Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

«МЫ СУЩЕСТВУЕМ, ПОТОМУ ЧТО БОГ МЫСЛИТ НАС СУЩЕСТВУЮЩИМИ»

Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на церемонии вручения ему диплома почётного доктора СПб политехнического университета Петра Великого 30 декабря 2018 г.

«Считаю важным поделиться с вами мыслями, которые безпокоят меня как архиерея Русской Православной Церкви, — это взаимоотношение веры и науки, духовно-нравственные ценности, работа Церкви с молодёжью.

Всматриваясь в даль столетий, минувших событий и свершений, мы пытливым умом не можем не прийти к мысли о глубине Божиего промысла в отношении каждой личности и всего человечества. На пути цивилизационного развития оно пыталось постичь глубины бытия, осознать своё место в окружающей действительности.

Священное Писание говорит, что человек был сотворён Богом, став венцом мира видимого и мира невидимого — высшим существом, отличающимся от всего живого в первую очередь безсмертием, сокрытым в понятиях «образ и подобие Божие». Это качество дало людям разум, с помощью которого они до сих пор могут постигать законы природы, познавая через них удивительное совершенство своего Творца. Мы знаем, что первые люди не смогли сохранить своё Божественное достоинство, когда, воспользовавшись свободой выбора, допустили возможность автономного существования — без Бога. Это было их ошибкой. Но Бог уважает свободу человека как часть Божественного достоинства, к которому он изначально призван. И люди стали жить без непосредственного общения со своим Творцом, вкусив этот горький плод. Русский религиозный философ Сергей Трубецкой сказал так: «Мы существуем, потому что Бог мыслит нас существующими». Несмотря на то что рай как особое состояние был потерян, религиозность осталась неотъемлемым фактором жизни ветхозаветных людей, проникающим в историю через века. Стоит подчеркнуть, что религиозные знания, по сути, являются самыми древними знаниями на земле. История человечества показывает, что все народы мира имели религиозные представления и веру. Их невозможно было выдумать, так как вера — отличительная черта человеческого духа. Общие представления о нравственном законе, понятиях справедливости, добра и зла, любви к родителям, к детям, основах хозяйственной и общественной жизни, правах и обязанностях говорят о едином Центре, о Великом Разуме.

Есть ли конфликт между наукой и религией? Видим ли мы разногласия в этих двух подходах к оценке окружающего мира? На первый взгляд, между ними можно найти противоречия. Но при добросовестном исследовании можно понять, что это происходит от нежелания отказаться от стереотипов прошлого. Немало смущений доставляет тот факт, что вера обращается к невидимому миру как к той действительности, которую невозможно постичь инструментами научного арсенала или опытным путём. Например, когда богословская наука говорит о «небесном», она имеет в виду нечто иное, чем астрономическое положение Земли. Здесь «небо» понимается как высший мир, недоступный чувствам земного человека, мир, который может быть раскрыт исключительно в религиозном опыте.

Но религиозная жизнь человека не сводится к мистическому переживанию. Говоря о христианстве, мы должны понимать, что на протяжении его истории происходил процесс формирования богословской науки. Сегодня теологическое образование не сводится к сугубо богословским предметам. Помимо этих знаний церковные исследователи привлекают широкий спектр дисциплин, в том числе светских, поскольку Церковь действует в изменяющемся мире.

Христианство и наука по своей сути представляют два способа истолкования одной и той же реальности, раскрывающей тайны происхождения, устройства и сущности мира, бытия и существования человека. Учёные изучают мир, законы природы, христианство же, говоря людям о Боге, помогает им познавать мир по отношению к Создателю и вечности. Чтобы понять смысл своего существования, верующий открывает Библию, в которой найдёт важные знания. Говоря словами свт.Филарета (Дроздова), — знания не о том, как устроено небо, а как попасть на небо. Учёный, начиная изучать окружающий мир и раскрывать тайны мироздания, постигает опытным путём законы природы, сохраняющие в равновесии всю Вселенную. Окружающий мир предстаёт перед ним как великая непостижимая книга, читая которую можно понять, что без Создателя великолепие микро- и макрокосмоса было бы невозможно. О непостижимости Вселенной говорили многие великие учёные, в частности Исаак Ньютон: «Не знаю, чем меня признают потомки, но себе самому я представляюсь маленьким мальчиком, который на берегу безграничного океана собирает отдельные ракушки, выброшенные волнами на берег, в то время как и сам океан, и его глубины остаются по-прежнему для меня непостижимыми».

Церковь сталкивается сегодня с непростыми вызовами, на которые должна давать убедительные ответы, основанные на Священном Писании и Предании. Наряду с развитием науки и техники просвещённое общество не должно забывать об основах нравственного закона и о той опасности, которую несёт сугубо секулярный взгляд на жизнь, — взгляд, который религию лишает места в общественной жизни. Материалистический подход к оценке жизни общества уводит человечество от веры, подменяет её истины абстрактными рассуждениями, размывая грани добра и зла. Это должны помнить не только верующие. Научный мир должен в полной мере осознать опасность отхода от нравственных ориентиров. Это касается основных аспектов науки, ибо она входит во все сферы деятельности человека. Провозглашая гуманизм, превосходство прав и свобод человека, мы видим, как зачастую разрушаются нравственные устои, без которых общество не может полноценно развиваться.

В этой связи несколько слов хотел бы сказать о роли Церкви в воспитании студенчества и молодёжи. Для молодого человека важным шагом в познании окружающего мира становится приход в Церковь. Благодаря участию в богослужебной жизни, общению с пастырями и единомышленниками ему открывается подлинная красота православия. Но этого мало. Необходимо добрыми делами, помощью нуждающимся показывать глубину своей веры. Основная наша задача — передать молодёжи христианские идеалы добра, уважения к старшим, любви к Отечеству и окружающему миру. Молодые люди должны научиться ценить эту жизнь и быть благодарными потомками выдающихся личностей, которые полагали силы для процветания общества. Чтобы достичь этой цели, во многих епархиях открываются молодёжные советы, проводятся студенческие мероприятия. Особым явлением стало добровольческое движение. Оно помогает ребятам реализовывать способности, чувствовать свою принадлежность к большой семье под названием Православная Церковь.

Отрадно, как взаимодействие Церкви с общественными и государственными институтами помогает решать проблемы студенчества и молодёжи. Проводятся общецерковные мероприятия, которые вовлекают молодёжь в социальную, просветительскую, информационно-издательскую деятельность. И сама молодёжь не стоит в стороне от обсуждения проблем современности. Знаковым событием уходящего года для Санкт-Петербургской епархии стал молодёжный форум, прошедший 17 февраля.

Однако главным средством развития православной молодёжной инициативы должны быть не одноразовые, хотя и масштабные форумы и дискуссии, но каждодневное вовлечение молодых людей в церковную жизнь. У нас создан институт помощников благочинных и настоятелей по работе с молодёжью. С его помощью, мы надеемся, эта работа выйдет на новый уровень.

Благословение Божие да пребудет с вами!»

предыдущая    следующая