Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Наука и религия

СКОЛЬКО БРАТЬЕВ У АДАМА?

Хочу посвятить эти свои рассуждения памяти покойного редактора нашей газеты Александра Григорьевича Ракова, который, будучи однажды прельщён ложными учениями о «внеземных цивилизациях», нашёл в себе силы решительно отстать от этой лжи и всю последующую жизнь не уставал разоблачать злую лесть «уфологов», «контактёров» и подобных им шарлатанов. В сентябре минуло два года, как наша газета работает без своего основателя… Вечная память рабу Божию Александру!..

Как-то, беседуя с одним питерским батюшкой — весьма учёным, сведущим не только в богословии, но и в физике, математике и т.д., — услышал я от него такие слова:

— …И когда человечество созреет для контакта с цивилизациями иных миров и мы протянем руку нашим инопланетным братьям по разуму…

— Простите! — перебил я собеседника в изумлении. — Вы разве верите в существование инопланетян?!

— Да, конечно, верю! — просто ответил он. — А вы разве нет? Нет?.. Но почему же? По-вашему, Господь недостаточно силён, чтобы создать множество обитаемых миров?

Что я мог ответить на это?

Да, конечно, Господь достаточно силён, чтобы на каждой из существующих во Вселенной планет создать своё человечество — в точности похожее на земное или в чём-то отличное от него, а может быть, даже и вовсе чуждое нам. Но что-то мне подсказывает, что Ему не угодно было так поступить, что, создавая человека, существо, которое изначально было задумано неким «телесным ангелом», Он определил ему для жительства только одну точку Вселенной — Землю и на ней — Эдемский сад. Отсюда человек, не знающий греха, поставленный Богом как царь всей твари, должен был распространить свою власть на все земные просторы — а может быть, не только на земные, но и (по мере необходимости) на космические. Впрочем, о космических просторах в Книге Бытия не сказано ни слова. Более того, из её слов создаётся впечатление, что сферой деятельности новосозданного человека была указана Земля и только Земля: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». (Быт.1,26).

— Ну хорошо! — скажете вы. — Для Адама была определена Земля. Но почему бы не представить себе, что и на иной планете был тоже создан свой, зеленокожий трёхглазый Адам, живущий в тамошнем Эдеме и правящий тамошней живностью?

— Да, представить такое можно! — соглашусь я. — Но вот что мне непонятно… Как известно, земной Адам, наш праотец, согрешил и пал. А что, с марсианским Адамом тоже произошла такая же неприятность? Он тоже съел плод с древа познания добра и зла и был изгнан из своего марсианского Эдема?

— Кто его знает? — пожмёте вы плечами. — Может быть, съел, а может быть, нет. Может быть, пал, а может быть, остался свят, как в момент сотворения. Мне про это ничего не известно, но думаю, что возможен и тот и другой вариант.

— Да, в Книге Бытия об этом ничего не говорится…

— Ну при чём здесь Книга Бытия? Она толкует о земных делах…

— …И на нашем условном Марсе есть, стало быть, своя Книга Бытия — марсианская? А вам не кажется, что две Книги Бытия — это уже много? Всё-таки это не учебник географии или истории, который для Европы — один, а для Африки — другой. Книга Бытия как часть Священного Писания — это свод Божественных истин, вечных и неизменных, единых для Европы, Африки, Азии, Австралии… Ну хорошо, допустим даже, что наше Писание имеет узко местное, так сказать, провинциальное значение… А как вам нравятся два древа познания добра и зла — одно для Земли, другое — для условного Марса? Да и не два, а тысячи, миллионы! — по числу обитаемых планет! Мне это решительно не нравится. Добро едино, и зло, как отсутствие добра, тоже не может двоиться и троиться.

— Не знаю… А по-моему, ничего невозможного тут нет! Сколько Адамов, столько и священных дерев — звучит вполне логично.

