Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Время веры

ЖАЛОВАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ. БЛАГОДАРИТЬ — НАДО!

В наше время не так уж мало людей, уверовавших во Христа. Но просто веровать — мало. У всех должно быть одно сердце, одни уста, одни мысли. Как мы говорим на литургии: «Едиными усты и единым сердцем, в единой вере...» И далее: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш!» Если мы действительно будем едины — у нас не будет нерешённых задач. Ибо все наши проблемы — при нашем-то многолюдстве! — только от нашей разобщённости и разновекторности. Как в известной басне И.А.Крылова: «Лебедь рвётся в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду». И частенько наше разномыслие вводит в грех слабых в вере. А если мы будем единодушны и одномысленны, тогда мы будем представлять собой такую монолитную силу, которая сможет демонстрировать свою волю, заявлять свои желания и требования и церковному, и государственному начальству. И все увидят, что нас много, а для политиков это электорат, с которым необходимо считаться, для священноначалия — паства, для страны — генофонд.

А вот теперь возникает вопрос: «Как сделать так, чтобы у нас были одни мысли, чтобы мы стали едины, чтобы у нас была одна душа во множестве тел?» Кто-то скажет: «Это невозможно, даже в одной семье существуют разномыслие и недопонимание между отцами и детьми, мужем и женой, дедами и внуками… потому что людям присущи эгоизм, самолюбие, различные страсти, которые разъедают душу». Всё это так. Но у нас, православных христиан, есть от всего этого лекарство — Евхаристия. Поэтому все мы, все крещёные люди, обязаны в воскресенье быть на литургии. Ибо христианство никак не реализуется и не превратится из теории в практику и мы не достигнем Небесного Царства, а будем вечными пустышками, если не возьмём себе за правило каждое воскресенье быть на литургии. Это минимум нашего участия в церковной жизни, ниже которого опускаться нельзя.

Поймите, христианство не заключается только в чтении христианской литературы, возжигании свечей, написании записочек, подачи милостыни по настроению, паломнических поездках по святым местам, купании в проруби на Крещение (причём большинство только смотрят, как смельчаки окунаются в «иордань») и прочих благочестивых занятиях, которые сами по себе хороши… но они хороши только в том случае, если в нашей жизни есть главное — участие в Божественной литургии. Каждому из нас необходимо прилепиться к Церкви через Евхаристию и не пропускать ни одного воскресного дня! Это трудно? Не очень, если подумать вот о чём: Тело Христово страдает от нашего отсутствия в церкви на литургии. Ибо если Христос — глава Церкви, а Церковь — Его Тело, то Тело Христово кровоточит от того, что в нём зияют пустоты. Нет тебя на литургии в воскресенье — это всё равно что из Тела Христова вырвали кусочек. Сколько таких кусочков вырвано из Тела Христова! Это миллионы людей, отсутствующих на литургии. Крещёных в России миллионы, а молящихся в воскресенье в церквах в десятки раз меньше. Зачем крестились?!

Поэтому забейте себе в голову, как священный гвоздь, мысль: каждое воскресенье, отложив все «неотложные» дела, спешить в храм. Даже если вы нехорошо себя чувствуете, если ослабели, если у вас болят спина, ноги, голова… идите в храм, причащайтесь, и милосердный Бог вернёт вам здоровье. Если очень устали к концу рабочей недели, еле передвигаете ноги — спешите в храм; уверяю, оттуда вы выйдете более бодрым, чем вошли. Любящий Отец Небесный восстановит ваши силы.

Как говорил командующий воздушно-десантными войсками России генерал В.Ф.Маргелов, если тебя сбили с ног, лезь в бой на коленях, дерись даже лёжа… пока ты живой, ты должен драться. Да, эти слова были обращены к воинам, но мы, христиане, тоже воины — Христовы. Христианин должен идти в храм на литургию, пока живой. А современные люди горазды только требования Богу предъявлять: Господи, дай то, подай это… А чуть что пошло не так, как им хотелось бы, предъявляют претензии: почему это произошло, почему то стряслось, куда Ты, Господи, смотрел? Это и есть сверххамство современного человека, который сам не считает нужным отдать Богу даже три часа в неделю — отстоять литургию, — но требовать горазд. Это касается и богатых, и бедных. А кто сказал, что если человек бедный, то он обязательно хороший, а богатый непременно негодяй? Это большевики нас научили, что если бедный, то ему полагается «индульгенция на все грехи» и уготовано место в раю. Ложь! В рай допускаются люди чистые сердцем, с настоящей верой. А бедность, она сама по себе не плохая и не хорошая. Можно бедность принимать с достоинством, а можно ныть и скулить и считать, что все тебе что-то должны. Вспомните сказку А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке. Бедные были люди. Но старик жил весело, творил добро по мере сил. А бабка, она же не успокоилась до тех пор, пока, получая всё большие блага: избу, дворец, богатства, царское звание, — не оказалась вновь у своего старого разбитого корыта. И поделом. Грешникам всегда плохо и всегда всего мало, сколько ни дай. Такого в рай пусти — ему и там будет плохо…

Расскажу одну притчу. Идут двое — богатый и нищий. Нищий жалуется: «Нужда совсем заела, что делать, не знаю». Богатый ему: «У меня семь золотых монет, вот тебе одна». Идут дальше. Но человеку с паршивой душой радости хватает ненадолго. Через полчаса бедняк опять заныл: «Жена больная, морковка не уродилась, крыша течёт, совсем пропадаем…» Богатый пожал плечами: «Ну на тебе ещё пять монет». Идут дальше. У бедного уже шесть монет, у богатого осталась только одна. Тут увидели у дороги раскидистое дерево, присели отдохнуть в тени, перекусить. Богатый поделился с бедным всем, что было у него с собой. Тут бедный хватает нож, приставляет к горлу богатого, кричит: «Отдавай последнюю монету!..» Это я рассказал не к тому, что бедные плохие, а богатые хорошие. Среди тех и других есть хорошие люди, а есть с грязной душой. Да если у тебя душа светлая и щедрая, Господь столько тебе всего даст! Главное, чтобы твои сжатые в кулаки ладони время от времени разжимались и ты делился своим добром с теми, кому хуже, чем тебе. И увидишь, что всё отданное возвратится сторицей, ибо рука дающего не оскудеет… Богач из притчи — это Бог, а бедняк — это человек. Бог дал людям шесть дней, чтобы они работали, — оставьте Богу седьмой день.

Святые всегда спокойны, добродушны и веселы и благодарят Бога за всё. И мы должны научиться благодарить Бога за то, что имеем. Ибо ничто не принадлежит нам — всё Божье. Стоит калека: «Благодарю Тебя, Господи, что остался жив». Стоит многодетная мать: «Благодарю Тебя, Господи, что все мои дети живы-здоровы, имеют кусок хлеба». Стоит женщина с безплодным чревом: «Благодарю Тебя, Господи…» Стоят старик, нищий, бездомный, цветущий юноша — у всех на устах должно быть: «Благодарю Тебя, Господи!..» За что? За то, что все они получили безценный дар — жизнь. Жаловаться нельзя, а вот благодарить должно. Даже за болезнь надо благодарить. Возможно, этой болезнью Господь спасает тебя для жизни вечной. «Претерпевший же до конца спасется» (Мф.24,13).

Записала Ирина НИКОЛАЕВА на Троицком православном фестивале, проходившем 5—9 июня в ДК им.И.И.Газа

предыдущая    следующая