Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Мысли по поводу

«НЕУСТРОЙСТВО СЕМЬИ РАССТРАИВАЕТ ВСЮ ВСЕЛЕННУЮ»

Эти слова свт.Иоанна Злато­уста наглядно показывают, что внутрисемейными распрями и межличностными конфликтами человек приносит много бед не только окружающим, но и самому себе. Как со­здать хорошую семью, как правильно вести себя каждому члену семьи, размышляет член епархиального Общества православных психологов во имя свт.Феофана Затворника кандидат психологических наук Николай Николаевич ЛЕПЁХИН.

— В Священном Писании чётко написано: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2,18); «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей…» (Быт.2,24); «Почитай отца твоего и мать твою…» (Исх.20,12). Интересно, что первую и последнюю заповедь все, как правило, помнят, а вот о том, что надо оставить отца и мать и прилепиться к жене своей, — забывают. Или не понимают, что это вовсе не призыв бросить родителей на произвол судьбы (тем более старых и больных), но создать свою семью, родить и воспитать детей.

Православие рассматривает семью как школу любви. Где человеку научиться христианской любви? Только в семье. Младенец получает первый опыт любви, когда видит улыбающееся лицо матери, её полные нежности глаза. Затем он наблюдает, как складываются отношения отца и матери. Со временем он научается эту любовь отдавать. Но детей этому надо учить, чтобы в семье формировался идеал любви, а не стяжания, алчности, личного благополучия. И тогда семья станет столбовым путём спасения человеческой души.

После грехопадения наших прародителей Адама и Евы природный эгоцентризм, присущий каждому человеку, заставляет нас многие вещи видеть односторонне. И только благодаря любви, благодаря семейной жизни мы начинаем воспринимать всё более широко и правильно. Церковь хорошо понимает духовную ценность семьи, поэтому в Таинстве венчания при благословении молодожёнов говорит о мире, о единомыслии душевном, телесном и духовном. В частности, цитата из свт.Григория Богослова говорит, что супруги заменяют друг другу и руки, и ноги, и глаза, и уши. И благодаря этому становятся сильнее.

Какие же подводные камни могут разбить лодку семейного счастья? Очень важно, чтобы каждый член семьи понимал свою роль, своё место. Бабушкам и дедушкам надо помнить, что семья, которую создаёт их сын или дочь, — это уже другая семья, в жизнь которой нельзя вмешиваться. Нельзя свой личный опыт (каким бы хорошим родителем вы ни были), как шаблон, накладывать на своих детей — у них должен быть свой путь. Поймите, ваш сын уже не только ваш сын, — он муж и отец, он должен сам управлять своей семьёй. Ибо, как сказал ап.Павел, «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1Тим.3,5). То есть если ты научился управлять собственным домом — значит, и в другом каком месте твоё служение будет благодатным, безконфликтным и правильным. Жена не должна страдать от того, что муж мало уделяет ей и детям времени, пропадая в семье своих родителей.

Также бабушке надо помнить, что её дочь теперь сама стала мамой и женой, и глава её семьи отныне муж. Не заставляйте дочь мучительно выбирать, кого слушаться — маму или мужа.

Частенько молодая семья находится в материальной зависимости от родителей, а те не упускают возможности диктовать свои условия. И дети (внуки) не всегда понимают, кого слушать, маму-папу или бабушку и дедушку. Увы, они больше прислушиваются к тому, что скажет бабушка, а не к тому, что скажет мама, а тем более папа. Всё это может в итоге привести к развалу семьи. Поэтому между бабушками-дедушками (свекровью, свёкром, тёщей, тестем) и молодой семьёй должна быть определённая дистанция.

Какова же идеальная модель семьи? Это супружеская целостность между мужем и женой, соответствие словам Божиим: «…оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью…» (Мф.19,5). Эта связь между мужем и женой должна быть даже ближе, чем между матерью и детьми. Потому что именно благодаря любви и согласию между супругами дети учатся, как проявлять свою личную любовь. Для них это образец семейных отношений. А если существует перекос: мама занята только детьми, а муж оказывается на положении добытчика-гостя, или муж занят своими делами, а жена в роли домработницы, — это неправильно.

Супруги также должны помнить, что у каждого из них есть потребности чисто душевные, а есть телесные. И если нет удовлетворения этих потребностей, возникает напряжение. Но и в удовлетворении их очень важно знать меру. Например, потребность собственности: «мой муж», «моя жена». Если мы чрезмерно растим в себе эту потребность — возникает чувство собственности. Если мы чрезмерно начинаем заботиться о повышении социального статуса (чтобы всё как у людей) — развивается тщеславие. Чрезмерная независимость («Что ты мне указываешь, я сам себе голова!») взращивает гордыню. Потребность в материнстве — святая потребность, но если мама вся уходит в ребёнка (особенно если ребёнок больной), а муж вытесняется на обочину семейной жизни, есть опасность, что его кто-то подберёт. 

Чувство собственности рождает ревность, чрезмерные знаки внимания могут родить избалованность, сверхопека — нежелание брать на себя ответственность или взрыв возмущения. Поэтому должна быть духовная трезвость, понимание, для чего семья создаётся.

Для православных особенно важно, чтобы духовная потребность реализовывалась правильно, ибо нередко в православных семьях есть попытки использовать религию как средство власти. По форме это как бы реализация духовной потребности, а на деле — давление на вторую половину, утверждение своего лидерства.

Изгнание эротического момента из семейных отношений из-за беременности, болезни или морализаторства в связи с постами уничтожает единомыслие телесное, о котором говорится в венчальной молитве. Видите, нам ничего не надо придумывать — обо всём сказано в Священном Писании.

Стоит задуматься и над таким вопросом: что важнее — семья как средство реализации моих личных мотивов и устремлений (того же профессионального развития) или семья как главная цель, но тогда я должен (должна) уступить, чем-то поступиться. Чаще всего чем-то поступаться приходиться женщинам — бросать карьеру, потому что ей нужно больше времени посвящать мужу и детям. Вспоминаются слова Спасителя: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12,24). Хотя не всякая женщина способна принести такую жертву. Всё чаще стали возникать конфликты в ходе борьбы за лидерство: супруги спорят, кто в семье главный. Хочу сказать, что даже если женщина зарабатывает больше мужа, даже если занимает более высокую должность, — дома она должна быть заботливой мамой и любящей женой. Если же она захочет занять место мужчины, то в итоге ей придётся исполнять роль и женщины, и мужчины в семье, т.е. она останется одна.

Сегодня из 100 заключённых браков примерно 50 распадаются. Причём инициаторами разводов чаще бывают женщины. 30% распавшихся семей приводят грустную и нелепую причину: не сошлись характерами. Но ведь именно разно­образие характеров, свойств, интересов и создаёт необходимое ощущение семьи, где каждый — неповторимая личность. И прежде чем подать на развод, неплохо бы вспомнить русскую народную мудрость: «Семь раз отмерь — один раз отрежь».

Вот вкратце перечень противоречий, которые работают на разрыв супружеской пары, на уничтожение семьи как малой церкви. Как быть? Если возникла непростая ситуация — идите на исповедь, кайтесь, идите к православному психологу — спасайте семью. И почаще вспоминайте совет ап.Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6,2).

предыдущая    следующая