Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Успение Пресвятой Богородицы

ПЕРВАЯ ХРИСТИАНКА НА ЗЕМЛЕ

Святые отцы отвечают нам на вопросы об Успении Божией Матери

— Страдала ли Пречистая физически перед Своей кончиной?

Свт. Амвросий Медиоланский

— Ни буква Писания, ни Предание не учат нас тому, что Мария отошла из сей жизни вследствие страданий от телесных язв.

— Неужели возможна радость о собственной смерти?

Свщмч. Александр Мраморнов

— Мы видим, как безмятежно, как без страданий, но с безконечной радостию преставилась к Богу Владычица наша Пресвятая Богородица. Такова истинно христианская кончина, так сладостна она для чистой души, потому что есть не что иное, как переход из грешного мира в радость вечного рая. И к каждому праведнику Премилосердный Господь посылает при кончине его святых Ангелов, как это мы видим из притчи о богатом и Лазаре. Каждый праведник не умирает и как бы из продолжительного странствования возвращается домой на вечный покой. В Новом Завете «смерть умертвися и мы ожихом», истинный христианин не умирает, а как бы засыпает. «Дети, — сказал ученикам своим святой Иоанн Богослов, — выройте мне могилу!» Лёг в неё и предал свой дух Богу. Предчувствуя свою кончину, свт. Димитрий Ростовский призвал певчих и заставил их пропеть некоторые, особенно любимые им церковные песни; затем, отпустив всех, стал на колени пред иконою Спасителя и скончался. Так и всякого праведника смерть честна пред Господом. Одни из них среди своих подвигов в молитвенном настроении, коленнопреклонные, испускали безмятежно душу. Другие на кострах, в виду обнажённых секир палачей, с весёлым лицом славили Христа Господа и радовались своему скорому с Ним соединению. В обычной нашей повседневной жизни можно наблюдать истинно христианскую кончину добрых людей.

— Почему Божия Матерь после Вознесения Сына Своего не вышла вместе с апостолами на проповедь?

Архим. Иоанн (Крестьянкин)

— Тайна земного назначения жизни Пречистой Девы, открытая Ей Богом архангеловым гласом: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах», — была столь сверхъестественна и столь велика, что смирение Пречистой Девы не могло доверить её ни одному человеку. Да и как Ей Самой говорить о том, на какую высоту вознесена Она Богом? Святая Дева избрала для Себя на всю жизнь молча страдать. И вся Её жизнь — это нескончаемое углубление сердца в непреходящую муку, вечное исхождение невидимою мученическою кровью… Нет, Она не вышла на проповедь вместе с апостолами, хотя о Сыне Своем именно Она могла бы рассказать больше кого-либо другого, ведь Её чуткое сердце зрело в Нем Бога от самого Его рождения. Она же опять в молчании несёт подвиг материнства и подвиг веры, и только апостолы притекают к Ней, поклоняясь и питаясь от сокровенных глубин Её духа, обожествленного подвигом жизни. Пресвятая Богородица была первой Христианкой на земле.

— Мы верим, что Пречистая «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим»… А на чём, собственно, основывается такая наша вера? Кто из святых это засвидетельствовал?

Свт. Григорий Палама

— О чиноначалиях ещё ранее написал Исаия: «И Серафими стояху окрест Его» (Ис.6,2). А о Ней опять Давид: «Предста Царица одесную Тебе» (Пс.44,10). Видите ли различие предстояния? Из этого различия можете уразуметь и различие чина по достоинству: ибо Серафимы — вокруг Бога, а близ Его Самого — Единая только Царица, Которая восхваляется и прославляется от Самого Бога, возвещающего как бы о Ней окружающим Его Силам Ангельским. Но Она по справедливости стала не только вблизи, а и одесную: ибо, где воссел Христос на Небесах, там ныне стала и Сия, возшедшая от земли на Небо, потому, что Она есть истинный Его Престол. Сей Престол видел и Исаия среди того Херувимского лика и назвал его высоким и превознесенным (Ис. 6,1), показывая этим превознесение Богоматери над Небесными Силами. Поэтому пророк и представляет этих Ангелов славящими Бога от Неё и говорящими: благословенна Слава Господня от места Его (Иез.3,12).

Св. прав. Николай Кавасила

— Ведь никто не был свят прежде, чем явилась Блаженная, но именно Она, первая и единственная отставшая от греха совершенно, явилась святой и святой святых и, если чем можно именовать, высшим; и для других отверзла врата святости, достодолжно приготовившись для восприятия Спасителя, а через это смогли стать святыми все пророки, священники и все вообще, достойными оказавшиеся Божественных Таинств. И что сказать о пророках, которые, если бы не получили даров Девы, не могли бы освободиться от оков ада? Подлинно святее блаженная Дева самих Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов. 

— Когда мы хотим особенно близко пообщаться со святыми, мы можем приложиться к их мощам или хотя бы прийти к святому на могилку… А разве Божия Матерь не оставила нам ничего материального на память о Себе?

Архиеп. Сергий (Спасский)

— Нет ни в одном углу христианского мира части мощей Богоматери, это потому, что вера в восшествие на небеса с пречистою плотию весьма древняя, современна апостолам и мученикам, и только пояс Богоматери, святые одежды Её открыты для чествования миру христианскому.

— Мы, как христиане, обязаны подражать святости Богородицы, Её твёрдому и непреклонному отрицанию греха… А не известно ли чего-нибудь о Её простых земных привычках, которым мы тоже могли бы подражать?

Свт. Феофан Затворник

— В подражание Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын Её и Бог освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами — посещать святые места.

предыдущая    следующая