Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

8 апреля — Светлое Христово Воскресение

ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ — ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ

Группа паломников — прихожане храма Рождества Иоанна Предтечи в дер.Юкки во главе с настоятелем протоиереем Григорием Григорьевым — посетила Святую Землю. О своих впечатлениях, в том числе о встрече Пасхи Христовой, рассказывают матушка Елена ГРИГОРЬЕВА и религиовед, главный редактор издательств «Ладан» и «Троицкая школа» иеромонах Нектарий (СОКОЛОВ).

Иеромонах Нектарий: — Я сегодня расскажу о замечательных местах Святой Земли, куда не часто возят паломников, но которые представляют немалый интерес для верующих.

Итак, есть на земле Самарии город Тайбе — единственный город на Святой Земле (это Палестинская автономия), который остаётся полностью христианским, сохранив верность Христу. А если мы заглянем в евангельские времена, то это окажется тот самый град Ефремов (Ефраим), где Господь провёл свои последние дни перед тем, как прийти на Голгофу. Приближалась Пасха иудейская, и Спаситель пришёл «в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими» (Ин.11,54).

Теперь перенесёмся на южный склон горы Елеон. Недалеко от её вершины расположено селение Виффагия (на иврите «Бейт Пагге» — «дом смокв»). Древняя иерихонская дорога в Иерусалим проходила через Вифанию, а затем через Виффагию. Именно отсюда начался торжественный вход в Святой город Сына Божиего Иисуса, где Ему предстояло принять крестные страдания и совершить подвиг победы над смертью. Мы знаем, что торжественный вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим накануне праздника Пасхи стал осуществлением пророчеств Ветхого Завета. Когда Господь со Своими учениками подошёл к селениям Виффагии и Вифании, Он попросил привести Ему молодого ослика, на которого никто никогда не садился. Ученики исполнили поручение, и Христос, сев верхом на ослика, стал спускаться с Елеонской горы к Иерусалиму под приветственные возгласы народа, постилавшего на Его пути свои одежды и пальмовые ветви: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Так вот, над символическим местом, отмеченным камнем, с которого Спаситель воссел на осла, небольшая часовня. А в 1978 году был основан греческий православный монастырь Входа Господня в Иерусалим. От этого монастыря начинается православный крестный ход на празднование Входа Господня в Иерусалим.

Следующая наша остановка — Гефсиманский грот, куда ведёт узкий проход из храма Пресвятой Богородицы. Грот представляет собой искусственную пещеру с горловиной в потолке и формой своей напоминает древнееврейскую давильню для выжимания из зрелых маслин оливкового масла. Вероятно, это одна из тех маслобоен, которые дали название Гефсимании — от древнееврейского «гат шманим», т.е. «масличный пресс». Эта пещера почитается местом, где ученики Спасителя ожидали своего Учителя во время Его молитвы в Гефсиманском саду в Страстную Пятницу.

В 1881 году великие русские князья Сергей и Павел Александровичи приобрели у турецкого правительства участок земли для постройки церкви в память их недавно умершей матери, императрицы Марии Александровны. Так было положено основание Гефсиманскому монастырю св.равноап.Марии Магдалины. Но дорог нам этот клочок земли ещё и тем, что в монастырском саду сохранился фрагмент древней лестницы, по которой  мог проходить Спаситель, спускаясь с Елеона.

В мусульманском квартале Иерусалима (северо-восточная часть Старого города) находится православный монастырь Темницы Христовой (другое его название — греческая Претория), основанный в 1911 году. В подземных этажах современного здания находится мрачная римская тюрьма. В подземельях сохранились помещения, вдоль стен которых идут каменные скамьи с перемычками на стенах для крепления ножных и ручных кандалов узников. По преданию, в этой римской тюрьме держали Варавву. А маленькая камера на верхнем ярусе именуется Темницей Христа. Она рассчитана на одного человека, и условия здесь более тяжёлые: узник должен сидеть на скамье с ногами, опущенными через два отверстия и скованными снизу цепями. В этой темнице был заключён Господь, дожидавшийся суда Пилата...

Евангелисты рассказывают о том, что Крест обезсиленного Господа по приказу римских солдат понёс Симон Киринеянин, отец Александра и Руфа. В память этого события францисканцы в 1895 году построили часовню на месте ранее находившейся здесь резиденции ордена в Иерусалиме. В стену часовни вмурован камень мостовой Старого города с отпечатком руки упавшего Господа.

Место погребения Господа нашего Иисуса Христа после Его Воскресения стало для Его учеников и последователей местом поклонения. Видимо, желая смутить христиан и воспрепятствовать им приходить к святой могиле, император Адриан в 135 году воздвиг в этой части города Элия Капитолина (так назывался в те времена Иерусалим), у Лобного места, храм богине Венере. Но тем самым он только выделил это место и невольно помог равноап.царице Елене отыскать Святой Гроб. Ибо рядом с жертвенником языческой богине была найдена пустая иудейская гробница, рассчитанная на положение только одного человека, что отличало её от всех прочих найденных могил и согласовывалось с евангельским текстом: «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19,41–42). А уже по воле Константина Великого епископом Иерусалимским Макарием в 326–335 годах над Св.Гробом был возведён величественный храм Воскресения, освящённый
17 сентября 335 года. А естественная скала с погребальной пещерой — Гробом Господним — была обработана как отдельный мавзолей, который стал центром ротонды церкви Воскресения.

Чудесное схождение на Гроб Господень Благодатного огня, от которого сами зажигаются лампады и свечи в храме Воскресения, вот уже много столетий повторяется в преддверии праздника Пасхи. Впервые это произошло ещё до завершения строительства храма: лампада, поставленная на Тридневное ложе св.Григорием Просветителем на Пасху 330 года, возгорелась от искры Небесного огня. С тех пор ожидание Святого света и получение его как милости Божией стало частью празднования Воскресения Христова.

Перед Храмом Гроба Господня — площадь, носящая название Святого двора. Двор вымощен каменными плитами, на одной из которых показывают следы турецкого солдата — мученика Анвара, — который в 1579 году стал свидетелем чуда появления Благодатного огня из колонны при входе в храм. Он исповедовал себя христианином, за что и был казнён. Надобно сказать, что мусульмане не раз пытались помешать чуду, уличить христиан в нечестности. Они заменяли масло в лампадах на воду, а обычные фитили — на медные, но Небесный огонь всё равно зажигал их!

«ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!»

Матушка Елена ГРИГОРЬЕВА: — Много лет подряд мы с о.Григорием Григорьевым ездили в Иерусалим на Пасху, чтобы увидеть схождение Благодатного огня и встретить там светлый праздник Воскресения Христова.

— А как вы сохраняете Благодатный огонь?

— Только в сердце, в воспоминаниях, в фотографиях. А как его иначе сохранишь? Есть у нас обожжённые свечи. Хранится рубашка о.Григория, в которой он встречал свой первый Благодатный огонь. На­ученные его опытом, мы после крестного хода в пятницу (а огонь появляется приблизительно в 15 часов по московскому времени в Великую субботу) заходили в Храм Гроба Господня и занимали места. Не ели, не пили, не сдвигались с места, ждали 30 часов с лишним... Поскольку, если ты оттуда выйдешь по какой-либо надобности, то уже не попадёшь в субботу в храм. Народу — тьма! Бывалые люди брали с собой спальники или лёгкие подстилки, складные стульчики — так ждать легче, нежели на ногах.

