Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Православная миссия

КОГДА АТЕИЗМ ПЕРЕХОДИТ В АТАКУ

В миссионерском отделе Санкт-Петербургской епархии новый руководитель. Вместо известного заслуженного священника, прот. Георгия Иоффе, с которым наша газета всегда поддерживала тесный контакт, в сентябре нынешнего года во главе отдела встал молодой, энергичный отец Николай Святченко. Сегодня мы знакомим наших читателей с тем, как о.Николай смотрит на миссионерскую деятельность в новых, непростых условиях и какие шаги он намеревается предпринять на своём новом посту. Вот что он сказал нам:

— Мы, конечно, продолжим ту деятельность, что велась в миссионерском отделе предыдущие 20 лет, — о. Георгий Иоффе и его ближайшие помощники занимались очень многими полезными вещами: была развита антикультовая, антисектантская деятельность, проводилось много важных миссионерских мероприятий…

Но сейчас мы с моими сотрудниками обязаны учитывать ту непростую ситуацию, в которой оказалась Церковь в 2020 году, — и, как мне кажется, такое положение дел продлится ещё некоторое время… Мы находимся в самоизоляции, мы не можем проводить открытых публичных акций, а ведь открытость и публичность чрезвычайно важны для миссии! Миссионеру необходимо обращаться не в пустоту, а к конкретному человеку, говорить с ним лицом к лицу, видеть глаза собеседника. И этого=то мы сейчас практически лишены.

Но с другой стороны, в этой нелёгкой ситуации для нас открылись новые возможности. Теперь мы больше присутствуем во всевозможных СМИ, и прежде всего речь идёт об Интернете, о социальных сетях, о Ютубе. Эти средства позволяют нам шире обращаться к молодому поколению — ведь именно для молодёжи они наиболее привычны.

И теперь мы видим необходимость открытия новых языков общения — ведь ни для кого не секрет, что материалы православных блогеров, выступления священников зачастую остаются на внутрицерковном уровне, не выходят за рамки православной аудитории. Так не должно продолжаться, необходимо завоёвывать внецерковное пространство, и мы пытаемся разработать планы для этого шага.

Сам я несколько лет служил руководителем миссионерского отдела Гатчинской епархии, имею некоторый опыт по проведению различных интернет-инициатив, и достаточно эффективных: люди не оставались равнодушными, они, порою неожиданно для самих себя, вступали в полемику с нами, а полемика — хороший знак: так появляется возможность диалога, общения.

— А ведь споры на религиозные темы сейчас приобретают такую остроту, о которой ещё несколько лет назад мы и не думали… Вы действительно не боитесь полемики?

— Я много лет являюсь членом миссионерского центра «Ставрос», и для меня привычно участие в диспутах — и с протестантами разного толка, и с неопротестантами, и с представителями других религий. Но в последние годы я много сил отдаю полемике с атеистами — на разных форумах и интеренет-площадках, где порой собирается по нескольку тысяч сочувствующих атеизму людей. Поэтому для меня открытая дискуссия является нормой.

Кроме служения в храме св.апостола Петра на Искровском проспекте и работы в миссионерском отделе я преподаю на епархиальных курсах миссионерскую специальность, а в Русской Христианской гуманитарной академии несколько лет преподаю сектоведение и нравственное богословие. Поэтому миссиология, апологетика, сектоведение являются для меня рабочим материалом.

— И всё-таки Интернет за последние годы стал так нетерпим к верующим… Вы согласны с этим утверждением?

— Да, это так. На нас нападают очень ожесточённо, унижают служителей Церкви, доходят и до прямого богохульства… Но вот что удивительно: те же самые люди, которые с пеной у рта нападают на нас, охотно используют Церковь для совершения некоторых обрядов — Крещения, освящения воды и т.д., то есть видят в ней какой-то магический инструмент для решения своих житейских затруднений. Церковь для них — это что-то сказочное, что-то колдовское, её можно и поругать, но можно и попользоваться ею.

— Ещё недавно считалось, что главный враг Православия — это секты. Атеисты в те годы предпочитали молчать и не выступать против Церкви. А сейчас, если я правильно вас понял, именно от них исходит самая жёсткая агрессия?

