Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Какою мерою мерите

МЯТУЩИХСЯ И ЗЛЫХ И СОЛНЦЕ НЕ ГРЕЕТ

На дворе XXI век. Конечно, многие из наших читателей сами совершали паломнические поездки по святым местам, другие довольствовались записками о паломничествах, оставленными известными людьми. Но сегодня мы предлагаем вниманию наших боголюбивых читателей выдержки из удивительной книжицы «Мои мысли и размышления», которая вышла в свет в 1915 году. Это краткое описание путешествия по святым местам Григория Ефимовича Распутина (родился 10 января 1869 года в с.Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии) и высказанные им подлинные размышления по церковно-религиозным вопросам. Его мысли — это голос совести человека, в котором нет фальши. В книжке раскрывается одна из любопытнейших страниц его жизни. На пространстве небольшой книжки всё сведено к одному, точно в фокусе собирающему все его помышления, началу, — началу кротости и смирения. Прочтите, чтобы безпристрастно смогли судить о нём.

В КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЕ

«Я прибыл в Святую Лавру из Питера и назову светом Питер, но свет этот гонитель мыслей на суетный мир, а в Лавре свет светит тишины. Когда опускают Матерь Божию и пение раздается «Под Твою милость прибегаем», то замирает душа и от юности вспомнишь свою суету сует, и пойдёшь в пещеры, и видишь простоту: нет ни злата, ни сребра, дышит одна тишина и почивают угодники Божии в простоте без серебряных рак, только простые дешёвые гробики. И помянешь своё излишество, которое гнетёт, и гнёт, и ведёт в скуку. Поневоле помянешь о суете жизни».

В ПОЧАЕВСКОЙ ЛАВРЕ

«Дивная Почаевская Лавра. Что меня удивило? Во-первых, увидел я людей Божиих и возрадовался богомольцам очень, что нашёл я истинных поклонников, тут явился страх в душе и наука искания Бога, как они собирают жемчуг истинный, а потом увидел и Матерь Божию, и объял меня страх и трепет, и получил тишину, и заметил в себе кротость. После всякой святыни прибавляется дорогой жемчуг смирения. И вот я вступил в собор и обуял меня страх и трепет. И помянул суету земную. Дивные чудеса. Где сама Матерь Божия ступила своим следом, там истекает источник сквозь каменную скалу вниз пещеры и там все берут воду с верой, и нельзя, чтоб не поверить. О, какие мы счастливые русские люди и не ценим и не знаем цены чудесам!»

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

«Как облако на горе, так и Софийский собор, первый во всём свете. О горе! Как Господь гневается на нашу гордость, что передал святыню нечестивым туркам и допустил Свой Лик на посмешище и поругание — в нём курят. Господи, услыши и возврати, пусть храм будет ковчегом! По преданию говорится, что именно из-за гордости был отнят храм у православных, ибо не признавали сего ковчега, имели дом гуляния и роскоши. Господь прогневался на долгое время и повелел кощунствовать над Своей Святыней. Обождём, Господь смилуется и вернёт её с похвалой, почувствуем и покаемся. В ней сохранились невредимые места, они означают Спасителя (алтарь) и Матерь Божию (на выходе из храма).

Выехали в Средиземное море, пароход нигде не пристаёт. Боже, сколько апостолы по этим берегам зажгли веры! Без конца сделали любителей Христа, и за это повсюду мученики и по эту и по ту сторону Средиземного моря, а греки со своей философией возгордились. Господь прогневался и передал туркам все труды апостолов. В настоящее время как у греков все епископы грамотные и боголепие соблюдают, но нищеты духа нет, а народ только и идёт за нищетой духа, толпами пойдёт за ней, потому что боголепие высоко, а нищета духа выше. Без нищеты епископ заплачет, если креста не дадут, а если она есть в нём, то и худая ряса приятна — и за худой рясой пойдёт толпа. Почему теперь уходят в разные вероисповедания? Потому что в храме духа нет, а буквы много — храм пуст. А когда о.Иоанн (Кронштадтский) служил, то в храме дух нищеты был и тысячи шли к нему за нищетой духовной».