Нет, если вы — святой человек, то попадёте обязательно и в субботу. Расскажу удивительный случай. В 1994 году о.Григорий встречал Пасху Христову на Святой Земле вместе со своим духовным отцом — протоиереем Василием Лесняком. Все наши паломники заранее — в пятницу — распределились по храму. А о.Василий зашёл в храм в Страстную Субботу, непосредственно перед появлением Патриарха Иерусалимского, и полицейские его пропустили! Он безпрепятственно прошёл все кордоны полицейские. Зашёл и встал у самой Кувуклии, и ему никто не сказал ни слова. Спустя малое время пришёл Патриарх Иерусалимский со свитой священнослужителей, остановился около нашего батюшки (о.Василий был в рясе с крестом), поклонился и сказал: «Патриарх Диодор». Отец Василий поклонился в ответ и скромно ответствовал: «Священник Василий».

— А о.Григорий, получается, прошёл следом за о.Василием?

— Нет. Отец Григорий, как и все паломники, был уже в храме, заранее заняв место.

А потом, кажется в 2003 году, паломникам запретили оставаться в храме с пятницы. Мы были очень удручены: как теперь быть, как попасть в храм, чтобы встретить Благодатный огонь? Выпроваживают всех даже со Святого двора, что перед Храмом Гроба Господня. Делают это в целях безопасности, а потом запускают в храм только по пригласительным билетам Патриархатов — Иерусалимского, Армянского, Коптского... Один раз нам удалось попасть в храм с армянами. Помню, ко мне подходят и спрашивают: «Вы армянка?» Я подняла свои честные серые глаза и ответила: «Да». Мы с армянами подружились, и они нас прятали два года в храме — на галерее, на втором этаже. А ещё потом много лет — в подземном храме. Там есть армянский придел в честь св.царицы Елены (место, где были обретены голгофские кресты), а под Еленинской церковью — подземные церкви ещё со старых катакомбных времён. Вот там мы и прятались. Нам потом рассказывали паломники, которые расположились там до нашего прихода: «Лежим, вдруг беззвучно заходят человек двадцать, раскладывают спальники, укладываются — и молчок». Только на следующий день, когда нам подали команду выходить и мы проникли в храм, мы рассмотрели друг друга. То есть полицейские начинают пускать народ в храм, и мы выходим и смешиваемся с толпой.

Вспоминается 2000 год, когда весь мир праздновал 2000-летие христианства. Ночь прошла спокойно, но в Страстную Субботу нас со всех сторон сжимали так, что я не чаяла живой остаться. Последние два часа перед схождением Святого огня мы все стояли по стойке смирно, с ноги на ногу переступить невозможно было. И напряжение нечеловеческое, все ждут и боятся, что в этот год Благодатный огонь не сойдёт, и что тогда — конец света?..

Мы поначалу не знали, а потом нам греки объяснили, что после схождения Благодатного огня сразу служится греческая Литургия на Тридневном ложе, где только что Патриарх принял Небесный огонь. С тех пор мы все последующие годы стали оставаться ещё и на Литургию. Там же причащались, потом отдыхали в отеле и шли на ночную пасхальную службу. Помнится, поначалу на пасхальных службах русских паломников было очень мало. И так было жалко... Вокруг ликуют православные арабы, греки, копты, а русских почти не слышно, когда они на возглас: «Христос Воскресе!» едва слышно отвечали: «Воистину Воскресе!»

Отец Григорий не смог стерпеть такой несправедливости. Поскольку Иерусалим стоит в сейсмической зоне, то Кувуклия сохранения ради забрана в металлические балки. И вот батюшка в подряснике взобрался на одну из этих балок, чтобы русские его видели, и громко закричал: «Христос Воскресе!» Мы ответили: «Воистину Воскресе!» Сначала арабы попытались о.Григория оттуда снять, но, услышав, что он кричит по-русски: «Христос Воскресе!» — стали вместе с нами отвечать: «Воистину Воскресе!»... Когда мы приезжали в следующие годы, они нас находили, приветствовали и радовались, что все живы и опять собрались вместе. И снова на возглас: «Христос Воскресе!» с воодушевлением кричали по-русски вместе с нами: «Воистину Воскресе!»

Подготовила Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая