Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

8 СЕНТЯБРЯ 1941 ГОДА — НАЧАЛО БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

Восьмое сентября. В Санкт-Петербурге молитвенно чтут память погибших: в этот день 1941 года вокруг города замкнулось кольцо вражеской осады. Начался отсчёт 900 дней и ночей его героической обороны. По традиции петербуржцы придут на Пискарёвское мемориальное кладбище к скорбному монументу Матери-Родины почтить память павших в Великой Отечественной войне. У гранитной стены с надписью «Никто не забыт и ничто не забыто» священнослужители пропоют «Вечную память» погибшим, защищавшим землю Русскую от фашистской чумы. Во многих храмах города после Божественной литургии будут совершены панихиды и поминовения по жителям и защитникам невской твердыни, умершим «от ран, глада и хлада».

Блокада продолжалась до 27 января 1944 г. За это время на город было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено 15 тысяч бомб. Минимальная норма хлеба на редкость холодной зимы 1941/42 гг. достигла 125 граммов. По данным Ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград, число умерших от голода, холода и бомбёжек составило 800 тысяч человек. При обороне города, прорыве и снятии блокады погибли 2 000 000 воинов.

КОНЦЕРТ ДЛЯ ФАШИСТСКИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ

Снова в ленинградском небе гул вражеских бомбардировщиков, затем удары и сотрясения зданий от сброшенных бомб. Люди, оказавшиеся на улицах, и те, кто были в домах, спешат в бомбоубежища. Но не все… Из открытого настежь окна дома № 62 на 5­й линии Васильевского острова зазвучали звуки рояля. Наперекор врагу непокорённый ленинградец — Василий Мурачёв — сел за рояль и… заиграл. Он играл так, как никогда до этого не играл на сцене! Этот концерт был вызовом беспощадному врагу.

ТОЛЬКО ФАКТЫ:

За три года блокады авиация нацистской Германии совершила 272 воздушных налёта на нашу Северную столицу. Было сброшено 69 613 зажигательных и 4686 фугасных бомб. Воздушная тревога объявлялась в городе 642 раза и длилась в общей сложности 702 часа.

Сегодня мы в гостях у внучки композитора и музыканта Василия Васильевича Мурачёва — Веры Викторовны Филипповой.

Вспоминая горячо любимого дедушку Василия, Вера Викторовна не может удержать слёз: «Вся семья дедушки отказалась эвакуироваться из Ленинграда, решив разделить судьбу любимого города. Единственную уступку делали врагу мои родные — они спускались в бомбоубежище во время авианалётов, все, но не дедушка. Что он играл под вой и разрывы падающих фугасных и зажигательных бомб? Не знаю, я была слишком мала, чтобы поинтересоваться. Возможно, это были произведения Э.Грига, увертюры Л.Бетховена, «Славься» М.Глинки из оперы «Иван Сусанин»… Быть может, переложение для фортепиано знаменитой «Ленинградской симфонии» Д.Шостаковича, которую в июле 1942 года специальным самолётом привезли в осаждённый Ленинград… Не знаю. Но знаю, что с врагом можно бороться не только оружием.

Семью нашу от голодной смерти спас… мешок чечевицы. Бабушка купила мешок чечевицы и хотела отправить родным в Новгород для откорма скота. Блокада помешала отправке зернового подарка, и это стало спасением. А ещё война помогла встретиться моим родителям — Виктору Кузнецову и Людмиле Васильевне. Мама, тогда 17­летняя девушка, работала зав.делопроизводством у командующего 13­й воздушной армией генерал-полковника С.Рыбальченко. Сюда же прибыл и отец, окончивший Севастопольское военное училище и получивший под своё командование зенитную батарею. В нашей семье хранятся реликвии — медали «За оборону Ленинграда», которых удостоились и дедушка, и мама, и папа. А у папы ещё два ордена Красной Звезды и множество других наград.

