв на Себя все грехи человеческие.

Когда мы крестимся в смерть Христову, нас погружают в воду, и мы умираем со Христом. Наша плоть — ветхая, немощная, обнажённая, поражённая вирусом греха, ничего не может передать по наследству, кроме этого страшного вируса. Ген смерти находится в каждом из нас — это константа, которая постоянно присутствует в мире. Всё может измениться: сменятся правительства, канут в небытие народы, исчезнут целые цивилизации, на месте морей вырастут горы, а на месте гор разольются моря, Солнце с Луной поменяются местами… но смерть останется, ибо нам надлежит родиться, а потом — смерть, а потом — последний Страшный суд, этого не избежать. Но если в школе мы изучаем всевозможные науки, начиная с азбуки, — зубрим а, б, в, г, д… то где же наш учебник смерти? Почему мы не задумываемся, что надо готовиться к смерти, ведь мы не будем жить вечно? А как готовиться? Кто об этом хоть раз задумывался? Нет, мы боимся смерти, мы страшимся этого часа, не хотим об этом говорить и думать. Мы мним себя центром вселенной, думая, что смерть — это что-то далёкое. И вдруг случается трагедия — умирает кто­то из близких. И мы видим и осознаём вдруг, что жизнь-то наша земная — явление временное. Мы просто гости на этой планете. Но почему-то ведём себя как хозяева. С рождения до смерти мы обрастаем вещами — строим дома для вещей, покупаем вместительные холодильники, шкафы… как будто жить нам здесь миллионы лет.

А ведь жизнь человека по вселенскому времени длится всего семь секунд. Первая секунда пробила — мы родились, вторая секунда — наше детство промчалось стрелой, третья секунда — юность, прекрасная пора любви, четвёртая секунда — зрелость, пятая секунда — уже приближаемся к пенсии, шестая — старость, а вот и седьмая: «Здравствуй, Господи! Я возвращаюсь домой». Семь секунд.

А что там? А там времени нет, счастливцы, попавшие в райские селения, часов не наблюдают. Там жизнь течёт по-другому. И надо, чтобы эта земная жизнь помогла нам подготовиться к той жизни, чтобы земная жизнь научила нас жить в вечности, никого не обижая, не оскорбляя, всем радуясь — отцу-матери, тестю, свекрови, детям… всем. А как научиться любить людей? Только Христос Распятый показывает нам, как надо любить людей. Он раскрывает свои объятия и руками, пробитыми гвоздями, обнимает нас, всё человечество, праведников и грешников. Он прощает Своих гонителей, мучителей, убийц, говоря: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23,34). Это понимает благоразумный разбойник, распятый на кресте рядом со Спасителем. Он сначала недоумевает, как можно было распять этого безгрешного человека, за что? Но осознав, Кто перед ним, говорит: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк.23,42).

Взгляните на крест. Мы с ним рождаемся, мы с ним идём по жизни, с ним ложимся спать (поскольку не знаем, проснёмся ли), мы ставим крест в ногах на наших могилах, чтобы смотреть на него в ожидании, когда Архангелы вострубят и небо упадёт на землю. И восстав из мёртвых для Страшного суда, что увидит человек первым? Крест. Крест, который был дан ему Милосердным Богом для спасения. С этим крестом мы войдём в Царствие Небесное, ибо больше у нас ничего нет. Поэтому нужно, чтобы наши души, наши сердца, наши уста благословляли, благодарили и прославляли Господа и жили одним только словом: это слово — Бог.

Иерей Олег ПАТРИКЕЕВ, настоятель храма св.вмц. Варвары в пос.Рахья

предыдущая    следующая