Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Беседы со святыми отцами

ПОДРУЖИТЬСЯ С ГОСПОДОМ

Лазарь Четверодневный — он тоже как бы Предтеча Господень: прежде Господа он побывал в царстве смерти и вернулся оттуда. Есть что-то безконечно волнующее в этой картине: разверстая могила, отваленный камень, Господь с не просохшими от слёз глазами властно восклицает: «Лазарь, выйди вон!» — и покойник, плотно перевитый по рукам и ногам саваном, непостижимым образом идёт на Божий зов из зловонной пещеры… Сегодня о Лазаревой субботе мы беседуем с великим русским подвижником свт.Иннокентием Иркутским.

— Как бы могли вы одним словом определить смысл празднования Лазаревой субботы?

— Настоящий праздник можно назвать праздником дружества. Иисус говорит: «Лазарь друг наш успе» (Ин.11,11) — и спешит в Вифанию, несмотря на опасность там для своей жизни от иудеев. Ученики говорят также: «идем и мы, да умрем с ним» (Ин.11,16), то есть говорят то, что могла внушать только самая пламенная дружба к Лазарю. О Марфе и Марии, сёстрах его, невозможно и сомневаться: их душа и сердце как бы погребены вместе с братом и другом. Самые фарисеи, забыв свои лицемерные виды и расчёты, пришли в Вифанию не для чего другого, как утешать сестёр о смерти брата. А при гробе Лазаря — тут Иисус даже прослезился, и, конечно, не от уныния и печали, ибо сейчас скажет: «Лазаре, гряди вон», а от любви и дружбы, для которых тяжело видеть и на одну минуту возлюбленного своего в гробу, среди праха и тления. Посему-то самые иудеи заговорят: «виждь, како любляше его!» (Ин.11,36). Итак, говорю, праздник настоящий можно по всей справедливости назвать праздником дружбы.

Потому-то ныне самый удобный случай для нас наблюдать, как Господь поступает со Своими друзьями и возлюбленными. Много ли Он любит их? Так любит, что проливает слёзы на их гробе. Иисус не плакал на Своём Кресте, а над Лазарем плачет; и сделал для него то, чего не делал ни для кого: ибо воскресил его из мёртвых, уже четыредневного и смердящего.

— Хорошо быть другом Божиим! Никакая беда тебя не коснётся!

— Нет… Любовь эта делает ли друзей Господа вовсе неприкосновенными ни для какой скорби и искушений? Напротив. Как справедливо замечено апостолом Павлом, что «егоже… любит Господь, наказует». Ибо смотрите: вот семейство, которое Господь постоянно отличал Своим вниманием, среди которого во время пребывания Своего в Иерусалиме всегда находил для Себя дружеский приют и успокоение, — вот, говорю, семейство, святое, чистое, самое близкое к Господу: и, однако же, какому великому искушению и какой скорби подвергается оно теперь со смертью Лазаря! Господь, без сомнения, мог отвратить болезнь от Своего друга, но не отвратил; мог сделать её по крайней мере не смертельною, но не сделал; мог поспешить чудом и прийти в Вифанию на другой или третий день по смерти, но явился на пятый. Почему так и для чего? Потому и для того, чтобы сделать и Лазаря и сестёр его вполне орудием славы Божией, дабы дать им — и печалью Своею, и болезнью брата, и самою смертью его — послужить великому делу спасения человеческого: «да прославится Сын Божий ея ради» (Ин.11,4). Так поступает Господь с другами и присными Своими! Он блюдёт их яко зеницу ока, без Его воли не падает с главы их ни одного волоса: но это не значит того, чтобы Он непрестанно ущедрял их только благодеяниями, чтобы увеселял и питал их сладостями, подобно как поступают с детьми своими сердобольные, но неразумные матери, портя таким образом их нрав, приучая их к изнеженности и роскоши: нет, Господь премудр и не может поступать таким образом; Он нередко посылает на них такие искушения, каких не видят над собой грешники. У кого, например, из грешников требовал когда Господь в жертву Себе сына? А у Авраама требовал. Кто любезнее Ему был двенадцати учеников Его? И все они скончались за имя Его среди мучений — иной от меча, иной от креста, иной от камней. Всё это не только по любви их к Господу, но и по любви к ним Господа. Ибо для Него, как Всемогущего, ничего не стоило отвратить от них все искушения, окружить их даже всеми видами счастья земного; но Он не сделал этого, а, напротив, попустил обрушиться на них всем бедствиям, да принесением их взойдут на бо΄льшую высоту и достигнут светлейших венцов: потому что ничто так не делает человека чистым, ничто так не возвышает его в духе и не приближает к Богу, как мужественное перенесение скорбей и напастей.

— Какой же главный урок мы можем вынести из воспоминания о Лазаревой субботе?

— Перестанем же, братие мои, соблазняться и недоумевать, если видим, что кто-либо и из верных рабов Божиих терпит нападение или клевету, страдает от болезни и других зол. Ужаснёмся, напротив, и пожалеем, когда встретим счастливого во всем нечестивца. Ибо это значит, что он, как неисправимый, предоставлен уже самому себе и, по выражению Писания, восприемлет, подобно богачу евангельскому, благая в животе своем, дабы по смерти идти прямо во огнь гееннский.

Перестанем унывать и отчаиваться, когда и нас, несмотря на чистоту рук и правоту путей наших, посетит какая-либо горесть и потеря. Мы должны в этом случае не падать, а возвышаться в духе, утешаясь той мыслью, что Господь взирает на нас уже не как на малых детей, неспособных ни к какому трудному опыту и подвигу, а как на возросших, от которых с благонадёжностью можно ожидать и требовать жертв и усилий. А для этого утвердим навсегда в душе нашей мысль, что все горести и напасти земные видимо уподобляют нас Господу и Спасителю нашему, Который, во время бытия Своего на земле, не царствовал и не блаженствовал, хотя имел на то всё право, а ежедневно лишался, терпел и страдал ради спасения нашего.

предыдущая    следующая