До войны дедушка — ученик знаменитого А.Лядова — служил в Мариинском театре хормейстером. В 20­е годы не раз аккомпанировал певцам Собинову и Шаляпину. Война многое изменила. Но, как писал В.Лебедев-Кумач: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» Дедушка работал в комитете по культуре, дежурил в отделении милиции на Дворцовой площади. Здесь он организовал оперную студию и даже силами милиционеров поставил оперу А.Даргомыжского «Русалка». Партитуру оперы с благодарственными надписями своих «артистов» в погонах дедушка очень ценил, она всегда находилась на почётном месте — на рояле «Беккер» (Becker), рядом с бюстом любимого композитора — М.И.Глинки.

В 1943 году в Ленинграде стали открываться церкви (в некоторых храмах молитвы и службы и не прекращались!). И дедушка после войны вплоть до 1961 года служил регентом в Спасо-Преображенском соборе (во время блокады в подвале храма было устроено бомбоубежище на 500 человек, оказывалась помощь раненым), писал церковную музыку… В романе Н.Островского «Как закалялась сталь» есть замечательные слова: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Дедушка прожил свою жизнь не зря!»

Записала Ирина РУБЦОВА

Я ВИЖУ ЛЕНИНГРАД ВО СНАХ

С падением 8 сентября 1941 г. Шлиссельбурга Ленинград оказался блокированным немецкими захватчиками с суши. В городе не было достаточных запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, а пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. Начавшийся в Ленинграде массовый голод и особенно суровая первая блокадная зима, проблемы с отоплением и транспортом привели к сотням тысяч смертей среди жителей. Но ленинградцы не сдавались. Среди этих героических людей была и Валерия Николаевна Комарова. Сегодня мы публикуем её письмо-воспоминание о тех страшных днях.

Мама моя Ольга Петровна, умершая в 1942 г. во время блокады, похоронена на кладбище в пос.Песочный под Ленинградом. После смерти мамы (папа — Николай Иванович Меринов — был расстрелян в 1937 г., но реабилитирован в 90­е гг.) бабушка приехала в Песочный, забрала меня в Ленинград, где поместила в детский дом № 17, что в Смольнинском районе. Детдом формировался на ходу, я запомнила огромный зал и около 50 кроватей в нём. Шефство над нами взял 1­й секретарь Ленинградского обкома партии А.А.Жданов, и вскоре в наш детдом привезли библиотеку, рояль. Учительница разучивала с нами патриотические песни, с которыми мы выступали по радио. Подходила осень, мы стали готовиться к школе, я должна была пойти в третий класс. Но в начале сентября нас погрузили на военные катера, началась переправа через Ладогу. Ах, какая же она широкая, конца и края нет. А погода штормовая, мы не могли удержаться от качки на ногах и просто катались по трюму. Четыре часа никак не могли пристать к противоположному берегу. Наконец сделали временный настил, и команда корабля и бойцы, которые ехали с нами, помогали нам высадиться, кого-то просто передавая из рук в руки. Так мы выбрались из блокадного кольца.

Всех детей — а набрался целый состав — погрузили в эшелон и отправили в глубь страны. Ехали долгие 21 день, пропуская эшелоны, идущие на запад. Потом несколько дней стояли в Новосибирске: здесь старших определили в ФЗО, поближе к большим заводам, а малышей от двух до семи лет — в дошкольный детский дом. Детей школьного возраста было всего 16 человек, и нас повезли дальше. Станция Асино Кемеровской области была последней, здесь нас высадили и поселили в местный клуб. На следующее утро посадили на телеги и лошадиным ходом по разбитым дорогам ехали ещё 20 км до реки Чулым (приток Оби). Здесь пересели на баржу, которая оказалась дырявой. Когда приплыли в с.Зырянка, наши вещи плавали в воде, а сами мы были мокрыми по пояс. В Зырянке разместились в здании бывшего районного суда, и началась наша жизнь в этом отдалённом краю, где проживало очень много староверов.

