Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Время веры

«БЕРЕГИТЕСЬ, ЧТОБЫ КТО НЕ ПРЕЛЬСТИЛ ВАС…»

Не все, начавшие путь аскезы, проходят его до конца. Опасности и препятствия на пути аскезы многообразны, но все они могут быть сведены к двум основным группам: связанные с духовной слабостью человека; связанные с подменой духовных ориентиров.

Первая из опасностей, подстерегающих человека на пути аскезы, — оступиться и упасть. Ведь греховных падений не способен избежать ни один человек. Но всякое греховное падение исправляется покаянием и последующими трудами. Более того, с помощью Божией человек способен извлекать духовную пользу даже из собственных грехов, когда с усилием преодолевает свои греховные падения и закаляет себя духовно. Так, искушение — не грех, оно по прямому смыслу означает «испытание», «пробу на стойкость», которая попускается Богом ради того, чтобы человек учился борьбе со грехом.

Более серьёзная опасность — настолько ослабнуть духовно, чтобы уже не пожелать продолжить путь к Богу. Некоторые люди на той или иной ступени своей личной аскезы ослабевают в своём духовном усилии, увлекаются слабостью греха и «соскальзывают» в пропасть страстей с крутой тропы борьбы и подвига, тропы аскетического созидания в себе человека. Страсти засасывают человека, прекратившего своё движение к Богу. Духовные силы его ослабевают (хотя и не исчезают совсем). В таком состоянии духовной расслабленности, особенно если оно укоренилось в человеке, возвращение на путь аскезы способно произойти с большим трудом, а сам путь нередко приходится начинать вновь с начальных его ступеней. Сознательное прекращение аскезы способно надолго, а возможно и навсегда, отклонить человека от Бога.

Но помимо греховной слабости на пути аскезы человека подстерегают и более коварные опасности. Одна из них — заблудиться на пути, не имея верного руководства. Впрочем, когда человек осознаёт, что он заблудился, и искренне желает найти выход из сложившейся ситуации, то такая опасность оказывается сравнительно легко преодолимой. Бог посылает человеку духовные вехи и ориентиры, подаёт помощь через других людей, которую заблудившийся на пути аскезы искренне принимает.

Худшая опасность на пути аскезы — не просто заблудиться, но при этом пребывать в уверенности, что путь верен и ведёт к цели. Такое внутреннее состояние человека называется прелестью. По своему внутреннему устроению прелесть представляет собой духовный вид самообольщения, который, кстати, может принимать и коллективные формы.

Причиной такого состояния выступает внутреннее заслонение цели. Подлинной целью всякого христианского подвига является Бог, а вслед за ним и человек. Богомысленное единство во Христе с Богом и ближними, которые (сперва Бог, а затем и человек) призваны стать для аскета личной и уникальной ценностью, «предметом» подлинной любви и устремления. Молитва, пост, труд, всякое аскетическое делание — ничто из этого не должно являться самоцелью, не должно заслонять собою Бога и ближнего. Такое заслонение обольщает человека, представляет ему вместо Бога Его ложные образы, уводит его от личного общения с живым Богом. Святой Дух свидетельствует в самом человеке о духовных ориентирах его пути, приоткрывая ему Бога, подавая начаток богообщения, которое всегда носит личный характер встречи Бога и человека. Отвергая эту верную цель, свидетельствуемую Святым Духом в его душе, и подменяя её другим, вымышленным, ориентиром, человек согрешает хулою на Духа Святого. Опасность прелести в том и состоит, что воображаемое «богообщение» делает человека инертным и неспособным к поиску и восстановлению богообщения подлинного.

Святые выделяют такие виды прелести, как воображение и мнение. Они связаны с тем, какая область в человеческой природе (обнимающей собою чувственную и душевно-духовную части) по преимуществу становится проводником самообольщения и источником ложной цели. Эти виды прелести могут быть взаимосвязанными и взаимно питать друг друга.

Воображение. Это состояние самообольщения опирается на чувственные образы, культивируемые человеком. Человек, пребывающий в прелести этого вида, склонен к чувственным переживаниям, которые принимаются им за благодатные, но в действительности суть бесовские.

Мнение. Это состояние самообольщения характеризуется ложным представлением, мыслью, мнением о самом себе или своём делании и трудах. Всё это представляется человеку духовным и богоугодным, тогда как в действительности является безблагодатным и богопротивным.

Однако важно понимать, что вышеуказанными видами не исчерпывается многообразие состояний прелести. Всякая вообще ложная идея, которой упорно держится человек, отстаивает её и, вольно или невольно, ставит её среди своих духовных ориентиров, пренебрегая мнением Церкви и не ища её духовного руководства, становится источником некоторой прелести в человеке. Поэтому в том или ином отношении состояние прелести характерно также для всех ересей и расколов, противопоставляющих себя Церкви Христовой, соответственно усваиваясь членами этих сообществ.

Избежать прелести нетрудно, если соблюдать простые правила, лежащие в основании всякого аскетического делания. Так, верное направление пути аскезы человека утверждается покаянным настроем и духовным руководством (прежде всего — через послушание иерархии Церкви и духовному руководителю).

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» (Мф.24,4—5).

Священник Михаил ЛЕГЕЕВ

предыдущая    следующая