Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Рождество Христово

ХРАМ, СТЕРЕГУЩИЙ НЕБО

— …И вот приезжает комиссия и начинает обследовать котлован: вправду ли вода в нём такая грязная, вправду ли от неё идёт гнилой запах на весь квартал и вправду ли это рассадник заразы. Посмотрели — всё вроде бы чисто; понюхали — никакого гнилого запаха нет. И всё же мы видим, что у комиссии сомнения ещё не вполне рассеялись. И тогда выходит один из наших охранников и заявляет: «Да что вы! Какая тут грязь? Да я каждое утро моюсь этой водой!» — «Как? И вы не боитесь чем-нибудь заразиться?» — «Чем же тут можно заразиться, если это котлован вырыт для храма Божия! Да в нём и вода святая!» Против этого довода комиссия ничего не смогла возразить, и мы спокойно продолжили строительство.

Так рассказывал нам прот.Андрей Щербан, настоятель не достроенного пока храма Рождества Христова на Суворовском проспекте. Внимательные читатели нашей газеты, наверное, помнят этого батюшку: несколько лет назад в материале «Кто против Рождества Христова» он рассказывал о том, с какими неожиданными трудностями столкнулся приход будущего храма. Противники православия организовали тогда целое общественное движение, весьма недовольное тем, что в городе появится ещё один храм. Протестующих не смущало то, что храм на этом месте стоял с XVIII века и, следовательно, нынешнее строительство — это не что иное, как восстановление исторического облика Суворовского проспекта, а значит, и города в целом…

Мы и встретились с о.Андреем Щербаном в немалой степени затем, чтобы узнать, чем закончилась эта странная битва с Рождеством Христовым. Но для отца Андрея она уже вчерашний или даже позавчерашний день: всё дурное ушло, храм почти построен, и приход давно живёт другими заботами, другими тревогами, другими радостями. Батюшка говорит:

— Я благодарен нашему священноначалию за то, что с таким терпением они читали все жалобы на нас, писали продуманные ответы. Я благодарен тем средствам массовой информации, которые не раздували скандал, не преувеличивали его. Я благодарен моим прихожанам, которые нашли в себе силы и кротость выслушивать постоянные нападки наших недоброжелателей. И я на этих недоброжелателей тоже не обижаюсь: пусть мы с ними придерживаемся разных взглядов — духовная основа у нас одна, все мы, в конечном счёте, воспитаны на евангельских принципах. Если человек живёт по совести — значит, правда Божия не может быть для него совершенно чужда, значит, и справедливость не пустое для него понятие. А справедливость в данном случае заключается в том, чтобы вернуть храм на его законное место.

И отец Андрей начинает рассказывать о том, какое духовное значение имело лично для него строительство храма:

— Вы подумайте: я 22 года прослужил чтецом, затем — диаконом, а затем и священником в Спасо-Преображенском соборе! Служил в этом несказанном благолепии, в благоустроенности, в окружении таких маститых протоиереев, моих учителей, как о.Николай Гундяев, о.Борис Глебов, и многих других. Воистину как у Христа за пазухой! Но, знаете, находясь в таком благолепии, я всегда понимал, что эта сказка когда-нибудь закончится. Так и вышло: Господь постепенно готовил меня к тому, чтобы я пришёл сюда, на совершенно неустроенное место, — даже не на голую землю, а в подземелье, откуда нужно было с трудом подниматься к свету.

Но построить храм — как ни трудно, а это полдела. Епископ Назарий, возглавляющий попечительский совет храма, однажды на проповеди сказал нам: «Да, храм здесь непременно будет, но храм — это только стены… Нужно, чтобы здесь наладилась настоящая приходская богоугодная жизнь, потому что какой смысл в этих стенах, если внутри не будет мира, любви и понимания?» Наш приход зарегистрирован в 2005 году — тогда в нём было около двенадцати человек — и стал с каждым годом увеличиваться. Мы сейчас по благословению владыки проводим по субботам и воскресеньям Божественные литургии в нашей часовне, служим в великие и праздничные дни… И в рабочие дни тоже служим семичасовые литургии, чтобы люди успели на работу. У нас уже несколько семей повенчались, постоянно проходят крещения — и людей не смущает теснота, скромность, не смущает, что нет у нас пока той петербургской пышности, какую люди привыкли видеть в наших соборах. Для людей важно само это место.

Расскажу такой случай. Когда здесь ещё велись раскопки, в восточной части нашего участка, слева от алтаря, мы нашли блиндаж времён войны. Хороший, прочный блиндаж, с печкой, с деревянным полом и стенами, обшитыми досками… Мы стали искать сведения, откуда он мог здесь взяться. Оказалось, что во время войны здесь стоял расчёт зенитчиков, которые охраняли наше небо: под землёй блиндаж, а наверху — зенитный комплекс. Мы, конечно, были глубоко взволнованы такой находкой, и именно поэтому приурочили освящение нашего поклонного креста к празднованию 70-летия Победы — вместе с освящением здесь была отслужена специальная заупокойная лития по всем защитникам и жителям блокадного города.

Видимо, в этой находке есть большой духовный смысл: зенитчики, вырыв свой блиндаж у алтаря бывшего храма, охраняли небо над нашим городом, и храм — он ведь тоже охраняет нас от духов злобы поднебесных, стережёт духовные рубежи нашей земли… А отец Андрей продолжает:

— Был и такой случай: однажды мы нашли здесь конусную часть фугасной бомбы. Я как увидел её, так сразу решил оттащить в сторону от стройки такую опасную находку. И пока я тащил её по земле, ничего с ней не происходило, но когда я поволок её по бетонной земле, от трения она вдруг начала издавать острый неприятный запах, а потом от неё повалил такой дым, что всю стройплощадку затянуло дымовой завесой. Признаться, всем нам стало не по себе. А вы ещё учтите, что в это самое время у меня была назначена встреча с петербургскими телевизионщиками!.. И вот вижу: приехало телевидение — и давай снимать всё, что происходит! Что делать — я ума не приложу! Начали заливать эту бывшую бомбу водой — никакого толку, дым валит по-прежнему. Наконец кто-то догадался зачерпнуть глинистой жижи со дна котлована, и когда этой жижей полили нашу находку, она наконец перестала подавать признаки жизни. А теперь эта конусная часть бомбы хранится у нас в храме — и знаете в каком качестве? Мы её перевернули, насыпали в неё песочек, приставили к распятию, и получился такой своеобразный подсвечник, настоящее поминальное место. Так она и стоит, не навредив никому.

Скоро завершится наше строительство, скоро наш храм в полном блеске вернётся в родной город. Очень всем нам хочется, чтобы к тому времени Советские улицы переименовали в Рождественские. Нет, не переименовали, — возвратили им исконные названия. Всё-таки имя, оно не только для человека, но и для корабля, для площади, для улицы — очень важное дело: раз мы даём им имена — значит, в этом есть некий священный смысл. Наши улицы были названы Рождественскими, а потом это имя у них отобрали… Представьте: человек был крещён Иваном, а потом пришёл большой начальник и сказал: «Нет, ты уже не Иван, ты отныне будешь Петром!» И правильно мудрость гласит: кто родил, кто создал, тот и имеет право назвать, и никто не может переименовывать. Если хочешь дать своё имя — роди или построй, создай, тогда и называй, ты на это имеешь право. Поэтому мы будем ещё раз просить о возвращении Советским улицам первоначального имени. И подумайте: когда здесь, посреди Рождественской площади, будет стоять Рождественский храм, а вокруг протянутся Рождественские улицы, — ведь это будет наш северный Вифлеем! Мне кажется, что второго такого места во всём мире не будет! И какой бы это стал центр народных празднеств — встреч Нового года и Рождества Христова! Ведь что мы отмечаем 7 января? Приход в мир Спасителя — да, это так. Но если подумать, это не только Христово Рождество: каждый из нас с этого времени рождается для жизни. Прежде, во времена Ветхого Завета, люди рождались для смерти, потому что ничего, кроме преисподней, у них впереди не было, а теперь мы можем выбрать жизнь. Поэтому Рождество имеет для нас значение и личное, лишь бы в праздновании его не терялось духовное содержание. Я хочу обратить на это внимание: слава Богу, в нашей стране люди ещё чувствуют глубокий духовный смысл, связанный с Рождеством Христовым. Взгляните на Запад: там этот смысл давно утерян, там уже не говорят о Рождестве Христовом, но просто о Рождестве. Чьём? Твоём или моём? Нет, мы-то помним: Христовом Рождестве! Только тогда этот праздник приобретает общенациональный, всенародный характер. И где человек должен проводить при этом время? Конечно, в храме, — молиться и причащаться Святых Христовых Таин. Только такое глубокое приобщение к празднеству и даёт человеку радость и духовное возрастание. И я бы хотел, чтобы в нашем государстве навеки осталось духовное понимание этого великого православного праздника.

Записал Алексей максимов

предыдущая    следующая