Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Батюшка дорогой, дорогой батюшка

БЕСЕДА С БАТЮШКОЙ О МОЛИТВЕ

— Вы упомянули о владыке Вениамине

— Да, я на помазание подхожу в Псково-Печерском монастыре, а владыка говорит: «Этот юноша пусть завтра ко мне к двум часам придёт». А я-то про себя думаю, что, может, кому-то другому владыка сказал, а он на меня посмотрел и отвечает: «Тебе, тебе». Говорили о стяжании Духа Святаго. Владыка очень мудро говорил о беседе с Мотовиловым. Мне было многое непонятно: ведь я ещё только начальный человек, а владыка о такой святости говорит. Я про себя думаю: «Господи! Как владыка хорошо говорит, мудро, но я ничего не понимаю, как это стяжать Духа Святого». Он подошёл, по головке постучал: «Ванюшка, сейчас непо­нятно, потом всё будет понятно!» Прозрев, прозрев, так ответил. Вот какие святые были люди!

— Батюшка, вы и преподобного Симеона, в честь которого наш Дом трудолюбия, тоже знали и ходили за сорок километров к нему.

— К старцу Симеону ходил пешком, после войны. Не было ни автобусов, ничего, пешочком, мешочек за спи­ну. У нас этот мешок назывался «лямошник», лямки были, поэтому «лямошником» называли, по-псковски. Я по-псковски всё говорю. Пушкин-то наш тоже пскович. И вот туда с ме­шочком за день дойду и обратно за день дойду. Батюшка нас в кучку-то соберёт: «Кайтесь, кайтесь!» Мы го­ворим грехи свои, он потом епитрахилькой прикроет, и мы к Причастию идём.

— И вы, батюшка, поступаете так же.

— Да, я вот всех пятьсот человек в нашем храме благословлю, потом батюшки разрешают. Ну, конечно, разрешительные-то молитвы всё равно прочесть нужно. Могут и не подходить к батюшке. Кто поисповедовался хорошо, может к кресту и Евангелию подойти и благодарить Бога.

— В духовной жизни случаются ошибки. Как их избежать?

— Ошибаются все… Даже большие молитвенники и то ошибались, и впадали в грех. Читаешь святых му­чеников. Помнишь, двое — Никифора и Саприкия? Они поссорились: один стал мучеником, а тот, кото­рый не простил — «ни в сей жизни не прощу, ни в будущей», — умер без покаяния, а другой мученическую смерть принял. Вот так. Всё Господь даёт нам. Только нужно, чтобы были послушание, кротость и смирение. Они сохраняют нас от ошибок. А когда мы в гордости, то вспомним: сатана погордился — с неба свалил­ся, а человек погордился — во аде очутился. Будем всегда в кротости пред Господом, помня, что «Бог гор­дым противится, а смиренным даёт благодать».

— Батюшка, а как покаянный на­строй сохранить?

— Через молитву, через покаянный канон, особенно великопостный. Как во дни Великого поста Цер­ковь поёт: «Откуда начну плакатися окаянного моего жития?» Каждый человек в этом мире согрешает, «несть человек иже жив будет и не согрешит, Ты бо един кроме греха, и правда Твоя — правда во век, и сло­во Твое — истина». Слово Господне — истина. И эту истину мы должны соблюдать. А мы часто, как Крылов писал, как рак, лебедь и щука. Хотели поклажу довезти, впряглись: лебедь тянет в облака, щука тянет в воду, а рак пятится назад — а воз и ныне там. Вот так бывает и в духов­ной жизни. Мы стоим и толчёмся на одном месте. А почему? Потому что приобрести нужно опыт духовный. Вот старцы, они имели духовный опыт, видели человека, что он не­мощен, и подсказывали, как лучше вести себя, как идти к Богу.

— А что способствует, батюшка, мо­литве, как на неё настроиться?

— Нужно найти тишину, проводить время в тишине. Рождается молит­ва в тишине. Вот здесь (в деревне) ни звука, ни собаки не лают, ниче­го не мешает. Вот в тишину выйду — и природа! С природой нужно об­щаться тоже. Господь дал нам всё — «вся премудростию сотворил еси». В этой тиши и безмолвники получали откровение и утешение. Помнишь, как Моисею Господь сказал: «Изуй обувь, ибо место сие свято есть».

