Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

15 января — преставление (1833), второе обретение мощей (1991) прп.Серафима, Саровского чудотворца

ПРИСУТСТВИЕ СВЯТОГО СЕРАФИМА В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Святейший Патриарх Алексий II († 5 декабря 2008) говорил 1 августа 1991 года: «Преподобный Серафим дивен своим молитвенным подвигом. В его житии воплощена духовная целостность и чистота, он сравним со светильником, что стоит перед Богом, устремляясь к нему своим горением, и в то же время ярко светит миру. Слава Богу, что после долгих мытарств его святые мощи нашли вечный покой в Троицком соборе села Дивеева — четвёртом уделе Пресвятой Богородицы».

В продолжение семидесяти лет со дня кончины отца Серафима русский люд православный ждал его прославления. И в 1903 году вряд ли нашёлся бы хоть один наш соотечественник, кто не знал этого святого. Сам Государь Император Николай II со своей августейшей Семьёй был в те дни в Сарове и лично нёс раку с мощами прп.Серафима в крестном ходе. Вся Россия знала слова, которые начертала рука императора на прошении Священного Синода: «Немедленно прославить».

Чем же можно объяснить, что люди из разных уголков той ушедшей от нас России устремились, многие пешком, в Саровскую пустынь к преподобному старцу? Тем, что он реально участвовал в личной жизни каждого верующего, помогая, исцеляя, наставляя, то есть принося очевидное благо. Люди верили, молились, надеялись, просили и получали! Преподобный Серафим — живой, он рядом с нами. Расскажу один случай, который произошёл со мной, когда я посетил Дивеево. Впечатление было, что ты попал в православную страну — кругом верующие люди, все молятся. И не покидает чувство, что по дорожкам, тропинкам и храмам обители преподобный Серафим ходит рядом с тобой, всё слышит и что ни попросишь и даже что не успеешь ещё попросить — сделает. В ту поездку просто чудо на чуде было. Вот послушайте. Идёт Божественная литургия, освящение Святых Даров, люди готовятся причащаться. Я в тот день не служил, молился в алтаре. Потом вышел на солею, а мимо монахиня-алтарница с блюдом, полным просфор, проходит. Остановилась, спрашивает: «Батюшка, вам просфорочка не нужна?» Я благодарю и беру, эгоист, одну, не подумав, что со мной ещё два спутника. А монахиня уже ушла. Я расстроился: «Господи помилуй! Где же мне теперь просфоры-то взять?» Тут другая инокиня идёт, вдруг оборачивается: «Батюшка, вам просфорочки нужны?» Я обрадовался: «Да. Если можно, две». — «У меня как раз две и есть, — отвечает, — возьмите».

Позже я пришёл на святой источник, оглянулся: нечем облиться — ни ведра, ни ковша. Что делать? Тут подходит старая знакомая: «Батюшка, у меня нет ведра, но есть канистра, хотите облиться?»

Но это ещё не всё. Преподобный Серафим оставил удивительные и ясные пророчества о будущем России. А это уже касается каждого из нас, хотя бы и неверующего. Ибо они сбываются. Сохранились также многие советы святого старца о том, как устроить свою жизнь каждому человеку, чтобы она стала лучше, чище, счастливее. И каждый, кто сегодня обращается к преподобному, рано или поздно начинает ощущать присутствие святого Серафима в своей жизни и получать то благо, которое подаёт через своего святого Отец наш Небесный — всеблагой Бог.

Настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН

ПОУЧЕНИЯ И НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА

«Очень полезно заниматься чтением Слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение кроме других добрых дел Господь не оставит человека Своею милостью, но исполнит его дара разумения. Когда же человек снабдит душу свою Словом Божиим, тогда исполняется разумением того, что есть добро и что есть зло».

«Человек по телу подобен зажжённой свече. Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа безсмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле: «…какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мк.8,36) — за которую, как известно, ничто в мире не может быть выкупом. Если одна душа сама по себе драгоценнее всего мира и царства мирского, то несравненно дороже Царство Небесное. Душу же почитаем драгоценнее всего по той причине, как говорит Макарий Великий, что Бог ни с чем не благоволил сообщиться и соединиться своим духовным естеством, ни с каким видимым созданием, но с одним человеком, которого возлюбил более всех тварей Своих».

В письменных наставлениях прп.Серафима Саровского читаем: «Мир душевный приобретается скорбями. Святое Писание говорит: «проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой» (Пс.65,12). Хотящим угодить Богу путь лежит сквозь многие скорби. Как ублажать нам святых мучеников за страдания, которые претерпели они ради Бога, когда мы не можем стерпеть и огневицы?» (Из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря»).

«Терпение есть трудолюбие души, а трудолюбие состоит и в добровольных трудах, и в перенесении невольных искушений. Ум, получивший некоторую часть безстрастия, иногда бывает непоколебим, но без дел не опытен. Кто переносит с молитвою удары невольных искушений, тот делается смиренным, благонадёжным и опытным. Кому дана вера, от того требуется воздержание, которое, укореняясь, рождает терпение — навык многотрудный. Знаком терпения служит любовь к трудам; опираясь на них, ум надеется получить обетование будущих благ» (Из Жития прп.Серафима Саровского).

Велика сила молитвы, она более всего приносит Духа Божьего... Она как бы всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа».

Однажды преподобного навестила купеческая семья, в которой молодая женщина была постоянно притесняема мужем и свекровью. Когда они шли лесом, женщина робко попросила у мужа серебряную монету, чтобы отдать её старцу. «Благодать не покупается», — сурово ответил муж. Серафим принял их, а молодую женщину встретил с особой лаской. Свекровь попыталась было вручить старцу монету, старец ответил: «Благодать не покупается».

Два брата приехали в Саров и пошли к старцу (это были два брата Волконских); он одного из них принял и благословил, а другому и подойти к себе не дал, замахал руками и прогнал. А брату его про него сказал, «что он замышляет недоброе, что смуты не кончатся хорошим и что много будет пролито слёз и крови», и советовал образумиться вовремя. И точно, тот из братьев, которого он прогнал, попал в беду и был сослан: князь Сергей Волконский (1788—1865) был членом Союза благоденствия и Южного общества, приговорён к каторжной работе и отправлен на Нерчинские рудники на 15 лет.

предыдущая    следующая