Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

С 14 по 27 августа — Успенский пост

В ПОКАЯНИИ — ПРОЗРЕНИЕ

Духовная жизнь построена на парадоксах. Так, до обращения к Богу человек не замечает за собой грехов и даже не предполагает, что ему надо в чём-то каяться; а после обращения — признает себя грешником. До обращения к Богу мы видим в себе мнимую праведность; а когда обретаем Бога, то начинаем прозревать свою греховность и немощность. Получается, что наше самовоззрение очень ошибочно, пока в душу не прольётся Божий свет.

В признании своей праведности — слепота, а в покаянии — прозрение. И собственно продвижение вперёд бывает только тогда, когда мы наконец-то чувствуем, осознаём, насколько мы сами по себе немощны, неустойчивы без Бога. Парадокс именно в том, что душа, признающая себя погибшей, спасается, а считающая себя спасшейся — погибает. Оценивать своё продвижение вперёд по внешним признакам — ошибка. Она обернётся тем, что мы начнём замечать за собой мнимые успехи, станем специально подсчитывать, сколько всего хорошего мы сделали: нищему дали милостыню, бабушку перевели через дорогу, матом ругаться давно перестали, не пьём до упаду, не курим, никого не бьём — нас хоть в рай помещай. За подобным статистическим учётом в душу входит самомнение, а за самомнением — падение.

Вот, к примеру, один молодой человек решил бросить курить. Он расстался с курением в первый день Великого поста — прекрасно. После этого в туалете, где он раньше курил, он приклеил к дверце сигарету и написал: «Я сам». Таким жестом он хотел подчеркнуть, что в нём нашлись силы победить свою немощь, так что к сигаретам теперь он совсем равнодушен. Однако через два года, когда навалились трудности, он опять начал курить, и очень помногу. Вот что значит «я сам», вот что значит считать себя крепким духом. Именно поэтому евангельское совершенство начинается с заповеди: «Блаженны нищие духом…» Все наши духовные победы могут быть достигнуты только Божией силой, а самим себе доверять нам нельзя.

Духовную жизнь надо выстраивать не посредством подсчёта своих добрых дел, а посредством выявления в себе конкретных немощей, которых мы раньше не замечали и над которыми следует трудиться в ближайшее время. Загляни-ка внутрь себя и посмотри, что там с твоими сердечными чувствами, когда тебя несправедливо обвинили, обругали, когда тебе предпочли другого, — и ты увидишь, много ли в тебе христианского.

В «Достопамятных сказаниях» рассказывается, как братия хвалили авве Антонию одного монаха. Когда монах пришёл, святой Антоний решил испытать, перенесёт ли он оскорбление, и, увидев, что не переносит, сказал: «Ты похож на село, которое на вид красиво, а по сути разграблено разбойниками». Так и у нас, когда внешне всё благопристойно, а внутри мы раздираемся страстями: обидами, негодованием, поиском своей личной «правды». Если я выхожу из себя от чьей-то шутки или попрёка, то, значит, духовного возрастания во мне нет. Если всего лишь чьи-то слова способны лишить меня душевного равновесия, то где во мне духовная прочность и зрелость?

Духовно мы продвигаемся вперёд только тогда, когда негатив от других людей, их упрёки, негодование, раздражение уже не погашают в нас любви к ним. Когда душа настолько любит, что никакой обидой ранить её невозможно. Когда мы начинаем радоваться за успехи ближних, забывая о самих себе, — вот, может быть, первые проявления добра внутри нас. Но это вершится лишь в свете стремления к Богу и искреннего покаяния в своих душевных немощах.

В этом смысле и исповедь должна быть не формальным перечислением общих всем нам недостатков, а прежде всего исповеданием конкретных своих духовных проблем, болевых точек в своей жизни, которые с ходу разрешить тяжело. Посмотри-ка повнимательней, на чём ты постоянно претыкаешься, в чём тебе, может, и признаться-то стыдно, — вот это и нужно исповедовать, тогда точно на месте не будет застоя. Да поможет всем нам Господь не ошибиться на пути духовной жизни.

Священник Валерий ДУХАНИН, кандидат богословия

предыдущая    следующая