— Батюшка, у вас всегда на служ­бе много причастников, пять­сот-шестьсот человек. Скажите, пожалуйста, о Литургии, о её зна­чении в нашей жизни, когда че­ловек, казалось бы, уже не может нести тех подвигов, которые пре­жде несли святые.

— Литургия не только живит, она обоготворяет даже вселенную, она несёт дары благодати Духа Свя­того. Литургия святая! Потому что Господь даёт нам, чтоб мы жили по Нему, и даёт нам Своё Тело, и даёт нам Свою Кровь, чтобы мы обожились в этой жизни. Как и на горе Фавор, помнишь, Свет Фавор­ский? Святой Григорий Палама го­ворил, что этот Свет нетварный, а католические два монаха говорили, что этот Свет был тварный. Это не­тварный был Свет, потому что Пётр сказал: «Господи, хорошо нам здесь быти; если хочешь, сделаем здесь три кущи…» (Мф. 17. 4). Они даже забыли о себе, им не надо кущи, а только Моисею, Илии и Господу. Вот так и нам надо жить: заботиться не только о себе, но и о других. А то мы часто заботу проявляем только о себе. Особенно надо заботиться о детях, о сиротах.

— Батюшка, что для вас самое важ­ное в молитве?

— Важно в молитве, конечно, сосре­доточение, когда мы сосредоточенные и в храме, и дома. Чтобы думали постоянно о Боге, постоянно. По­стоянная память о Боге! Не забыва­ли, и тогда легче отойти от греха. А когда мы забываем о Боге, то и вражок может подкинуть что-нибудь. Постоянная память о Боге! Но это очень трудно. Надо следить за со­бой, не осуждать никого. Человека осудил, а завтра сам ещё в больший грех впадёт. Поэтому не осуждайте, как Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7. 1).

— Батюшка, подскажите, пожалуй­ста, как, молясь, глубже всего по­знать Христа?

— Иисусова молитва и даёт нам ведение Христа. Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Бо­жий, помилуй мя, грешного». И уже мы обращаемся к Господу, и Он дол­жен стоять перед нами. Мы должны быть всегда открыты для Господа, а не думать, что мы помолились, сходили на службу, отдали долг и теперь можно заниматься, чем хочешь. Нам нужно научиться ходить пред лицем Божиим. Как батюшка Серафим Вырицкий, сколько у него было забот в миру, но умом он был в Боге.

— Иисусову молитву на всяком ме­сте можно читать? И в пути, и ког­да ты трудишься?

— Обязательно. Обязательно в тру­де. Вот я вчера смотрел телеканал «Союз», и там монахиня, она даже картины пишет с Иисусовой молитвой. Всем дана эта молитва. И старцы… они только жили этой молитвой. Батюшка отец Николай постоянно молился Иисусовой мо­литвой. Мы, конечно, и канты пели, чтобы душа наша была расцветшей, как розы расцветают, чтобы в душе нашей была радость, радость и покой.

— Батюшка, а как познавать волю Божию?

— Это очень трудно. Просим у Господа: «Научи мя творити волю Твою». Господь этому научает, человек не может научить.

— Дорогой батюшка, сердечно благодарим вас! Какое благословение вы дадите нашим деткам, которые сейчас в Доме трудолюбия, и всем, кто трудится в Детской миссии?

— Я уже сказал, чтобы приучались к труду. Дадут и курочек, дадут и ко­зочек, и земелька дана. Важно, чтобы приучались к труду крестьянскому, чтобы они видели этот тяжёлый кре­стьянский труд. Поэтому надо детям трудиться. Беречь всё, что Господь даёт, природу беречь. Помнишь, как Некрасов пишет:

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой, нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной…

И она плакала, потому что лес вырубили, и уже не было этой красоты. Поэтому мы должны природу беречь, возделывать природу, как Господь сказал. Важно, чтобы дети любили природу.

— Здесь замечательные места. Дети уже не раз ездили в Михайловское.

— Да, да, чтобы они посещали мона­стырь и любили Господа.

Вопросы задавал иеромонах Варнава (Снытко). Взято из журнала «ДЕТСКАЯ МИССИЯ» 2018, № 5

предыдущая    следующая