Трудная дорога и крайнее истощение дали о себе знать. Дети стали болеть и умирать. Наша руководительница — музыкант — не выдержала и наложила на себя руки. Руководителем стала молодая учительница Евгения Андреевна. Она добилась, чтобы нам выделили второй дом. Вскоре начались занятия в школе. Увы, учились мы недолго — началась чесотка, и у нас установили карантин и всех мазали дёгтем для обеззараживания. Трудно было... И всё же у нас сложился очень дружный, хороший коллектив, где все помогали друг другу, — такого коллектива я больше уже никогда не встречала. Мы даже выпускали свою газету «Юные ленинградцы», ведь все жили мечтой о возвращении домой.

В свободное от учёбы время мы помогали по хозяйству — пилили дрова, занимались с малышами, устраивали праздники... А когда пришла весна, участвовали в полевых работах. Едва поспела смородина — а она там крупная и очень сладкая, — нас отвезли на заброшенный хутор, где мы день-деньской собирали ягоды, а вечерами приезжал кучер, и мы высыпали ему в бочку весь сбор.

Конечно, мы все пообносились и были одеты во что попало. Но однажды нам подарили большой тюк матрасной ткани, и вскоре мы все обзавелись красивыми полосатыми платьями. А из пожертвованного нам солдатского белья пошили рубашечки малышам.

Время шло, многих из нас разыскали и забрали к себе родственники. Мне пришёл вызов из Казахстана от маминой сестры. Она была выслана из Ленинграда ещё в 1937 г. из-за мужа, который сидел в ГУЛАГе. Добиралась до тёти в теплушках с новобранцами, потом попутками, как придётся. Мне помогали, подкармливали в пути — народ тогда был отзывчивый. Какое-то время я жила в Казахстане, а потом дедушка забрал меня в Москву. Здесь я стала работать и одновременно окончила школу рабочей молодёжи с золотой медалью. Уехала в родной Ленинград и поступила в университет. По окончании университета меня распределили в Киев. Как я ни упрашивала не отправлять меня на Украину, с которой меня ничто не связывало, я оказалась в Киеве, где и живу по сей день. А Ленинград вижу во снах.

«ХЛЕБНАЯ» ИКОНА

Чудотворная икона Божией Матери, получившая название «Хлебная», появилась в XVI веке в Соловецком монастыре.

В те годы жил там насельником святитель Филипп Московский, мирское имя которого было Феодор Колычев. Этот боярин, достигнув 30 лет, вдруг оставил службу государеву, покинул Москву и удалился в Соловецкую обитель. Скрыв своё имя, Феодор благоговейно нёс послушание наравне со всей братией. Игумен вскоре отметил усердие нового послушника, счёл его достойным принять постриг и, дав ему новое имя — Филипп, отправил трудиться в пекарню. Каждый день в обители выпекалось огромное количество просфор и хлеба, предназначенного для трапез монастырской братии и паломников, — работа тяжёлая, однако он с молитвой терпеливо сносил все тяготы и никогда не жаловался на усталость. С особым трепетом молился Филипп Пречистой Матери Божией.

И однажды Царица Небесная явила ему Своё расположение, ниспослав в 1540 г. чудотворный Свой образ. Филипп не хотел расставаться с чудесной иконой и поэтому поставил её там, где трудился, — в пекарне, рядом с печью. С этого дня все свежевыпеченные хлеба и просфоры послушник с молитвой ставил перед иконой Богородицы, прося Её благословить священный хлеб. И тот, кто приходил забирать хлеба и просфоры, как бы получал их из рук Самой Матери Божией. И в обители икону стали называть «Хлебенной» или «Запечной». Из послушника Филипп стал монахом, затем в течение 18 лет был настоятелем Соловецкого монастыря, после чего царь Иоанн Грозный призвал его на Всероссийскую митрополию. Мученическая кончина была уготована митрополиту, и он принял смерть с верой и молитвой.

