Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

10 ноября — день памяти св.вмц.Параскевы

ТЫ ВЫБИРАЕШЬ СВЯТОГО — СВЯТОЙ ВЫБИРАЕТ ТЕБЯ

— Как-то раз мне сказали в Лавре: «Смотри, отец Леонид, святая Параскева уже потихоньку отправилась в дорогу! Раньше она стояла в глубине Свято-Троицкого собора, а теперь перебралась к самому выходу. Скоро через порог перешагнёт и пойдёт в ваши края, в свой родной Ильешский храм!»

Так начал свой рассказ прот.Леонид Трофимук, настоятель храма Михаила Архангела в деревне Бегуницы (Гатчинская епархия). А надо вам знать, что Бегуницы находятся в двух шагах от Ильеш — той самой деревни, где в XVII веке была чудесным образом обретена деревянная резная икона святой Параскевы. Многие знают этот рассказ: как-то раз деревенский пастух вышел в поле и вдруг увидал, что на берёзе сидит девушка, одетая так чудно, как в этих краях никто не одевался. «Ну что ты смотришь? — с усмешкой говорит девушка пастуху. — Беги в деревню, зови людей! Пусть все сюда приходят!» Ошеломлённый пастух тут же пустился бежать за односельчанами, привёл их на место чудесной встречи… А девушки-то уже и нет — вместо неё стоит икона, да на большом валуне, лежавшем под той берёзой, отпечаталась узкая девичья стопа там, где незнакомка спрыгнула с дерева. С тех пор Ильеши прославились едва ли не на всю Россию. Поклониться чудотворной иконе приходили люди издалека, и даже в советские времена здесь на праздник собирались многие сотни богомольцев. И как-то раз — уже в хрущёвские времена — староста Ильешского храма в простоте душевной обратился к властям: мол, смотрите, сколько у нас народу бывает, — давайте наконец отреставрируем часовню, где стоит чудотворная икона, а то перед богомольцами неловко… Светское начальство так и ахнуло! Они-то и не знали, что у них под носом такой источник религиозного дурмана! И немедленно откликнулось на просьбу простодушного старосты: бульдозерами сровняло часовенку с землёй и завалило валунами полянку, на которой стояла часовня.

Икона, однако, спаслась. Всякий, кто хоть раз бывал в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, помнит её: удивительная, ни на какой иной образ не похожая, живая и какая-то… не могу подобрать слова… юродивая, очень похожая на славных дивеевских блаженных, как они изображаются в житии, — хоть сама святая Параскева прославлена в чине великомучениц… А отец Леонид говорит о ней так:

— В Лавре она совсем иначе выглядит, не так, как в Ильешах… Есть среди постоянных прихожан Лавры круг почитателей святой Параскевы, имеющих к ней особое, сердечное отношение, — а вообще-то людской поток проходит мимо её чудо­творной иконы. У неё ещё киот сделан не слишком удачно, не в её стиле, и стоит она в храме, как нечто случайное. А зато когда её вывозишь, она совершенно меняется, и дело тут не только в солнечном свете: в тех же Ильешах в храме довольно темно; особенно если широкие входные двери прикрыты, там царит особый, храмовый полумрак…

Я ведь несколько лет возил икону по нашим приходам: приближается праздник, я иду в Лавру, пишу прошение и забираю святую Параскеву в путешествие. И вот когда она оказывается в Ильешском храме, люди, привыкшие к её обычному виду, ахают: у святой меняется выражение лица! Глаза начинают сиять, и вся она делается светлее, радостнее, и даже что-то озорное в её облике появляется (а по преданию, Параскева была озорной девчонкой!) Я думал поначалу, что это просто мне кажется, но потом многие прихожане признавались мне, что и им «мерещится» то же самое. Иногда я на автобусе возил её по приходам, и представьте себе: прибывает в деревню обычный рейсовый автобус, а его встречает целый крестный ход от местного храма. Раздвигаются автобусные дверцы, и навстречу верующим выходит сама Параскева — именно так это воспринималось. Иногда я возил её на своей машине: сидишь за рулём, а она на заднем сиденье; глянешь в зеркало — вот она, живая, святая моя пассажирка, подняла руки: езжай, мол, спокойно, не волнуйся!

Иные батюшки упрекали меня: зачем, мол, возить святыню куда-то? Что это за поощрение лентяев? Пусть верующие сами совершат некий труд: поднимутся с дивана, доедут до города, найдут дорогу в Лавру — всё-таки паломничество получится.

