Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Воскресение Христово видевше…

ДЕНЬ ПОБЕДЫ БОЖИЕЙ

Наверное, никто из наших современников не упомнит Пасхи, подобной той, что предстоит нам в этом году. Великий пост послал нам искушение, не виданное доселе. На земле бушует эпидемия, — эпидемия лжи и произвола, свирепая эпидемия греха. С чем сравнить нынешнюю Пасху? Не с ленинградской ли блокадной Пасхой 1942 года — Светлым праздником Воскресения среди умирающего в голоде и огне города? Нет, такое сравнение будет кощунством по отношению к ленинградским героям, предпочитавшим лучше умереть, но не сдаться врагу. Скорее уж сравнение напрашивается с Пасхой 1917-го, случившейся вскоре после Февральского переворота, когда Россия торжествовала не столько Воскресение Христово, сколько наступление демократии, и на смену красным яйцам приходили красные банты.

Есть и ещё одно сходство: как Пасха 1917-го, так и Пасха 2020-го стали рубежом, разделившим эпоху. Рубеж этот — тогда до революции и после революции, сейчас — до эпидемии и после неё. Наступают новые времена, в долгой человеческой истории начата новая глава…

Как же праздновали Пасху в 1917 году? Вот как пишет об этом историк:

«Светлый праздник пришёлся тогда на 2 апреля (по старому стилю). 2 марта император Николай II подписал Манифест, в котором отрёкся от власти. Творческая и мыслящая Россия переживала эйфорию. Эти настроения поэтесса Зинаида Гиппиус выразила в стихотворении «Юный март», не раз той весной опубликованном. Вот её строки о красном флаге:

Цвети меж домами весёлыми,
Наш гордый, наш мартовский мак!

(Эта та самая Зинаида Гиппиус, которая за несколько лет до этого в стихах всенародно признавалась в любви к отцу лжи.) Со всей мощью своего дарования пел «Марсельезу» в те дни Фёдор Шаляпин не только в театре, но и на заводах и даже в Бутырской тюрьме. Февральская революция 1917 года происходила в дни Великого поста. Опьянённым радостью участникам и очевидцам она нередко напоминала о Пасхе. Это зафиксировано в дневниках, воспоминаниях того времени, впоследствии нашло отражение в литературе. Современники сравнивали революцию с «возрождением», «воскресением» России, писали о празднике «великого двойного Воскресения». Часто и ритуалы Пасхи использовались для выражения отношения к происходящему. Даже поздравления с праздником носили в тот год политический характер. Беспечная радость свободы, соединённая с пасхальной радостью, нашла своё отражение даже в поздравительных открытках, выпущенных в марте 1917 года. К примеру: солдат и рабочий жмут друг другу руки над большим пасхальным яйцом, при этом в лучах восходящего солнца написано мелким шрифтом: «Христос воскресе!», а на красном яйце покрупнее: «Да здравствует Республика!». Или ещё: на красном яйце начертаны слова: «Свобода России», о которой кричит петух, гордо стоящий сверху, а в правом углу скромно: «Христос воскресе». Вот такой невероятный симбиоз. Красный цвет революции воспринимался как цвет пасхальный. Так в дни Февральской революции символы православной Пасхи «революционизировались» и выражение «красная Пасха» приобрело новый смысл…»

Чем-то нечистым веет от этой радости, чем-то прямо противоположным пасхальному свету: «…свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет…» (Ин.3,19). Разница между тогдашним торжеством и сегодняшней паникой, между тогдашними демократическими бантами и сегодняшними либеральными защитными масками не так велика, как может показаться: и то и другое есть следствие помрачения ума, потери трезвого взгляда на мир и надежды на помощь Божию. Переход России на либерально-демократические рельсы был для нашей страны подобен смерти, но, к счастью, Господь спас тогда Россию, хотя и не тем способом, о котором думали тогда патриоты…

И вот совсем иная Пасха — блокадная. Говорит историк:

«Пасха 1942 года, которая была ранней и пришлась на холодное 5 апреля, стала особенной для блокадников. К этому времени государство, понявшее, что в условиях войны людям нужна вера и религия, открыли храмы и разрешили проводить богослужения, на которые стекалось немало народу. В Ленинграде было открыто около десятка храмов, в том числе два собора — Никольский Морской и Князь-Владимирский. В городе вместе с жителями оставался и глава Ленинградской епархии митрополит Алексий, переживавший все тяготы вместе с народом города. На ночь с 4 на 5 апреля 1942 года намечалось проведение пасхальных богослужений. Власти города с одобрения правительства СССР разрешили их проведение и даже отменили комендантский час, но попросили перенести службы на раннее утро. Не дремали и нацистские захватчики: после довольно долгого перерыва немцы именно 4 апреля возобновили артобстрелы и налёты на город. Под нацистские бомбы попало немало верующих, которые пришли 4 апреля на освящение «куличей», которые люди заменили на блокадные кусочки хлеба с воткнутыми в них свечками. Но несмотря на обстрелы, службы не были отменены и прошли в более спокойной обстановке, потому что немцы к утру чуть ослабили свою агрессию. Правда, некоторые храмы пострадали от бомб, а в Князь-Владимирском соборе даже выбило окна. На всё это митрополит Алексий сказал: «И это в пасхальную ночь!.. Ничего, будет и по-другому. Христос Воскресе!.. Не падайте духом. Бодрите других. Наш долг — быть твердыми: мы — русские, мы — православные христиане».

Такие простые слова — и такое потрясающее воздействие они производят именно сегодня, словно для нас сказаны.

Вот как вспоминала в своем дневнике ту Пасху 1942 года одна из жительниц блокадного Ленинграда, Любовь Васильевна Шапорина: «5 апреля, Светлое Христово Воскресение! Славно мы его встретили и разговелись. В седьмом часу вечера 4­го начался налёт. Пошла к поздней обедне. Священник «освящал куличи». Это было трогательно. Шли женщины с ломтиками чёрного хлеба и свечами, батюшка кропил их святой водой. Я приложилась к Спасителю, отошла в сторону и расплакалась. Господи, Господи, помоги мне, помоги всем нам, несчастным людишкам».

Но ведь праздновалась в России и другая Пасха, которая так же разделила мир на «до» и «после»: Пасха 1945 года. Этот праздник, по словам историка, был богат на всевозможные библейские параллели:

«Тяжелейшие бои за Берлин пришлись на окончание Великого поста. В Лазареву субботу 28 апреля была взята известная своими пытками берлинская тюрьма «Моабит». В ней содержали противников режима. Тюрьма и весь одноимённый район Берлина получили название в честь библейской земли Моав, жители которой пытались воспрепятствовать народу Божьему достичь обетованной земли. В этот день войска вышли к центру Берлина, а 29 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, приступили к штурму Рейхстага. 30 апреля настал Великий Понедельник, когда бесплодной смоковнице было сказано: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек», — и она тотчас иссохла (Мф.21,19). В тот день покончил с собой Адольф Гитлер. Но бои продолжались еще два дня, и тишина в Берлине настала лишь к Великому Четвергу. К этому времени в целом завершились столкновения и на иных участках фронта. Началась массовая сдача в плен. 6 мая наступила православная Пасха. В освобождённом за неделю до того концлагере Дахау пасхальное богослужение по памяти совершали греческие и сербские священники, надевшие самодельные облачения на свои полосатые робы… Тем временем немецкое командование начало переговоры о полной капитуляции. В ночь на Светлый понедельник в Реймсе акт был подписан. Через двое суток по требованию советского командования он был продублирован в Берлине с участием официального представителя СССР маршала Георгия Жукова. День Победы праздновался 9 мая, в Светлую среду, в день памяти Всех святых, на Синайской горе подвизавшихся. Первым из них был пророк Моисей, узревший на Синае неопалимую купину и получивший откровение о грядущем освобождении своего народа. Откровение о Победе, Исходе, о Пасхе.

Мы ждём, что и эта Пасха — Пасха 2020 года — станет кануном освобождения, возрождения России и началом новой, светлой эпохи.

Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая