Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Родительская суббота

ЖИВЁШЬ ЛИШЬ ДВАЖДЫ…

Человек на земле живёт дважды. Сперва лет семьдесят он ходит среди нас, дышит воздухом, топчет траву… Потом, когда эти семьдесят лет пройдут и человека снесут на кладбище, начинается его вторая жизнь: теперь он живёт в памяти тех, кто его знал. Приведу пример из собственной жизни. У меня, как и у любого из вас, был прадед. Сам я его не помню, он умер, когда мне не исполнилось и трёх лет, — но моя бабушка и мой отец очень часто рассказывали мне о нём. Я слышал эти рассказы, я чувствовал любовь, которою они были наполнены, — и я, доверяя словам тех, кого любил сам, тоже невольно проникался любовью к своему прадеду. Он, не запомненный мной, всё же живёт во мне отражением чьей-то любви, чьей-то памяти. Он для меня, если можно так выразиться, — реальность не вещественная, но душевная, сердечная. Когда я умру, эта живая связь пресечётся: для моего сына мой прадед уже не будет той сердечной реальностью, какой он был для меня. И тут ничего не поделаешь: точно так же пресеклась на мне живая связь с моим прапрадедом. Точно так же о моём отце не будет помнить мой правнук. Он, может быть, найдёт фото моего отца, будет с любопытством вглядываться в лицо своего предка, быть может, отыщет какое-то сходство с собой и почувствует тонкое, волнующее дрожание ниточки, связующей поколения… Вероятно, до него дойдут какие-то семейные рассказы о моём отце… А всё же живой, сердечной реальностью мой отец для моего правнука не будет уже никогда. Нет, не будет, — это закон вещей: живая, непосредственная связь гаснет со сменой поколений, и вместе с этой связью гаснет земное бытие ушедшего человека. Начинается для него жизнь иная, о которой мы, земные, судить сейчас не можем.

Мы помним многих прежде живших людей, мы храним в памяти огромные толпы всевозможных исторических персонажей. Зачастую их жизнь известна нам куда лучше, чем жизнь наших прямых, даже не очень далёких, предков. Но это знание, эта память — рассудочные, не сердечные; такая память не продлевает бытия. А память сердечная не может длиться более, чем длится жизнь того, кто помнит, того, кто любит.

Кажется, это звучит немного трагично: ведь все мы надеемся продлить свою жизнь в сердцах своих потомков… Но, когда представляешь эту длиннейшую вереницу предков, от которых до тебя не дошло ни малой весточки, невольно руки опускаются. Назовите любую произвольную дату: 1809 год, 1364, 428, или, скажем, 271 год до Рождества Христова, — в каждом из этих годов жил какой-то наш предок по прямой линии. Мы несём в себе его гены; мы, несомненно, в чём-то похожи на него, мы бы почувствовали к нему некую родственность, если бы могли с ним познакомиться… Да что там говорить, мы бы, скорее всего, полюбили его — как деда, как отца…

Вот беда: не могу привести иного примера, кроме голливудского… Ну, да что уж тут поделаешь? Не распространена эта тема в мировом искусстве… Помните фантастический фильм «Назад в будущее», последнюю часть трилогии, когда главный герой, отправившись в прошлое, знакомится там со своим прапрадедом? Меня всегда глубоко волнует этот отрывок — и то, как герои вдруг начинают чувствовать необъяснимое расположение друг к другу…

Где они теперь, наши пращуры? Многие ли из них обрели милость перед Богом? Знают ли они о нас? Видят ли нас? Молятся ли за нас?

Мне кажется, да: знают, и видят, и молятся. В конце концов, не их ли молитвами мы сейчас существуем? Вы ведь и сами, наверное, не однажды слышали от разных людей такую фразу: «Верно, кто-то на небесах замолвил обо мне словечко, раз я до сих пор не пропал!»

Да, разумеется, молятся за нас и святые, молятся и ангелы, молится и Матерь Божия… Но без молитвы предков наших — наших прапрадедов и прапрабабушек — и их молитвы были бы не так сильны! Они держат в руках ту ниточку, которая от нас через них идёт… Куда?

Помните, как сказано у евангелиста Луки о родословии Господа? О том, что был Он, как думали, «…сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов…» (Лк.3,23—24) — и далее длинный-длинный перечень имён земных предков Иисуса, — а завершается этот список: «…Еносов, Сифов, Адамов, Божий» (Лк.3,38). Вот куда привела ниточка поколений: к самому Богу. По этой ниточке и молитвы предков о нас идут — быстро, как по телеграфу.

Между прочим, всегда ли мы помним, что этот последний отрезок Христова родословия — он общий для всех нас, для всех совершенно. Эти предки у нас одни, кто бы мы ни были, к какой расе, к какому народу ни принадлежали бы! И не могу сейчас не привести этот список наших общих предков, ибо все мы «Ноевы, Ламеховы, Мафусаловы, Еноховы, Иаредовы, Малелеиловы, Каинановы, Еносовы, Сифовы, Адамовы, Божии».

…Вот такие мысли приходят порой в голову, когда прочтёшь вечером обычную молитву об упокоении почивших сродников…

С.СМИРНОВ

предыдущая    следующая