После его кончины в 1569 г. икона Божией Матери «Хлебная» стала одной из главных святынь Соловецкого монастыря, прославившейся на всю Россию. Ее поместили в Спасо-Преображенском соборе, где чудесный образ и пребывал до закрытия обители.

Увы, та икона была безвозвратно утрачена, однако на протяжении веков с неё было сделано несколько списков. Одна из таких икон с конца XIX века хранилась в Леушинской обители (монастырь оставался действующим до 1931 г., а в 1941—1946 гг. был затоплен водами Рыбинского водохранилища). Принес её сюда с Соловков один благочестивый паломник. Следуя обычаю соловецкой братии, насельницы монастыря поместили чудотворный образ в пекарне, и приходящие за хлебом, положив три земных поклона, с молитвой принимали хлеб, благословлённый Самой Пречистой Богородицей. И в самые трудные времена, в самые голодные годы монахини никогда не оставались без хлеба насущного — Матерь Божия «Хлебная» заботилась о нуждах обители.

После затопления монастыря чудесный образ долгие годы считался утраченным. Однако Царица Небесная не оставила народ православный без Своего покровительства: образ Её «Хлебный» был чудесным образом явлен в середине XX века. Случилось это в суровые дни блокады — в страшную зиму 1941/42 гг. Тысячи семей голодали тогда в промёрзшем городе. Наталья Васильевна Фёдорова, когда кончился чёрный хлеб, замешенный на опилках, и вода, стала кормить двух своих детей газетами. На третий день доведённая до отчаяния женщина отправилась просить хоть какой-то помощи для маленьких сына и дочери. На Малой Морской улице её застиг артобстрел. Бежавший мимо матрос, спасая, толкнул её на землю. Поднимаясь, Наталья Васильевна вдруг увидела на снегу три иконы: св.Евангелиста Иоанна Богослова, Свт.Николая Чудотворца и Пресвятой Богородицы. На образе Матери Божией увидела женщина надпись: «Хлебная Пресв.Богородица», и в сердце её затеплилась надежда на спасение. Она принесла иконы домой.

Чудеса начались на следующий же день: незнакомый мужчина в солдатской форме отдал Наталье Васильевне мешок овса. Этим овсом, сберегая каждое зёрнышко, она и выкормила своих детей в те страшные дни. А неделю спустя по Дороге жизни началась поставка продуктов в осаждённый город. Все три иконы с благоговением хранила женщина в своём доме, вознося перед ними молитвенные просьбы о помощи. И заступничество святых угодников Божиих и Пречистой Его Матери спасло всю семью — они пережили блокаду. Спаслись и все те, кто в эти годы бывал в их доме и обращался с молитвами к святым иконам.

До наших дней святой список древней иконы хранился в доме дочери Натальи Васильевны — Нины Михайловны Фёдоровой. Насельницы же Леушинского монастыря все эти годы не оставляли надежды вновь обрести чудотворный список «Хлебной» иконы и в начале нового века возобновили регулярное чтение Неусыпающего Акафиста Царице Небесной. Их молитвы были услышаны: Матерь Божия чудесным образом указала им дом, в котором хранился Её спасительный образ. Владелица иконы на три дня отдала его в храм Леушинской обители, где в течение этих трёх дней без перерыва шло чтение Акафиста, а также происходило освящение хлебов.

После того как в сентябре 2008 г. Нина Михайловна приняла предсмертное причастие, она передала чудотворный образ в храм иконы Божией Матери «Взыскание Погибших».

Новый список иконы Богородицы «Хлебная» был сделан в наши дни и помещён в Успенском соборе в Санкт-Петербурге, который был возведён в знак вечной памяти жертвам блокады. Справа и слева от фигуры Богородицы на этой иконе помещены изображения апостола Иоанна Богослова и Свт.Николая Чудотворца — в память о святых образах угодников Божиих, чудом обретённых Натальей Васильевной зимой 1941 г.

Олег ПЛАКСИН

предыдущая    следующая