— И все эти Адамы пали? Или все они остались безгрешными, и только несчастный прародитель земной цивилизации так трагично оступился?

— Да нет, конечно! По логике вещей падших и святых должно быть примерно поровну.

— Так! То есть во вселенной существует определённое число цивилизаций, где человечество свято, где человек — пусть зеленокожий, пусть трёхглазый и четверорукий — чистотою души равен ангелу, не прячется от Лика Божиего и всегда может говорить с Господом, как сын с Отцом?

— Гм… А почему бы и нет?

— Так почему же они по заповеданной Богом любви не приходят на помощь нам, падшим землянам? Не пытаются нас научить, образумить, очистить? Ну, по крайней мере, с нашими земными святыми они могли бы общаться — вживую или духом, проникающим любые расстояния? Но нет, наши праведники не оставили ни единого свидетельства о таком общении. Словом, никаких следов существования святых внеземных цивилизаций мы не видим. Ну, а коли нет неоспоримых свидетельств, стало быть, по-моему, и говорить не о чем. Нафантазировать можно всё что угодно, но вы дайте мне доказательство веское и бесспорное.

— Ну а если предположить, что «святых инопланетян» действительно не существует, но каждый из Адамов, на какой бы планете он ни был сотворён, не удержался от соблазна и пал?

— А вы считаете, что существование грешного инопланетянина доказать легче, чем святого? Нет! Согласитесь, во-первых, что нашу земную цивилизацию нельзя назвать в полном смысле падшей…

— Почему? Разве мы не дети падшего Адама?

— А разве грех ветхого Адама не был искуплён кровью Нового Адама — Иисуса Христа? Мы были падшей цивилизацией — до Воскресения Христова. Сейчас мы — цивилизация спасающихся. Перед нами уже раскрыта дверь спасения, и не важно, многие ли из нас подвизаются в эту дверь войти. Она распахнута для всех, и потому мы не можем назвать наш мир падшим, гибнущим. Гибнут отдельные грешники, а мир в целом спасается. Земной Адам был искуплен Божественной кровью… А как насчёт вашего марсианского Адама? Он был искуплен на Голгофе? И на какой? На нашей, земной? Но если у него было своё древо познания добра и зла, свой образ падения, то и искупление должно быть, так сказать, индивидуальным. Оно должно было происходить несколько раз — по разу на каждую цивилизацию.

Что же это?! Несколько Голгоф, несколько Крестов… Сын Божий, несколько раз принимающий смерть… Господи помилуй! Да может ли быть большее богохульство?! Прочь подобные мысли! Лишь один раз во Вселенной пролилась кровь Богочеловека, и не дай Бог нам подумать иначе!

Один раз пролилась она, и только для того, чтобы омыть нашего Адама. А все воображаемые прародители инопланетных цивилизаций не могут иметь отношения к этому событию, ибо у них всё должно было быть иначе — и сотворение, и грехопадение.

Или вы хотите сказать, что они остались неискупленными? Что милости Божией хватило только на нас, на землян?

Нет, тут что ни мысль, то богохульство!.. Как ни смотри на «проблему существования внеземных цивилизаций», с какой стороны к ней ни зайди, она всякий раз оборачивается поношением Бога — Его Силы, Его Любви, Его Премудрости. И это лишний раз доказывает известную мысль о.Серафима (Роуза), что все «зелёные человечки» суть просто-напросто… Ну вы знаете кто.

Самое разумное было бы немедля убраться прочь из этой дурно пахнущей области и вообще никогда сюда не залезать, но вот Интернет опять сообщает, что-де наш космонавт засёк на орбите несколько «неопознанных летающих объектов»… Кому-то очень тяжело жить, не ощущая присутствия этих окаяшек, кто-то всею душою надеется на их массовое «пришествие», кто-то и нас пытается втянуть в это своё ожидание, и не только неверов, но и православных… Вот что гадко, вот чего хотелось бы избежать…

Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая