Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Верная память

РОДНЫЕ ПО ДУХУ

Девятого октября 2017 года приснопоминаемому санкт-петербургскому архипастырю Иоанну (Снычёву) исполнилось бы 90 лет. Сегодня мы публикуем воспоминания и размышления митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия о митрополите Иоанне (Снычёве).

Я познакомился с митрополитом Иоанном в Пюхтицком монастыре, будучи студентом Московской Духовной академии и насельником Троице-Сергиевой Лавры. Я проводил в обители летние каникулы, когда прибыл владыка Иоанн со своей многочисленной командой. Помню, что мы вместе служили в Успенском соборе. А потом он произнёс прекрасную проповедь сёстрам на трапезе. Владыка учил монашеским добродетелям: смирению, послушанию и молитве. Все слушали его, как старца, затаив дыхание. Каждое слово владыки ложилось на сердца монашествующих.

Затем мы поехали с владыкой Иоанном, матушками Варварой и Георгией на Финский залив. Мы гуляли, собирали камни на берегу залива. Вдруг нас остановили пограничники и приказали: «Всем лечь на землю!» Оказывается, мы зашли не в ту зону. Владыка Иоанн, конечно, не стал ложиться, да и матушки-игуменьи стали недоумевать: «Почему мы должны ложиться на землю? Разве мы что-то нарушали?» — «Нарушили, — последовал ответ, — вы очень долго пребываете в приграничной зоне. Кто вы?» Стали разбираться... Вот такой у нас произошёл казус.

По окончании Академии я прибыл в Пензу. И у меня стало больше контактов с владыкой. Мы ездили к нему в Димитровград. Я в первый раз увидел, как освящают новый, построенный уже в перестроечное время храм.

Затем владыка Иоанн с большой делегацией приезжал к нам в Пензу на 1000-летие Крещения Руси. Во время его приездов владыка Серафим поручал мне за ним ухаживать и опекать. Я сопровождал его до границы, до Кузнецкого, где он был у меня в гостях. И я неоднократно бывал у него в Самаре, вместе ходили на рыбалку. Я заставал его за работой в столярной мастерской — он столярничал и делал какие-то произведения искусства, мастерил шкафы. Много раз мы вместе с ним служили.

Дальше — больше. Когда митрополита Иоанна назначили в Санкт-Петербург, тогда ещё Ленинград, он стал упрашивать Святейшего Патриарха Алексия и владыку Серафима разрешить взять меня викарным епископом. Владыка Серафим, конечно, меня не отпускал. Видимо, в этом был Промысл Божий, ибо через некоторое время меня назначили архиереем в Саранск. Словом, владыка Серафим меня придержал, а так я мог бы стать викарием митрополита Иоанна.

Но мы с ним продолжали общаться, он мне подарил свою архиерейскую книгу с проповедями. Я часто её использую в своих проповедях. Владыка Иоанн по своему духовному складу мне очень близок.

Я воспринимаю митрополита Иоанна как духовного наставника. Я помню его духовный лик, его слово, спокойный и тихий голос. Он говорил всегда аргументированно, со ссылками на святых отцов, всегда держался церковных преданий и Священного Писания.

Я помню его старцем, который имел Дух Божий, потому что всегда говорил спокойно, вдохновенно, чётко и понятно объяснял, с чем мы должны бороться — со страстями и грехами. Он уделял больше внимания внутренней жизни. Он сам прошёл через большие внешние испытания, поэтому понимал, что Господь попускает скорби для нашего очищения. Мы должны исправляться, духовно совершенствоваться и расти, преодолевая искушения.

В Петербурге я должен продолжать дело своих предшественников — заботиться о спасении моей санкт-петербургской паствы. Как и владыка Иоанн не покладая рук служил, молился и делал всё возможное, так и я должен продолжать его дело. Потому что мы с ним потом встретимся на Небе, и он спросит меня: «Ну как? Что ты сделал после меня? Не разрушил ли моё дело?» — «Нет, — отвечу я, — продолжал ваше служение». Нам будет о чём поговорить...

Владыка Иоанн был для меня светлым человеком. Владыка Серафим был более горячим и резким, а митрополит Иоанн был всегда спокойным. Я никогда не видел его в раздражённом состоянии духа. Редко он делал маленькие замечания, а так всегда был уравновешенным человеком. Я считал и считаю его духовным человеком.

Почему его не любит либеральная интеллигенция? Я знаю владыку Иоанна только с духовной стороны. Я не знал его как политического деятеля и не следил за его выступлениями на эту тему. Так получалось, что мы разговаривали только на духовные темы. Я часто видел его на соборах, как он говорил, но не на политические темы. Какие-то статьи он подписывал, газеты какие-то выпускали, но я не знаю, он ли писал или от его имени писали. Мне это неизвестно. Я знаю его как пастыря.

РНЛ

 

предыдущая    следующая