Есть своя правда в таком упрёке, но, по-моему, тут больше самого обычного равнодушия, нелюбви к людям. Надо же и радовать иногда верующий народ — а вы бы видели, сколько самой неподдельной, чистой радости бывало, когда чудотворная икона сама навещала их крошечный деревенский приход!..

И вот, путешествуя таким образом со святыней, сродняясь с ней духовно, стал я понемногу понимать, что помощь святого — это не то, что устраивает мне удобства. Святой, он заботится о том, чтобы ты был здоров духовно, а для этого нужны как раз житейские неудобства. Если ты волей Божией подходишь близко к святому, затяни потуже пояс: тебя ждёт аскетизм, и не надуманный, а настоящий, такой, которого ты никак не хотел. Не хотел, да вот получил. Но зато когда справишься с таким испытанием, то чувствуешь себя самым счастливым человеком на свете: как альпинист, который взял неприступную вершину, и жизнь в долине ему уже кажется скучной.

Рассказывали мне такую историю. Некая молодая верующая женщина весьма почитала святую Параскеву. Как-то раз ей нужно было пройти по работе одно важное собеседование, и выпадало оно именно на день св.Параскевы. Будучи уверена, что святая ей поможет, женщина не особенно волновалась. И вдруг за несколько минут до начала собеседования решила она выпить кофе — и случайно опрокинула всю чашечку себе на платье! Всё, конец! Переодеться уже нельзя! Как быть? И горько она посетовала на любимую святую: «Ах, Параскева, Параскева! Уж могла бы ты меня в свой день уберечь от такой неприятности!» Но что делать — идти на собеседование надо! Она замоталась какими-то попавшимися под руку тряпками, и так и пошла… И прошла собеседование отлично! И потом поняла, в чём тут дело: ей пришлось думать не о том, как покрасоваться, как поэффектнее выглядеть в глазах экзаменаторов, а наоборот — стараться, чтобы на её особу поменьше обращали внимания, чтобы экзаменаторы думали не о ней, а о том, что она говорит.

Слышал я рассказы и иных почитателей святой Параскевы, и все они сходились на том, что когда молитвенно просишь её о помощи, то сначала дела твои невероятно запутываются, так что и не знаешь, можно ли тут найти выход, — и выход вдруг чудесным образом находится, и такой, какой тебе и в голову не приходил!

Святого помощника не ты выбираешь, это он выбирает тебя. А почему именно на тебе остановилось его внимание? Ты не лучше любого другого: такой же непутёвый. Да чаще всего именно таких-то, как ты, непутёвых и выбирает святой, чтобы какая-то путность в твоей жизни образовалась, какое-то оправдание твоего существования в лоне Церкви. Тебя святой выбрал, так ты и трудись!.. И это бывает так очевидно!

Есть среди верующих такая беда — многие люди не идут на сближение с Богом именно потому, что начинают понимать: «Да кто я такой?.. У Бога-то — святые, а я-то кто?..» Но это понимание приводит их не к смирению, не к простоте общения с Богом, а куда-то в сторону: «Лучше я закроюсь от этого Бога!..» И вырабатывается у них представление, что Он прежде всего Судья… Он, мол, дал Свой закон, а ты, слабый грешник, этому закону не соответствуешь… Так затаись и не высовывайся!

Но это же не так! Он же дал закон, как направление движения, как поле для работы, как виноградник! И выйдет у нас, как на том евангельском винограднике: кто-то работал с первого часа, а кто-то уже под конец пришёл, но все получили равную плату… И ведь никому не было сказано: «Ты смотри, весь виноградник пройди от начала до конца!» Нет, нам говорится иначе: «Ты не единственный. Весь виноградник ты не охватишь, так делай что можешь». А надо признать, что все мы лишь на последнем часе прилепились к работникам: когда последнюю корзинку с виноградника несли, тут и мы помогли тащить её.

Так и я тружусь. И в душе такая благодарность к святому своему помощнику, что и не выразишь. Словно слышишь его слова: «Ты такой непутёвый, но потому я тебя и люблю! Давай потрудимся, а там Бог нас разберёт!» А какими путями Он тебя поведёт? Не знаем. Важно, что не будет Он нас мерить меркой земной, мелкой.

Всё это так хорошо понимается в общении со святой Параскевой…

Записал Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая