Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЕСЛИ БОГ В ДУШЕ, ЗАЧЕМ ЦЕРКОВЬ?

Многие люди, порою искренне верующие, задают вопрос: «Разве не главное, чтобы Бог был в душе? Зачем нужен посредник между Богом и человеком в виде священника? Разве человек не может напрямую молиться Богу — Отцу своему Небесному, — или Господь прислушивается только к священникам и не внимает мольбам простых смертных?» Отвечает доктор богословия, доктор медицинских наук, профессор, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в дер.Юкки протоиерей Григорий ГРИГОРЬЕВ.

Эти люди правильно говорят — главное, чтобы Бог был в душе. Ибо Бог — это ветер радости, который наполняет душу человека Божественной любовью. Только вот следует разобраться, какой Бог в душе человека? Возможно, это не Бог вовсе? Если первая заповедь Божия говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк.12,30), то вторая подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк.12,31). Возлюбить себя — это значит выбрать правильный вектор движения в духовной жизни, навести навигатор своей души на Царствие Небесное, восстановить в себе образ и подобие Божии. И как проверка этого — любовь к ближнему, ибо, только возлюбив себя и ближнего, мы сможем возлюбить Бога — всею душою своею, всею крепостью, сердцем и разумением. И тогда мы сможем выполнить следующую заповедь: «…да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой…» (Исх.20,3—5).

Но как проверить, какой бог находится в душе человека? Священномученик Киприан, епископ Карфагенский (†258) так и говорил: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец» и «Без Церкви нет спасения». «Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева», — писал св.Киприан. Значит, если человек имеет в душе Бога, но не любит Церковь, — Бог ему не Отец. А тот бог, который в его душе, — это бес. Помните! Если человек приходит в храм Божий, а на душе у него тяжело и хочется убежать, выйти во время богослужения, если всё его раздражает и смущает — значит, в душе его обитает кто-то другой — тёмный, тот, кому неуютно находиться в Доме Божием. Это не Бог. Разумейте!

Раньше один-два раза в год мне удавалось побывать на Святой Горе Афон. И вот на восточной оконечности острова Святая Гора круто обрывается и уходит в морскую пучину, а глубина в этом месте до километра — настоящая бездна. В этой пучине наблюдается несколько разных течений, и когда дуют морские ветра, образуются воронки и водовороты, которые топят корабли. Потому в том месте до сего дня запрещено судоходство. И вот в этом суровом месте, продуваемом всеми ветрами, с большими перепадами дневной и ночной температур, поселился основоположник монашеской жизни на Святой Горе св.Афанасий Афонский. Но продержался всего полгода. Он не вынес суровых условий и решил оставить Афон, вернуться на Кипр, откуда прибыл. Но по дороге он повстречал Богородицу, Которая сказала ему, что здесь Её дом — Второй Удел (помимо Иверии (Грузия), Киево-Печерской Лавры на Украине и Серафимо-Дивеевского монастыря в России). В память об этой чудесной встрече прп.Афанасий поставил на том месте монастырь — ныне Великая Лавра. И вот однажды, когда я был в тех местах, из подгорной пещеры вышел монах лет шестидесяти, которого звали о.Иосиф. Мне он показался прозрачным и светящимся. Отшельник вынес из пещеры сок, воду и угостил нас. Мы наслаждались прохладной влагой, а он, глядя на восток, сказал: «Я в этой пещере подвизаюсь 33 года. Время исчезло для меня, важен лишь вектор движения — к Богу». Меня поразили эти слова. Вектор движения — это когда навигатор души наведён на Царствие Небесное. Но как же мы сможем правильно навести навигатор нашей души, минуя Святую Соборную Апостольскую Церковь? Ведь именно в Церкви происходит восстановление образа и подобия Божия: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем», — говорит Христос (Ин.6,56).

Адам был создан по образу и подобию Божиим и жил в раю. Он любил себя, потому что в себе видел Бога. Он любил Бога, как любящего Отца. Бог даровал Адаму возможность быть садовником в райском саду, ухаживать за деревьями и животными, общаться с Богом, и в труде и постоянном богообщении достигнуть состояния обожения; в конце этого «курса обучения» вкусить плоды с Древа познания добра и зла, что есть познание самого себя, и перейти в «следующий класс» — школу Вечности, которая безконечна, как безконечно стремление всего живого к Богу — источнику любви и света. Но Адам нарушил единственную просьбу Бога — не вкушать до времени плодов с Древа познания. Более того, он обвинил Творца в несправедливости, сказав: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3,12). А Ева переложила вину на змея, который её искусил. Адам с Евой, таким образом, говорят Господу, что Он не любящий Отец, а спровоцировал их, подтолкнул к греху… У них исчезла любовь к Богу. И исчезла любовь к себе. Исчезло видение рая, они оказались в обычном саду — да, очень красивом, но без любви райский сад превратился в обычный сад. А люди потеряли образ и подобие Божии.

И именно Святая Соборная и Апостольская Церковь восстанавливает образ Божий в Таинстве Св.Крещения и Св.Причастия. Человек принимает Тело и Кровь Христовы, и тогда лакированный гроб его души открывается и ветер радости — Господь — наполняет паруса его души, и лодка Божественной любви движется по реке Божиих заповедей, которая есть водопад, и по этому водопаду мы поднимаемся снизу вверх. Это невозможно для людей, но «невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18,27). 

Вот почему свв.отцы предупреждают: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Вот почему очень важно, чтобы Бог был в душе, но главное — чтобы это был тот Бог, о Котором говорится в «Символе веры»: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».

предыдущая    следующая