ИЕРУСАЛИМ

«Господь здесь страдал... Что реку о такой минуте, когда подходил ко Гробу Христа! Так я чувствовал, что Гроб — гроб любви, и такое чувство в себе имел, что всех готов обласкать, и такая любовь к людям, что все люди кажутся святыми, потому что любовь не видит за людьми никаких недостатков... О, какое впечатление производит Голгофа! Тут же в храме Воскресения, где Царица Небесная стояла, на том месте сделана круглая чаша, и с этого места Матерь Божия смотрела на высоту Голгофы и плакала, когда Господа распинали на Кресте. Поневоле слёзы потекут, и видишь перед собой, как всё это было. Боже, не будем более грешить, спаси нас Своим страданием!

Повели нас на Патриарший Двор, стали умывать ноги. Боже, какая восстаёт в уме картина. Умывают ноги, утирают полотенцем, и полились слёзы у верующих, все изумлены глубиной поучения, как нас учат смиряться. Боже, смири нас — мы Твои. Вот усадили нас рядами и поставили Старого Завета кувшины иудейские: так в душе и восстаёт Тайная Вечеря — беседа: с неё начались великие события и был первый намёк ученикам о расставании с Ним. Велики страдания, велика любовь Твоя за нас. Сокровище наше, не гневайся на нас — мы не можем быть без Тебя. Повели нас ночевать. Потом пели акафисты на Голгофе. Боже, какая отрада!

В храме Воскресения против арабского алтаря могила Никодима, который строил гроб себе, а положил Господа. Он ранее делал добрые дела и уподобился великого таланта. Никогда не бойся делать добро, всегда попадёшь в честь — бес так устраивает, чтобы ты был фарисей, а не уподобился и не был как Никодим — вот вся роль беса. Но делай, делай и венец твой и покой получишь.

Достигли Гефсимании... Вот это место поневоле научит молиться. Когда видишь то место, где Спаситель стоял, и знаешь, что в Гефсиманском саду слёзы Божии текли реками, то боязно ступить на землю, всякий камышек свят — описать этого невозможно. Боже, спаси и помилуй нас в Сердце Своём. Тут же видим, где ученики спали на камнях и Господь приходил их будить не раз, а мы почиваем вечно во сне и во зле. Господи, пробуди нас!»

О БЛАГОДАТИ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ

«О какое ожидание благодатного огня, как томятся все богомольцы до крестного хода! Более суток ожидают этого благодатного огня. Многие плачут, а арабы хлопают в ладоши, скачут и что-то поют в исступлении, кругом войска и турецкие кавасы. Приходит главная минута: Патриарх раздевается, остаётся в одном белье и входит в Кувуклию, где Гроб Христов. Народ со слезами и с сильным напряжением ожидает, когда Патриарх выйдет с огнём... Вот он выскакивает, неся огонь, и бежит в храм Воскресения, зажигает свечи неугасимые, а потом выходит к народу, и от пучка свеч зажигают свечи, и поклонники с большим рвением, все вне себя от радости и не чувствуют утомления, жгут свечи пучками — тридцать три свечи. В лице поклонников пылает чрезвычайная радость, но большой шум по всему храму. Боже, дай память, чтобы не забыть такое обновление.

Сорокадневный монастырь находится на высокой горе, где искушал бес Господа. Дивный храм, и в нем келейка, в которой помещается тот камень, на котором Господа искушал бес, и к нему прикладываются. Бог хочет нас искупить от лукавого, а теперь тут же, где Его искушение было, продают и «ракичку» дёшево, по-нашему водку. Вот бес хитрый, как он всех ловит.

В Вифлееме громадный храм, много в нём престолов и наций и всяких удобств, но для русских паломников всегда одни неудобства. Зато когда увидишь ясли Самого Спасителя — забудешь усталость и многие разные интриги. Приклонились к Его яслям, и не верится от радости, что Бог милость Свою явил к нам.

Крестный монастырь — самый древний из всех. В нём показывают место, где росло древо, на котором был распят Христос и которое посажено было праведным Лотом. Когда Лот выведен был из Содома, Господь через одного старца благословил его посадить три головешки и поливать их водой. Из одной головешки выросло дерево. Сама Церковь воспевает это древо. Как увенчал Господь праведного Лота, он и раньше был праведен, а потом пал в великий разврат, но покаялся. Вот первое спасение — если ради Бога кто живёт, то хотя искусит его сатана, всё-таки спасётся».

предыдущая    следующая