Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
— Вы упомянули о владыке Вениамине…
— Да, я на помазание подхожу в Псково-Печерском монастыре, а владыка говорит: «Этот юноша пусть завтра ко мне к двум часам придёт». А я-то про себя думаю, что, может, кому-то другому владыка сказал, а он на меня посмотрел и отвечает: «Тебе, тебе». Говорили о стяжании Духа Святаго. Владыка очень мудро говорил о беседе с Мотовиловым. Мне было многое непонятно: ведь я ещё только начальный человек, а владыка о такой святости говорит. Я про себя думаю: «Господи! Как владыка хорошо говорит, мудро, но я ничего не понимаю, как это стяжать Духа Святого». Он подошёл, по головке постучал: «Ванюшка, сейчас непонятно, потом всё будет понятно!» Прозрев, прозрев, так ответил. Вот какие святые были люди!
— Батюшка, вы и преподобного Симеона, в честь которого наш Дом трудолюбия, тоже знали и ходили за сорок километров к нему.
— К старцу Симеону ходил пешком, после войны. Не было ни автобусов, ничего, пешочком, мешочек за спину. У нас этот мешок назывался «лямошник», лямки были, поэтому «лямошником» называли, по-псковски. Я по-псковски всё говорю. Пушкин-то наш тоже пскович. И вот туда с мешочком за день дойду и обратно за день дойду. Батюшка нас в кучку-то соберёт: «Кайтесь, кайтесь!» Мы говорим грехи свои, он потом епитрахилькой прикроет, и мы к Причастию идём.
— И вы, батюшка, поступаете так же.
— Да, я вот всех пятьсот человек в нашем храме благословлю, потом батюшки разрешают. Ну, конечно, разрешительные-то молитвы всё равно прочесть нужно. Могут и не подходить к батюшке. Кто поисповедовался хорошо, может к кресту и Евангелию подойти и благодарить Бога.
— В духовной жизни случаются ошибки. Как их избежать?
— Ошибаются все… Даже большие молитвенники и то ошибались, и впадали в грех. Читаешь святых мучеников. Помнишь, двое — Никифора и Саприкия? Они поссорились: один стал мучеником, а тот, который не простил — «ни в сей жизни не прощу, ни в будущей», — умер без покаяния, а другой мученическую смерть принял. Вот так. Всё Господь даёт нам. Только нужно, чтобы были послушание, кротость и смирение. Они сохраняют нас от ошибок. А когда мы в гордости, то вспомним: сатана погордился — с неба свалился, а человек погордился — во аде очутился. Будем всегда в кротости пред Господом, помня, что «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать».
— Батюшка, а как покаянный настрой сохранить?
— Через молитву, через покаянный канон, особенно великопостный. Как во дни Великого поста Церковь поёт: «Откуда начну плакатися окаянного моего жития?» Каждый человек в этом мире согрешает, «несть человек иже жив будет и не согрешит, Ты бо един кроме греха, и правда Твоя — правда во век, и слово Твое — истина». Слово Господне — истина. И эту истину мы должны соблюдать. А мы часто, как Крылов писал, как рак, лебедь и щука. Хотели поклажу довезти, впряглись: лебедь тянет в облака, щука тянет в воду, а рак пятится назад — а воз и ныне там. Вот так бывает и в духовной жизни. Мы стоим и толчёмся на одном месте. А почему? Потому что приобрести нужно опыт духовный. Вот старцы, они имели духовный опыт, видели человека, что он немощен, и подсказывали, как лучше вести себя, как идти к Богу.
— А что способствует, батюшка, молитве, как на неё настроиться?
— Нужно найти тишину, проводить время в тишине. Рождается молитва в тишине. Вот здесь (в деревне) ни звука, ни собаки не лают, ничего не мешает. Вот в тишину выйду — и природа! С природой нужно общаться тоже. Господь дал нам всё — «вся премудростию сотворил еси». В этой тиши и безмолвники получали откровение и утешение. Помнишь, как Моисею Господь сказал: «Изуй обувь, ибо место сие свято есть».
— Батюшка, у вас всегда на службе много причастников, пятьсот-шестьсот человек. Скажите, пожалуйста, о Литургии, о её значении в нашей жизни, когда человек, казалось бы, уже не может нести тех подвигов, которые прежде несли святые.
— Литургия не только живит, она обоготворяет даже вселенную, она несёт дары благодати Духа Святого. Литургия святая! Потому что Господь даёт нам, чтоб мы жили по Нему, и даёт нам Своё Тело, и даёт нам Свою Кровь, чтобы мы обожились в этой жизни. Как и на горе Фавор, помнишь, Свет Фаворский? Святой Григорий Палама говорил, что этот Свет нетварный, а католические два монаха говорили, что этот Свет был тварный. Это нетварный был Свет, потому что Пётр сказал: «Господи, хорошо нам здесь быти; если хочешь, сделаем здесь три кущи…» (Мф. 17. 4). Они даже забыли о себе, им не надо кущи, а только Моисею, Илии и Господу. Вот так и нам надо жить: заботиться не только о себе, но и о других. А то мы часто заботу проявляем только о себе. Особенно надо заботиться о детях, о сиротах.
— Батюшка, что для вас самое важное в молитве?
— Важно в молитве, конечно, сосредоточение, когда мы сосредоточенные и в храме, и дома. Чтобы думали постоянно о Боге, постоянно. Постоянная память о Боге! Не забывали, и тогда легче отойти от греха. А когда мы забываем о Боге, то и вражок может подкинуть что-нибудь. Постоянная память о Боге! Но это очень трудно. Надо следить за собой, не осуждать никого. Человека осудил, а завтра сам ещё в больший грех впадёт. Поэтому не осуждайте, как Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7. 1).
— Батюшка, подскажите, пожалуйста, как, молясь, глубже всего познать Христа?
— Иисусова молитва и даёт нам ведение Христа. Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И уже мы обращаемся к Господу, и Он должен стоять перед нами. Мы должны быть всегда открыты для Господа, а не думать, что мы помолились, сходили на службу, отдали долг и теперь можно заниматься, чем хочешь. Нам нужно научиться ходить пред лицем Божиим. Как батюшка Серафим Вырицкий, сколько у него было забот в миру, но умом он был в Боге.
— Иисусову молитву на всяком месте можно читать? И в пути, и когда ты трудишься?
— Обязательно. Обязательно в труде. Вот я вчера смотрел телеканал «Союз», и там монахиня, она даже картины пишет с Иисусовой молитвой. Всем дана эта молитва. И старцы… они только жили этой молитвой. Батюшка отец Николай постоянно молился Иисусовой молитвой. Мы, конечно, и канты пели, чтобы душа наша была расцветшей, как розы расцветают, чтобы в душе нашей была радость, радость и покой.
— Батюшка, а как познавать волю Божию?
— Это очень трудно. Просим у Господа: «Научи мя творити волю Твою». Господь этому научает, человек не может научить.
— Дорогой батюшка, сердечно благодарим вас! Какое благословение вы дадите нашим деткам, которые сейчас в Доме трудолюбия, и всем, кто трудится в Детской миссии?
— Я уже сказал, чтобы приучались к труду. Дадут и курочек, дадут и козочек, и земелька дана. Важно, чтобы приучались к труду крестьянскому, чтобы они видели этот тяжёлый крестьянский труд. Поэтому надо детям трудиться. Беречь всё, что Господь даёт, природу беречь. Помнишь, как Некрасов пишет:
…Плакала
Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной…
И она плакала, потому что лес вырубили, и уже не было этой красоты. Поэтому мы должны природу беречь, возделывать природу, как Господь сказал. Важно, чтобы дети любили природу.
— Здесь замечательные места. Дети уже не раз ездили в Михайловское.
— Да, да, чтобы они посещали монастырь и любили Господа.
Вопросы задавал иеромонах Варнава (Снытко). Взято из журнала «ДЕТСКАЯ МИССИЯ» 2018, № 5