— Атеистов, убеждённых, твёрдо стоящих на своём, в стране не так много — процентов, может быть, пять… Но зато они весьма активны, им доступны различные формы пропаганды своей позиции. Подавляющее же большинство наших неверующих — это просто люди далёкие от духовных интересов. Мировоззрение у них примитивное, простое, но люди держатся за него, и когда начинаешь с ними беседовать, они изо всех сил ищут контраргументы, вспоминают всё, что им известно на сей счёт, — нередко обращаются даже к грубой антирелигиозной пропаганде 30­х годов.

— Всем нам приходится порой сталкиваться с такими людьми… Я понимаю, что нельзя найти одну общую схему для разговора с ними, но, может быть, вы дадите какой-нибудь самый общий совет, пригодный в любой ситуации? Как нам отвечать на подобные нападки?

— Совет возможен такой… Не нужно никого обличать, не стоит критиковать грехи ни отдельных людей, ни целых общественных институтов… Попробуйте рассказать вашему собеседнику, чем Церковь дорога именно вам и какую пользу она приносит всему обществу. Современный православный мирянин, по моему мнению, должен понять, что его роль в обществе значительна: именно он есть та миссионерская сила, которая на бытовом уровне — на работе, в семье, в соцсетях — должна нести свидетельство о Боге. А ведь часто происходит так, что мы забываем свою веру, боимся, например, лишний раз перекреститься перед едой в публичном месте… Безбожное бытовое поведение для общества привычно и естественно — и выходит, что православный этому подыгрывает!.. Поэтому личное свидетельство о Боге и о православии является для нас первым предпочтительным миссионерским делом.

А вторым направлением должно стать вот что: человек сам, пройдя определённый духовный путь, может своею жизнью свидетельствовать другим людям, как Господь преображает его жизнь, как Он даёт смысл существованию человека. Мы­то с вами знаем, что, только обретая Бога, человек начинает понимать, что он вообще человек, образ Божий, что Бог им дорожит, раз отдал Сына Своего Единородного для его спасения. Пусть и окружающие это поймут, потому что путь в обратную сторону неизбежно приведёт к осознанию, что человек — всего лишь животное, что его существование ограничивается одними инстинктами и запросами чисто животного характера…

— Не кажется ли вам, что ситуация с коронавирусом, несмотря на всю её тяжесть, даёт Церкви новую возможность для миссионерской проповеди? Слово утешения, ободрения, слово правды в наших устах было бы с радостью воспринято многими людьми…

— Да, конечно, сегодня мы должны донести до людей осознание того, что коронавирус является сигналом от Господа всему миру, который должен заставить человека переосмыслить свою жизнь: как минимум остановиться, подумать о том, что происходит внутри его души, подумать о том, как хрупок мир, если в течение одного-двух месяцев всё вокруг переменилось. Мы, как христиане, не можем считать это простой случайностью и обязаны донести свои взгляды до всех людей.

— Расскажите о ближайших мероприятиях, запланированных Миссионерским отделом.

— Если говорить о крупных акциях, то в конце ноября или начале декабря на территории Александро-Невской Лавры состоится однодневная конференция, посвящённая тому, как миссионерствовать в эпоху коронавируса, — она будет проводиться для миссионеров, помощников настоятелей и благочинных. А вообще я посоветую вам следить за объявлениями в нашей группе ВКонтакте «Миссия Санкт-Петербурга» либо на сайте Миссионерского отдела. Сам я провожу еженедельные встречи для всех, кто интересуется вопросами миссии: каждый четверг в Миссионерском отделе и каждое воскресенье на своём приходе, в храме св.апостола Петра, в 13 часов. Пожалуйста, приходите, буду рад видеть единомышленников.

А для читателей вашей газеты скажу: дорогие друзья, не оставляйте ближнего в неведении о духовной жизни, всегда пытайтесь передать свой духовный опыт, выразить на понятном ближнему языке — родственник ли это, или друг, или даже малознакомый человек. Мы должны прежде всего внимательно относиться к нашему собеседнику, понять, что лежит в основании его мировоззрения, чем он живёт и чем дышит и какая сторона его души сможет откликнуться на слова о Боге. Есть ли для него что­то, что он ценил бы выше, чем простые житейские вещи? Только нащупав эту точку, мы сможем начать любвеобильно взращивать в нём некие возвышенные качества, и делать это уже с помощью Евангелия Христова. В любом случае в основе нашей миссии должна лежать любовь и забота о человеке, — тогда слово Божие сможет укорениться в его сердце.

Вопросы задавал Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая