Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

8 июля — память свв.блгвв. Петра и Февронии, князей Муромских

НЕ НАДОБЕН КЛАД, КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Муж с женой должны быть подобны руке и глазам. Когда руке больно — глаза плачут. А когда глаза плачут — руки вытирают слёзы». Речь идёт, конечно же, о супругах верующих. Но ведь нередко случается так, что в Церковь приходит только один член семьи, а его родные не только сами не желают воцерковляться, но и восстают на уверовавшего за излишнее усердие. Как в таком случае христианину сохранить мир в семье, не поступаясь верностью Богу и Церкви? Размышляет настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН.

Господь сказал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч…» (Мф.10,34); «...враги человеку — домашние его» (Мф.10,36). Поэтому христианин должен быть готов к тому, что неверующая семья на него восстанет. Другое дело, что он должен сделать всё, чтобы этого не произошло. И тут от человека требуется особая мудрость. Например, жалуется женщина, что муж не разрешает ей ходить в церковь. Оказывается, четыре дня в неделю она целиком проводит в храме. Семья брошена, обеда нет, дома не убрано. Надо сказать, что муж имеет полное право возмущаться.

Другой пример. Просят меня бесплатно покрестить ребёнка из православной семьи. Если люди бедствуют — Таинство нужно совершать бесплатно. Начинаю входить в их обстоятельства, и выясняется, что денег в семье нет потому, что папа не работает. Вместо этого он всё молится, по святым местам ездит. И я говорю: «Вот когда папа приступит к своим прямым обязанностям, начнёт работать, тогда и будем крестить. А так пускай он ходит и кается, что у него ребёнок некрещёный». Ведь семейные обязательства — по отношению к мужу, жене, детям, родителям, — они нам также даны Богом. И если, придя к вере, человек считает, что теперь он может всё оставить, всем пренебречь и только служить Богу, то пусть спросит себя: а готов ли он всё оставить и оказаться на улице — голым, нищим, одиноким? Если да, если готов отдать Господу всего себя без остатка и при этом психически здоров, то тогда, быть может, Господь и примет его жертву, как принимает жертву святых, юродивых, а попечение о его семье возьмёт на Себя. Но, конечно, если человек оставит семью, то ему придётся понести скорби много большие, чем он нёс бы в семье на протяжении жизни. В другом случае его поведение незаконно. Апостол сказал: Где тебя вера застала, там и стой. Поэтому иногда «излишнее усердие» в духовной жизни — это просто очередная попытка эгоистичной, леностной души уклониться от исполнения своих прямых обязанностей, но теперь уже под религиозным предлогом.

Нередко поношения со стороны ближних усугубляются неразумным поведением самого новообращённого, потому что он всё доводит до абсурда. Вместо того чтобы посещать храм регулярно, он с утра до ночи чуть ли не каждый день в церкви простаивает, вместо поста перестаёт есть, начинает небрежно относиться к домашним, к работе. И это вызывает справедливое возмущение ближних. Как сказал один отец: «У меня была нормальная дочь, а теперь она стала психически ненормальной, религиозной фанатичкой». Слава Богу, эти слова я услышал не от самого папы, а от его дочери, уже осознавшей, что она, действительно, вела себя неразумно.

Вспоминается ещё история, которой я был свидетелем. Покойный ныне протоиерей Аркадий Царёв служил в Спасо-Преображенском соборе. Однажды после вечерней службы он обратился к стоявшим прихожанкам: «Ну что вы сюда пришли, что вы здесь делаете?» (Я очень удивился: думаю, люди в храм пришли, а пастырь гонит...) «Думаете, что если простаиваете здесь днями­вечерами, так и спасаетесь? Знайте, что если у вас муж, дети брошены, не накормлены, не обстираны, порядка в доме нет — стояние ваше в церкви пустое. Сначала закончите свои домашние дела, а потом приходите, молитесь — вот это будет хорошо». Я сам тоже получил тогда назидание...

Когда человека призывает в Церковь первенствующая благодать и душа его преисполнена радостных духовных переживаний, он нередко оставляет все свои обязанности и старается всё время проводить в храме. Если его семья ещё неверующая, то новоначальный в порыве ревности не по разуму готов даже оставить близких. Ещё не умея исполнять заповеди любви, терпения, он начинает предъявлять категорические требования к другим людям. Известно очень много таких случаев, когда гордостный, своевольный дух толкает человека на разрыв с семьёй. Приходится порою просить человека потерпеть, чтобы прежде всего своим примером любящей, заботливой, доброй жены-христианки (если это женщина) привлекать домочадцев ко Христу Спасителю. Может, потом через тебя спасётся твой супруг. Но пока часто случается, что тяготение к Богу у человека велико, а желания послушаться нет. И не Христа тогда гонят домочадцы, — твоё поведение приводит их к богохульству.

Иногда бывает у жён вполне понятная скорбь, когда душа разрывается между желанием побывать на воскресном, праздничном богослужении и незаконченными домашними делами. Приходится искать какой-то компромисс, стараться так организовать своё свободное время, чтобы освободить богослужебные дни для молитвы, но и домочадцам уделить время. Помню, как на одной из первых исповедей я каялся духовнику, что в моей семье существует напряжение из-за того, что половину воскресного дня я провожу в церкви. Батюшка сказал мне тогда: «Так ты на какую литургию ходишь — на позднюю? А ты на раннюю ходи...» Всю мудрость этого совета я оценил со временем, теперь то же советую своим прихожанам.

Если новообращённый старается проявлять мудрость и в семье царит некоторое согласие, то его стремление воцерковить своих сродников не останется тщетным. Только надо быть очень терпеливым, бережно подходить к другой душе, понимая, что, быть может, воцерковление это произойдёт через несколько лет, а может, накануне твоей смерти или даже после неё — как Господь управит.

Что можно посоветовать? Нужно постараться начать со сродниками молиться. Найти такой образ молитвы — небольшой и понятный, — который был бы приемлем для всех домочадцев. А затем уже, по потребности, можно продолжить одному своё молитвословие. Нужно начать читать домашним Священное Писание с православным толкованием. И, конечно, перестраивать свои семейные отношения в духе любви. Чтобы вразумить свою семью, христианин должен сам являться для неё живым примером благочестия, трудолюбия, самоотречения. Мне известен случай, когда неверующая жена по прошествии двух лет воцерковлённой жизни своего мужа сказала: «Да, мне верующий муж нравится больше, чем неверующий». Чтобы в каждой семье было так, мужьям стоит руководствоваться словами свт.Иоанна Златоуста: «Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви».

Когда домочадцы видят, что человек меняется, становится терпимее, добрее, начинает брать на себя больше трудов по семейному устроению, то постепенно начинает меняться и их отношение к Церкви.

предыдущая    следующая